Статья "Гендерное воспитание детей в ДОУ"
статья по теме

Бышева Елена

Статья способствует формированию  представлений о настоящих мужчинах и женщинах, мальчиках и девочках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie._bysheva.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное  воспитание детей в ДОУ.

                                                                                            Е.В. Бышева

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида».

                                                                                           (с. Лямбирь)

           Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчин. 

         В ДОУ решаются следующие образовательные задачи полового гендерного воспитания детей: 

- воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей; 

- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям; 

- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями; 

- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением  

- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института; 

- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования; 

- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов. 

        Актуальность гендерного воспитания  на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь  набором преимуществ по своему половому признаку. Оно состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик.

        Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и  мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли доброту, были  мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали  родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

       Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения.  Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают  вещи по цвету, игрушки по полу, но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.

        Разнополое воспитание в детском саду во многом опирается на  индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров  поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент  и считают, что больше ничего делать не нужно.  Дети и так скопируют каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами или же образец с папой вообще недоступен и существует масса других негативных нюансов.       

        Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте,  существенно повлияет на развитие личности и  позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.       

         Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.      

        Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы  мужчины, не  утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались  бы  в главных потребителей и  не перекладывали на женские плечи воспитание детей.  Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.      

         Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают  тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены  нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.       

          Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети  не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют  желания прийти на помощь девочкам тогда, когда  нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.  

          Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально.        

          Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям можно использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:

 · Сюжетно – ролевая игра «Семья»

 · Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы

 · Проблемные ситуации с этическим содержанием

 · Изготовление подарков для мам, пап, сверстников

 · Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой , потому , что…», «Кем быть?» , «Одень мальчика, одень девочку».    

        В последнее время специалисты рекомендуют подходить к вопросам гендерного воспитания детей комплексно. Их следует развивать всесторонне, прививая им качества обоих полов. Связано это с тем, что общество выдвигает немного другие требования к полам. Современные женщины вынуждены быть более решительными и действенными, а мальчики должны уметь сочувствовать другим. Так, в девочках воспитывается решительность, а в мальчиках терпимость и умение сопереживать.

Список использованной литературы.

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире.  2002

2. Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник СПб.:  Детство-пресс, 2004.

3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве М.: Педагогика, 1990.

4. Вайнер, М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников

М.: Педагогическое общество России, 2005.

5. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка М.: Права человека, 2002.

6. Гойко, И. Сказка учит находить общий язык. Дошкольное воспитание. 2003. - №3.

7. Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Челябинск, 2008.

8. Михайленко, Н.Я., Короткова, H.A. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-ое изд., испр. — М.: ГНОМ и Д, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей...