Аналитический отчёт психолога.
материал по теме

 Побединская Ирина Викторовна

Аналитический отчёт психолога по результатам работы за год. ( цпмсс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_analiticheskiy_otchyot_cpmss.docx59.62 КБ

Предварительный просмотр:

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Директор ГБОУ ЦПМСС

Выборгского района

Г. Санкт- Петербурга

_____________А.Н. Кургинова

«___»  мая 2013 года.

Аналитический  отчет педагога-психолога Побединской Ирины Викторовны

по результатам деятельности в 2012/2013 учебном году.

1.Общие итоги реализации психологических программ деятельности педагога-психолога в соответствии с целями и задачами Центра на текущий учебный год – программы реализованы полностью.

2.Объем и способы решения задач, определенных в разделе перспективного планирования по видам работ педагога-психолога- консультирование ( по предварительной записи) – 1 раз в неделю, до 4 консультаций; групповые занятия- три группы по 1 разу в неделю, диагностика – по плану ЦПМСС и запросам руководителей ОУ.

4. Общая характеристика групп детей, с которыми педагог-психолог работал в течение учебного года: дети дошкольного возраста ( ДОУ 127 Выборгского р-на)- диагностика школьной зрелости, учащиеся начальной школы, младшие подростки.

5. Общие итоги реализации психологической помощи (сопровождения) педагогическим работникам, администрации, другим категориям участников образовательного процесса, в том числе родителям, с которыми в течение учебного года проводилась работа психолога (по видам работ)- проводилось консультирование родителей детей и подростков при обращении их в ЦПМСС, консультирование педагогов  и родителей, работа по запросу администрации ГБОУ СОШШ №76 ( выявление детей «группы риска», консультирование администрации и родителей, разработана программа дебрифинга). Проведена диагностика школьной зрелости, даны рекомендации по преодолению уязвимых качеств воспитанников ДОУ №127, проведена групповая консультация родителей подготовительных групп в ДОУ №127 на тему « Профилактика школьной дезадаптации- как помочь своему ребёнку стать счастливым в школе?»

6. Эффективность и результативность проводимых работ .

6.1. Диагностика психических процессов и свойств личности.

Диагностика школьной зрелости в ГБ ДОУ №127 Выборгского района г. Санкт- Петербурга.

 В период с февраля 2013 по май 2013 года мною проводилась работа по определению психологической готовности детей к началу школьного обучению.

Контингент: 52 человека, воспитанники 8,5, 11, и логопедических групп , возраст от 6 до 7 лет.

Целью диагностики являлось :

  1. определение уровня актуального психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
  2. разработка рекомендаций по коррекции и развитию уязвимых качеств для педагогов и родителей,
  3. определение целесообразности начала школьного обучения у детей 6 лет.
  4. выявление детей с уязвимым невротическим статусом с целью оказания им  психологической помощи.

Задачи психодиагностики:

  1. Определение физиологической зрелости ребёнка.
  2. Определение уровня развития мыслительных процессов : анализа- синтеза, обобщения, классификации, сравнения, в том числе с предъявлением стимульного материала исключительно словесного характера (без картинок).
  3. Определение уровня общей осведомлённости ребёнка об явлениях и предметах окружающего мира, их взаимосвязях.
  4. Определение устойчивости внимания, в том числе- слухового.
  5. Определение адекватности зрительного и слухового восприятия.
  6. Определение объёма зрительной памяти.
  7. Определение уровня развития речевых характеристик, в том числе, словарного запаса, грамматического строя речи.
  8. Изучение преобладающей мотивации (учебная или игровая), наличия установок на школьное обучение.

Используемые методики: Диагностическая беседа, наблюдение, интервьюирование воспитателей,  психомоторные тесты, ,  тест школьной зрелости Кёрна- Йерасека, методики «Шифровка», «Графический диктант», «Домик», «Установление последовательности картинок», «Классификация» и другие.

Объекты исследования:

  1. Школьная мотивация.
  2. Мышление- исключение лишнего, классификация, нахождение закономерностей, установление причинно- следственных связей, восстановление последовательности событий.
  3. Общая осведомлённость.
  4. Фонематический слух.
  5. Механическая память ( рисуночный стимульный материал).
  6. Коммуникативные умения.
  7. Понимание прочитанного ( пересказ текста)
  8. Уровень развития элементарных математических представлений- ориентация на листе бумаги, решение задач, числовые ряды, счёт в пределах 10, знание геом.фигур.
  9. Уровень развития речи ( словарный запас, умение составить рассказ).
  10. Восприятие, зрительная дифференцировка, работа по образцу -  корректурная проба.
  11. Умение читать, знание букв.
  12. Развитие мелкой моторики ( штриховка, рисунок по образцу)

Всего исследовалось 11 параметров. По всем тестовым заданиям дети показали высокие и средние результаты.

Только один ребёнок- Лев А., ребёнок из семьи иммигрантов из Пакистана показал низкие результаты школьной зрелости ( вследствие невладения русским языком), что говорит в целом  о хорошо поставленной педагогами и администрацией ДОУ работе по подготовке детей в школе. .

Рекомендации педагогам и администрации:

  1. При общем высоком уровне готовности детей к школьному обучению недостаточно работы уделяется развитию воображения, в частности,  речевого творчества . Данный факт нашёл отражение в результатах методики «Составление рассказа по серии картинок». Дети составляют фактически правильный рассказ, верно интерпретирую содержание и последовательность событий, однако, их рассказы как правило малоэмоциональны , бедны по составу ( прилагательные и глаголы однообразны- «Они пошли к с жирафу, потом пошли к клетке со львом»,,,) Дети не стремятся описывать содержание деятельности персонажей, описывать чувства и мысли , не наделяют персонажей какими- либо качествами, их рассказы слушать скучно. Особо надо отметить, что при инструктировании детей перед данной методикой мною была дана установка на то, что рассказ «Должен быть интересным» , дети стимулировались мною к  фантазированию.
  2. Также необходимо работать над формированием позитивной школьной мотивации. Дети в подавляющем большинстве говорят о том, что хотят хорошо учиться, но вот ЗАЧЕМ им самим это нужно - не очень понимают. Вопрос формирования детальных представлений о школьном обучении очень важен, так как наличие положительной мотивации даёт ребёнку дополнительный резерв при начале обучения, повышает его стрессоустойчивость, снижает тревогу. Такую задачу могут решать сюжетно- ролевые игры, возможно их проведение с привлечением старших братьев и сестёр, обучающихся в школе. Также формированию активной позиции школьника способствуют различного рода ролевые игры на школьную тематику.

  1. Проведена 21.05.13 групповая консультация для родителей подготовительных групп на базе ДОУ по вопросам профилактики школьной дезадаптации.

Приложение 1. Диаграмма « Распределение детей ДОУ №127 ( 6-7 лет) по уровню готовности к школьному обучению».

Май 2013 года.

Приложение 2. Показатели готовности детей к школьному обучению ( по отдельным тестовым методикам). Средний балл по методикам.

(Оценивание по шкале от 0 до 2 балов)

6.2. Ведение групповых занятий.

  1. В 2012/2013 учебном году мною велись групповые занятия по программам « ДАРтС» ( Дягтерёва С.П., Швецова С.А.) и «Все цвета, кроме чёрного» ( М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова).(модифицированные варианты). Продолжительность занятий составила 3 месяца - с середины февраля по середину мая ( 13 занятий).
  2. По программе «Все цвета, кроме чёрного», обучались учащиеся 5-6 классов ( младшие подростки). Из 5 детей двое отчислены в связи с длительным непосещением занятий без уважительной причины. По программе «ДАРтС» обучались 13 детей, двое отчислены в связи с длительным непосещением занятий без уважительной причины, на их места взяты новые учащиеся.
  3. В начале занятий проводился опрос родителей учащихся с целью выявления запросов и ожиданий.

Родителями были заявлены следующие проблемы:

Неуверенность в себе, низкая самооценка, тревожность,

3

Невнимательность, неусидчивость

6

Конфликтность, низкая эмоциональная устойчивость, проблемы в отношениях с окружающими, отсутствие друзей

9

Сниженное настроение, апатия

2

Отклоняющееся поведение ( прогуливает школу, ворует, врёт)

1

Низкая учебная мотивация

3

Уход в придуманный мир, отрыв от реальности

1

Неумение общаться, выражать свои чувства и мысли, конструктивно взаимодействовать

6

Таким образом, основные проблемы детей обучающихся на групповых занятиях связаны с коммуникативной сферой и проблемами волевого регулирования поведения. В связи с этим программа занятий была модифицирована под конкретный запрос, в частности, увеличено количество занятий, направленных на развитие произвольного поведения и обучению конструктивному поведению.

  1. В начале и в конце цикла занятий была проведена диагностика самооценки детей (Лесенки) , а также семантический дифференциал  «Мой ребёнок»  для родителей, что позволило выявить индивидуальную картину проблем по каждому ребёнку. В частности, выяснилось, что некоторые дети считают себя недостаточно умными и даже глупыми, при удовлетворительном уровне школьной успеваемости. Это говорит о низкой самооценке ребёнка в области интеллектуальных достижений. Таким детям на занятиях я старалась создать атмосферу поддержки и принятия, провела дополнительную консультацию для родителей по коррекции стиля родительского поведения, что в конечном итоге дало результат.
  2. Для диагностики эффективности я использовала метод стандартизированного наблюдения, ( см. Приложение которое проводилось по 6 параметрам 3 раза в ходе цикла занятий ( в начале, в середине и в конце)

Результаты исследований представлены на диаграммах.

Из диаграммы видно, что параметр «открытость- закрытость» оказался вполне гибким и предположительно зависел от атмосферы доверия и поддержки в группе.

Параметр «пассивность- активность»также дал существенную положительную динамику ( исключение составили случаи, когда у ребёнка активность и так была очень высокой).

Улучшение результатов по параметру «агрессивность- доброжелательность « связана с моей точки зрения как с тем, что дети обучались ненасильственным методам коммуникации и усваивали способы конструктивного взаимодействия друг с другом, так и тем, что в группе образовались дружеские связи и отношения.

По параметру «критичность- терпимость» несколько иная картина- в основном это умение достигло максимума уже к середине цикла занятий и дальше уже существенно не изменилось. Это объясняется тем, что за 1,5 месяца дети усвоили групповые нормы поведения, не приветствующие критику и оценочные суждения в адрес участников группы, а далее- только поддерживали общение в усвоенном формате.

Очень многие дети улучшили свои показатели по параметру «оптимизм- пессимизм», что косвенно говорит о повышении уверенности в себе, по крайней мере, в области умений, получаемых в рамках занятий. Нужно сразу сказать, что прямой цели развить художественные способности детей не ставилось, художественное творчество использовалось лишь как средство самовыражения, способ самопознания.

Из графика видно, что проблемы по данному качеству имелись лишь у некоторых детей. Радует, что подвижки даже зат такое короткое время произошли, однако, глупо было бы ожидать, что такое качесвто, как нормативность ( в противовес импульсивности и поведенческой расторможенности) за 3 месяца разовьётся до необходимого уровня. Однако, мама П.В. ( 8 лет) ссылалась на мнение классного руководителя, что умения, полученные на занятиях, распространились и на школьные занятия. Возможно, это связано ещё и с тем, что упал уровень напряжённости и тревоги вследствие работы с личностными проблемами ребёнка и это стало не так ярко проявляться в двигательной сфере.

Уровень творческих способностей детей изменился незначительно ( исключение составляют те дети, которые оценивались родителями и психологом, как дети с заниженной самооценкой.) Однако, изменения в лучшую сторону, хоть и незначительные, всё же произошли.

На графике видно, что уровень включённости возрос почти у всех детей. Дети с удовольствием посещали занятия, считали их важными и полезными, даже находясь на больничном, стремились не пропускать занятия.

ВЫВОД: Цели и задачи, поставленные в курсах групповых занятий, частично или полностью решены. Статистические данные свидетельствуют о целесообразности проведения данных курсов в целях психокоррекции  детей и подростков.

6.3. Консультативная работа .

  1. Проведено консультаций детей и подростков ( в присутствии законного представителя)- 34 консультации, из них первичных- 19 консультаций.
  2. Проведено консультаций родителей ( законных представителей)- 27 консультации, из них первичных- 20 консультаций.
  3. Проведено консультаций педагогов и администрации образовательных учреждений – 7 консультаций, из них первичных- 7 консультаций.
  4. Основные проблемы, заявленные в ходе консультирования это:
  1. Семейные проблемы
  2. Межличностные проблемы
  3. Проблемы обучения
  1. В ходе консультирования использовались следующие методы диагностико - консультативной работы:
  1. Наблюдение
  2. Интервью
  3. Сбор анамнеза
  4. Анализ продуктов деятельности
  5. Проективные методики «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Моя проблема», «Автопортрет», дихотомический рисунок «Всё хорошее во мне и всё плохое во мне»и другие.
  6. Заключение письменного контракта между ребёнком ( подростком и родителем)
  7. Метод расстановки
  1. Проведена групповая консультация для родителей детей подготовительных групп в ГБ ДОУ № 127 Выборгского района СПб.
  2. Проводилось консультирование администрации, родителей по запросу ГБОУ СОШ № 76. Даны рекомендации по профилактике делинквентного поведения у подростков и юношей.

7. Объем реализации целей и задач, лежащих в основе перспективного планирования по отношению к запланированному- цели и задачи выполнены полностью.

8. Объем реализации отдельных видов работ, отраженных в годовом перспективном планировании по отношению к запланированному- объём соответствует запланированному.

9. Проблемы, возникшие в результате выполнения отдельных видов работ педагога-психолога: 4 ребёнка были отчислены с занятий по причине большого количества пропусков занятий без уважительной причины. Все эти дети были « из списка ожидания» других психологов. Это значит, что личного непосредственного контакта с родителями этих детей у меня не было. Можно предположить, что уровень мотивации, (который формируется  у родителей в том числе при проведении индивидуальных консультаций), был недостаточен для посещения длительного цикла занятий. Не зная меня как психолога, не чувствуя личностной заинтересованности в посещении их детьми занятий, родители уставали возить детей и начинали пропускать занятия. Напрашивается вывод о нецелесообразности включения в группу детей из листов ожидания других психологов.

  1. Необходимые организационно-методические мероприятия для дальнейшей реализации поставленных целей и задач, перспективы дальнейшей работы:
  1. Обучение на курсах по арт- терапии в АППО в сентябре - декабре 2013 года.
  2. Написание программы по групповой работе для подростков с элементами поведенческой и арт- терапии.
  3. Участие у работе методического объединения педагогов – психологов в полном объёме.
  4. Утверждение программы тренинга по оказанию первой психологической помощи в кризисных ситуациях в АППО.

11. Новые инструментально-методические средства, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период (диагностические методы и методики, коррекционно-развивающие программы, использование новых дидактических средств):

11. 1. Использование терапевтических сказок в индивидуальной и групповой работе педагога- психолога ( составлен перечень с указанием возможной темы консультирования для детей и подростков от 4 до 18 лет)- см. Приложение 2.

11. 2. Использование аудиоматериалов для групповой работы с детьми и подростками ( психотерапевтические сказки в аудиозаписях, музыкальные произведения для арт- терапии и оптимизации функционального состояния, дана ссылка на размещение в интернет- сети)) – см. Приложение 1

11. 3. Использование мультфильмов с целью психокоррекции ( составлен список мультфильмов с указанием используемых задач, даны ссылки на расмещение в интернет- сети) – см. Приложение 3.

Диагностический инструментарий, разработанный мною в данный период:

  1. 4. Диагностическая методика «Стандартизированное наблюдение» ( авторская разработка)- см. Приложение 4
  1. 5. Диагностический инструментарий для оценки эффективности групповых занятий – см. Приложение 5:

  1. 6.  Анкета для родителей ( анкетирование проводится в начале и конце курса групповых занятий).
  1. 7.  Итоговая анкета для родителей.
  1. 8. Итоговая анкета для участников

12. Собственные авторские программы : разработанные и находящиеся в процессе апробации за отчетный период:

 «Тренинг оказания первой психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях.»( для педагогов)- см. Приложение 6 – проведение планируется 30 мая 2013 года в ЦПМСС Выборгского района с участием педагогов школ Выборгского района

13. Повышение квалификации:

1) «Групповое консультирование и ведение терапевтических групп»- АППО, 120 часов,  срок окончания- июнь 2013

2)«Гендерная психология в образовании»- АППО 72 часа, декабрь 2012 года ( уд. №171)

14. Передставление и распространение собственного опыта:

14. 1. Публикации, в том числе, в интернет- источниках:

  1. «Групповые методы психокоррекционной работы с детьми и подростками ( мастер- класс для педагогов- психологов). ( социальная сеть работников образования)
  2. Моя коллекция терапевтичеких сказок для индивидуальной и групповой работы. ( социальная сеть работников образования)
  3. Использование мультипликационных фильмов в групповой психокоррекционной работе педагога- психолога. ( социальная сеть работников образования)
  4. Стандартизированное наблюдение как метод психолого- педагогической оценки результативности. ( социальная сеть работников образования)
  5. Конспект занятия « Принцесса и людоед» ( психогимнастика с использованием мультфильма). ( социальная сеть работников образования)
  6. Ребёнок и компьютер. ( Советы психолога) . ( социальная сеть работников образования)
  7. Родителям о кризисе трёх лет. ( Советы психолога). ( социальная сеть работников образования)
  8. Проявление гендерных различий в игровых предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста ( на примере выбора игрушек). ( социальная сеть работников образования, сборник материалов 1 международной конференции « Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития» - Москва, февраль 2013 года.)
  9. Перезентация к родительскому собранию на тему « Как помочь своему ребёнку стать счастливым в школе? « ( профилактика школьной дезадаптации) ( социальная сеть работников образования).

14. 2. Создание сайта в социальной сети работников образования.

14.3. Публичное представление опыта:

  1. Мастер- класс для педагогов- психологов Выборгского района «Методы групповой психокоррекционной работы с детьми и подростками» - 07 мая 2013 года.
  2. Мастер- класс для педагогов- психологов Выборгского района «Методы индивидуальной и подгрупповой психокоррекционной работы с детьми и подростками» - 14 мая 2013 года.
  3. Выступление на 1 международной конференции « Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития» - Москва, февраль 2013 года. С докладом «Проявление гендерных различий в игровых предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста ( на примере выбора игрушек)». – 1 февраля 2013 года, г. Москва.
  4. Выступление на городском научно- практическом семинаре «Гендерные аспекты в образовании»- АППО, 7 декабря 2013 года.Тема доклада «Проявление гендерных различий в игровых предпочтениях мальчиков и девочек дошкольного возраста ( на примере выбора игрушек)»
  5. Выступление на международной научно- практической конференции « Арт- терапия сегодня. Арт- терапия в образовании, медицине, социальной сфере». Тема выступления « Групповый методы арт- терапии детей младшего школьного и дошкольного возраста в работе педагога- психолога и воспитателя ДОУ»

14. 4.  Членство с Санкт- Петербургском психологическом обществе ( с апреля 2013 года).

Педагог- психолог _____________________ Побединская И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт за2011-12г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»

Цель работы педагога-психолога :создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физич...

Аналитический отчёт по результатам проведения групповых психокоррекционных занятий психолога.

Аналитический отчёт для аттестационной папки ( раздел 1.4. экспертного заключения)....

Аналитический отчёт за 2012-13г.г. Субботиной Татьяны Викторовны, педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 17 «Ладушки»

Цель работы педагога-психолога : создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических...

Аналитический отчёт педагога-психолога

Коллеги, надеюсь, это кому-то пригодится!...

Аналитический отчёт о работе педагога-психолога Мельниковой Ирины Сергеевны МБДОУ «Детский сад №85» за 2015-2016 год

Основными проблемами, с которыми в течение года обращались родители воспитанников являлись: адаптация к ДОУ, агрессивное поведение ребёнка, развитие познавательных процессов, подготовка детей к ...

Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2018-2019 учебный год.

Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2018-2019 учебный год....