Приобщение детей к чтению
материал по теме

В данном материале содержится информация о том, как научить детей любить и читать книгу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_chteniyu.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к чтению»

    Специалисты  и  родители  в  последнее  время  отмечают  снижение  речевых  способностей  у  детей. Они  не  умеют  и  не  любят  рассказывать, их  словарь  беден, а представления  об  окружающем  ограничены. Речь- это  средство  общения, регуляции  поведения  ребёнка, а  также  познания  мира. Залог  успешного  обучения  в  школе – это  развитая  речь.

    В  раннем  возрасте  овладение  разговорными  навыками  происходит  только  в  живом  общении, когда  ребёнок  включен  в  диалог, не  только  слухом  и  артикуляцией, но  всеми  своими  действиями, мыслями, чувствами. Речь  развивается  и  обогащается  под  воздействием  окружающей  речевой  среды, в  процессе  совместной  деятельности  со  взрослыми: рисовании, конструировании, чтении.

    Дети  актуализируют  свои  речевые  навыки  во  время  игры  со  сверстниками, посредством  речи  учатся  воздействовать  на  других, вовлекать  их  в  игру, подчинять  их  своим  правилам.

     В  своей  группе  мы  исследовали  речевую  среду, провели  анкетирование  родителей, а  также  проанализировали  содержание  занятий, речевую  нагрузку  в  режиме  дня,  игровую  деятельность.

     Анализ  анкет  родителей  показал, что  в  большинстве  семей  ребёнок  с  раннего  детства  постоянно  сидит  у  телевизора  или  компьютера.  И  многие  родители  считают, что  просмотр  познавательных  фильмов  приносит  пользу.  Многие  родители  мало  читают  детям, не  всегда  подбирают  книги  с  учётом  возраста  ребёнка.  Читают  когда  у  них  есть  время, а  не  тогда,  когда  ребёнок  выражает  желание, не  перечитывают  полюбившиеся  книги.

     В  нашем  детском  саду  много  времени  уделяется  развитию  речи  и  ознакомлению  с  художественным  словом.  Однако  традиционные  занятия  имеют  свои  недостатки.

  1. Оно  длится  полчаса, вовлечь  каждого  ребёнка  в  речевую  деятельность  за  это  время  невозможно.
  2. В  процессе  занятия  не  задействуется  и  не  развивается  важнейшая  функция  речи - коммуникативная.  Прослушав  объяснения  воспитателя, ребёнок  отвечает  на  вопросы,  составляет  рассказ  по             образцу,  он  не  создаёт  собственное  высказывание.  
  3. В  работе  по  развитию  речи  не  принимают  участие  родители.

Проанализировав  ситуацию,  мы считаем  одной  из  основных  задач  в работе  над  данным  проектом - пробуждение  интереса  к  родному  языку  и  популяризацию  чтения  детской  художественной  литературы  среди  взрослых  и  детей, используя  нетрадиционные  формы  по  развитию  речи.                С  этой  целью  мы  организовали  семейный  клуб  любителей  чтения             «Читайка».  Его  участниками  стали  воспитанники  нашей  группы  и  их  родители.

    Формирование  традиций  семейного  чтения - дело  долгое  и  поэтому  начинать  работу  нужно  с  раннего  детства.

    В  младших  группах  с  родителями  мы  проводили  консультации  о  развитии  речи  детей, о  том, как  и  когда  читать  детям,  какую  литературу, проводили  обзор  детских  книг.

    В  средней  группе  дети  участвовали  в  просмотре  мультфильмов  по  мотивам  русских  народных  сказок,  сказок  В.Г. Сутеева.  Перед  просмотром  мы  сначала  читали  детям  книгу, затем  обсуждали  прочитанное.  Мультфильм  помогал  детям  лучше  понять  сказку  и  закрепить  полученные  знания.  Родителям  мы  давали  рекомендации,  о  чём  побеседовать  с  ребёнком, какие  вопросы  задать  ему.

    Дети  старшей  и  подготовительной  группы  являются  уже    непосредственными  участниками  клуба « Читайка».

    У  детей  этого  возраста  уже  есть  определённые  знания  и  умения,  они  воспринимают  большую  по  объёму  книгу,  анализируют  содержание, отвечают  на  вопросы, а  также  придумывают  собственные  сюжеты.  Чтобы  активизировать  детей, поддержать  их  интерес, мы  придумали  сказочного       персонажа - Читайку.

    Читайка- это  мудрый, умный  совёнок, живущий  в  лесу.  Он  очень  любит  читать.  От  Читайки  каждый  месяц  приходит  в  группу  письмо, в  нём  он  делиться  впечатлениями  о  прочитанной  книге.  Книги  подбираются  в  соответствии  с  сезоном, и  не  входят  в  программу  детского  сада. Мы  стремимся  к  тому, чтобы  с  этими  книгами  познакомили  и  родители.   Также  Читайка  предлагает  детям  выполнить  небольшие  задания: выучить  стихотворение, например,  об  осени  и  нарисовать  иллюстрацию. В  группе  есть  почтовый  ящик  для  переписки  с  Читайкой.  Свои  рисунки,  рассказы  дети  опускают  туда.

    Встречи  с  любознательным  совёнком  мы  проводим  в  музыкальном  зале,  в  торжественной  обстановке,  куда  приглашаются  дети  из  других  групп. Совёнок  придумывает  интересные  задания, игры , вопросы, викторины.  Обязательно  организуется  выставка  детских  работ. Дети  с  удовольствием  выполняют  задания  Читайки:  читают  стихи, рассказы.  Это  даёт  им  навык  выступления  перед  публикой, умение  держаться  на  сцене, говорить  громко  и  выразительно.  Каждый  желающий  может  выступить, сравнить  своё  выступление  с  другими,  понять, что  успех  выступления  зависит  только  от  тебя  самого, сделать  самостоятельные  выводы.

    Мы  придумываем  всё  новые  и  новые  задания, чтобы  поддержать  интерес  детей.  Мы  выпустили  с  детьми  книги: С.Маршак «Пудель»,  сборник  стихов  об  осени  с  иллюстрациями,  сказки  А.С. Пушкина.  Готовиться  сборник  рассказов  наших  детей.  Эти  книги  пополняют  библиотеку  нашей  группы.

    После  выполнения  задания  Читайки,  детям  вручается  читательский  билет.  Все  они  хранятся  в  группе, каждый  раз  в  них  появляются  всё  новые  и  новые  записи  о  прочитанных  книгах.  Читательский  билет  ребёнок  получит  на  руки  когда  пойдёт  в  школу.

    Родители  получают  полную  информацию  о  работе  клуба.  Рекомендуем  родителям  подробно  обсудить  с  ребёнком, что  ему  понравилось, а  что  нет, что  нового  узнал, вместе  посмотреть  мультфильмы  и  обсудить  их.  Клуб  любителей  чтения  существует  недолго, но  уже  приносит  свои  плоды.  Многие  родители (Белкины, Акимовы, Шубины, Бочкановы, Рослановы, Батраевы  и  др.)  записались  в  библиотеку.  Дети  полюбили  совёнка  Читайку  и  с  нетерпением  ждут  с  ним  новых  встреч.  Нами  совместно  прочитано  множество  книг.  Мы  надеемся, что  дети, которым  с  раннего  возраста  в  семье  читали  прекрасные  книги, с  которыми  родители  обсуждали  и  переживали  прочитанное,  дети, которые  активно  были  включены  в  работу  с  книгой,  получили  возможность  творить,  обретут  прекрасную, богатую  и  правильную  речь.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»

Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....

семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»

В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...

рекомендации родителям по приобщению детей к чтению

рекомендации родителям для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы...

Приобщение детей к чтению

Как приобщить ребенка к чтению художественной литературы....

Конспект занятия по приобщению детей к чтению.«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения.

«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения....

Презентация по чтению "Приобщение детей к чтению"

В презентации отражены различные методы обучения дошкольников чтению....

Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...