Родительское собрание "Гендерное развитие дошкольников"
консультация на тему

Саликова Татьяна Васильевна

 

     К.Д.Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное  в детские годы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_razvitie.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок   учится  тому,

что  видит  у  себя  в  дому.

Родители  пример  ему.

Кто  при  жене  и  детях  груб,

кому  язык  распутства  люб,

пусть помнит, что  с  лихвой  получит

от  них  все  то, чему  их  учит.

С. Бранд

Это стихотворение средневекового поэта очень ярко характеризует воспитание в современной семье. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья – такой и вырастет в ней человек. Семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга.

Данная информация для некоторых родителей будет открытием, поводом для размышлений о выработке единых требований к воспитанию ребенка.

        Давайте с вами разберем от чего происходит слово воспитание. Как вы считаете, что это такое?

     Воспитание происходит от слова "питание", "впитывание". Поэтому логично предположить: что ребенок в своем детстве впитал в себя (нормы, правила поведения, моральные и нравственные принципы), то в результате мы и получим от него в более взрослом возрасте.

     Мы можем сколько угодно, что называется, "вливать в него" правила поведения с помощью нотаций, лекций, разъяснений. Но есть еще и окружение, среда, социум, которые тоже устанавливают свои правила, оказывают огромное влияние на воспитание. К примеру, бессмысленно твердить ребенку ежедневно, что курить вредно, если он видит, с каким наслаждением это делает его отец, брат и другие окружающие его люди. Он, скорее всего, "впитает" в себя пример старших и уважаемых людей.

    Губка - это предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем синюю - и получим синюю, вольем красную - такую же и получим. А если попадет в нее одновременно и синяя и красная, то обратный эффект будет неопределенного, ну очень интересного цвета.

Голубая ленточка на одеяле у мальчиков, розовая у девочек. С самого раннего детства мы, взрослые, сознательно или нет, готовим ребенка к выполнению половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. В девочках воспитываем нежность, мягкость, душевность. Мальчикам чаще прощаем озорство и непоседливость. Ребенок, в свою очередь, через подражание взрослым учиться быть мальчиком или девочкой.

Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье.

В воспитании мальчиков и девочек родители зачастую сталкиваются с рядом трудностей.

Да, рассуждая о воспитании детей, мы, взрослые понимаем: дети – это и разные темпераменты, и разные характеры. Но еще мы понимаем: дети – это мальчики и девочки.

     «Годы чудес» - так называют ученые дошкольные годы жизни ребенка. Формирующиеся в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям, к себе - как к личности определенного пола, оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Осмысление ребенком своего «я» начинается  с осознания своей половой принадлежности. Пол – категория не только биологическая, но и социальная, для формирования которой немаловажное значение имеет влияние окружения

     К.Д.Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное  в детские годы».

Известно, что в раннем возрасте ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик и обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и это принадлежность к полу не изменится от ситуаций или личных желаний ребенка.

Дети начинают задавать вопросы об отношениях между мужчиной и женщиной примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Не обманывайте их, отвечайте точно, кратко и правдиво. Даже если они ничего не поймут, важно, что они увидят наше желание объяснить им то, что их интересует.

Опыт первых отношений девочек и мальчиков является фундаментом для дальнейшего развития личности дошкольника и во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.

Семья это основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола

Семья для ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка.

Если у девочки нет склонности к игре в кухню или катанию коляски, а у мальчика с машинками, нужно разобраться, почему так происходит, но ни в коем случае не корить за это и не запрещать любимые машинки или куклы. Опасно не мальчику в куклы играть, а демонстративно отнимать у него куклу, высмеивать за игры с девочками. Ребенок должен общаться с противоположным полом и уметь его понимать, а это, опять же, проще сделать через игру. Иначе родители сами ставят перед чадом проблему противостояния полов и впоследствии у выросшей девочки могут начаться трудности в общении с мужчинами и наоборот. Кроме того, кукла для малыша это, в первую очередь защитник, товарищ или отражение собственного Я и через игру иногда преодолеваются детские страхи.

Очень важно помнить, что дети – это дети. От них нельзя требовать безукоризненного соблюдения всех полоролевых условностей. Иная мама говорит своему сыночку: "Чего ты разнюнился? Мужчины не плачут!". Но, простите, какой же он мужчина? Он только маленький мальчик, и относиться к нему нужно соответственно. А поддерживать его полоролевую составляющую следует только в ситуации успеха! Например, он помог младшей сестренке или починил вместе с папой игрушечную машинку. Скажите ему: "Какой ты молодец! Сразу видно – мужчина растет!". Так он получает положительное подкрепление. А если поступать тогда вырастет невротик или маменькин сынок. Вы ведь не этого хотите?

Представьте себе: вы пришли с работы, а дочка, перемазавшись в помаде, в вашем платье, в туфлях на огромных каблуках вертится у зеркала. Не пугайтесь. Это нормальная реакция идентификации с матерью. Дочка просто хочет быть на вас похожей! А лучше всего – разделите с девочкой игру «во взрослую». Дайте ей померить свои наряды и туфли. Можно даже чуть-чуть накраситься «как тетя», но потом тщательно смыть грим. Вреда от этого не будет, а сколько удовольствия!

Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.

Я сейчас вам буду задавать вопросы, а вы на них отвечайте да (значит согласны) или нет (значит не согласны).

Девочки послушнее мальчиков? Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указаниям старших.

У мальчиков более аналитический склад ума? Неправда. Аналитический ум поровну поделён между полами.

 Мальчики амбициознее девочек? Неправда. Девочки живее и отчётливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.

 Мальчики более способны в точных науках? Правда, но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.

 Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность?

Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.

 Девочки охотнее делятся своими переживаниями? Правда, но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.

 У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая? Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.

Мальчики лучше ориентируются на местности? Правда. Подрастая, мальчики проявляют всё большие способности в ориентации на местности.

 Девочки пассивнее мальчиков? Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки - тише, но гораздо результативнее.

 У девочек лучше развито чувство коллективизма? Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, девочки - в группы из 2-3 человек.

 Девочки более чувствительны к прикосновениям? Неправда. Существенного отличия нет.

 Девочки легче поддаются чужому влиянию? Неправда. Наоборот, девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются "правил игры", принятых в компании.

 Мальчики более активны? Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и от учителей.

 Девочки более пугливы? Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.

 У мальчиков более развита склонность к командованию? Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются того же результата мягко и постепенно.

 У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями? Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.

Успех воспитательной работы возможен только при объединении усилий семьи и ДОУ. В настоящее время невозможно заниматься воспитанием подрастающего поколения без взаимодействия с семьей и без воздействия на нее.

Совместная деятельность педагогов дошкольных учреждений и родителей преследует цель не только дать соответствующие знания, научить практически их применять в воспитании детей, а, прежде всего, способствовать оптимизации процесса формирования творческого и плодотворного гармоничного его развития.

Кризисные явления в современном обществе не могут не сказаться на состоянии духовного, физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворенность её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).

 Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не ЗАПРЕЩАТЬ, а РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.

 Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).

 Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.

 Мальчикам НУЖНО организовывать РЕЖИМ и дисциплину: это формирует его ответственность!

 Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

 Учить доверять, формируя тем самым ОПЫТ его социальное доверия.

 Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.

 Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.

 Мальчик - это посыл в БУДУЩЕЕ: его нужно иметь ввиду не только как сына. но и как будущего мужа, защитника и т.п.

 Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.

Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола.

Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии, одна из  базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека.

На данном этапе гендерное образование часто трактуется как элементарное раздельное обучение детей. Это абсолютно не верно, так как гендерное образование призвано, учитывая полоролевые различия и особенности физического и психического развития, формировать гармонично развитую личность, искоренять гендерные стереотипы.

Гендерная тематика - новая для ДОУ. Формирование гендерной культуры - актуальная проблема современности. В предшествующем периоде отечественной педагогикой был упущен один из важных аспектов воспитания личности ребёнка - гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.

Гендер -  формируемые обществом  различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания  относительно мужского и женского поведения.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как родителей к ребёнку, так и ребёнка к родителей, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Знаете ли вы, что такое гендерное равенство?

Должны ли мужчины и женщины иметь равные права? Как вы считаете, в нашей стране мужчины и женщины имеют равные права?

Гендерное равенство (равенство полов) — это равенство стартовых условий, получение равных частей общественных ресурсов, равного участия в социальной власти для представителей обоих полов.

Оно базируется на том, что в понятии «равные права» не существует фундаментальной разницы между мужчинами и женщинами.

Равенство прав — это получение равных политических, экономических, социальных и других юридически гарантированных прав гражданами независимо от пола. Это обязательный этап становления общества.

Равноправие является важнейшей основой любого демократического общества, которое стремится к социальной справедливости и уважению прав человека.

Гендерное равноправие это признак высокоразвитого, демократического общества образованных людей, правильно понимающих желания женщин стоять на одной ступени с мужчинами в общественной, политической и других сферах жизни общества и желания мужчин стоять на одной ступени с женщинами в семейной жизни, иметь равные права в воспитании детей, получении социальных гарантий.

Семья для ребенка - это целый мир. Мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла. Уникальность семейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка. Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становление его личности.

Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей.

Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!

И еще мне хочется дать вам несколько коротких советов:

  1. Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.
  2. Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.
  3. Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.
  4. Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.
  5. Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.
  6. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.
  7. Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
  8. Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию в ДОУ. Эмоциональное развитие дошкольников.

Презентация может быть использована как для родительского собрания, так и для групповой консультации педагогов.  В данной презентации говорится о роли развития эмоций у детей дошкольного возраста...

Родительское собрание.Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим и природой.

Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим  и природой....

Родительское собрание "Сегодня дошкольник-завтра школьник" в технологии развития критического мышления.

Тема собрания "Сегодня дошкольник-завтра школьник" раскрыта с помощью приёмов  технологии развития критического мышления: синквейн, кластер, корзина идей и понятий, 6 шляп мышлений....

Родительское собрание общее "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника".

Методическая разработка общего родительского собрания ДОУ  "Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника". Цель: Установление  сотрудничества ДОУ и семьи в вопроса...

Родительское собрание "Сюжетно-ролевая игра в процессе всестроннего развития дошкольника"

Презентация с докладом для проведения родительского собрания...

Конспект родительского собрания по теме: «Значение рисования в развитии дошкольников»

Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста....

Сценарий родительского собрания для родителей детей младшего дошкольного возраста "Понятие общения и его значение в развитии дошкольника" (в рамках родительского клуба "Поможем друг другу")

Первый опыт общения ребенок получает в семье. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Общественные интересы взрослых, любовь к...