Информационно-аналитический материал
материал по теме

Порохова Эльвира Геннадьевна

Материал включает анализ и результативность моей деятельности за последние 3 года, а также в нем описаны все достижения на разных уровнях (от городского, муниципального до областного...). Материал был подготовлен для участие в конкурсе "Лучший работник дошкольного образования" в номинации "Лучший учитель -логопед" на премию губернатора Иркутской области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analit_mat.docx76.85 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-аналитический материал учителя – логопеда Пороховой Э. Г., МКДОУ д/с «Рябинка»,  г. Тайшета

Освоение коррекционных образовательных программ дошкольного образования (в период с 2010 года по 2013 год)

1. Результаты освоения коррекционных образовательных программ

Структура основной общеобразовательной программы ДОУ включает раздел «Коррекционная работа». Коррекционная работа направлена:  на выявление детей с недостатками в развитии (преимущественно речевыми),  определение их образовательных потребностей;  на осуществление индивидуально-ориентированного обучения детей, на возможность освоения ими программ обучения и их интеграции в образовательном учреждении.  

С  2010 года, после  закрытия логопедических групп,   коррекционная работа ведется мною  в режиме   логопедического пункта   для детей  с диагнозом: ФНР (фонетические нарушение речи), ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи) и общее недоразвитие речи (3-4  уровень речевого развития). Преимущество для зачисления на логопедический пункт я отдаю детям старшего дошкольного возраста, чтобы обеспечить подготовку их к школе и предупредить возможные нарушения навыков чтения и письма.

Мною разработана коррекционная программа на основе программ дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи:    «Программы  логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»,  «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, С.А. Мироновой.

Коррекционную работу с детьми по преодолению фонетико-фонематического недоразвития  строю как систему, которая обеспечивает полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляю  произношение звуков или уточняю их артикуляция. Специальное время отвожу на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи. Система упражнений в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения помогает мне  решить две задачи — нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Реализация данных задач обеспечивает интеграцию дошкольников в общеобразовательное дошкольное учреждение.

Коррекционная работа с детьми  с общим недоразвитием речи  связываю  с  процессом нормализации звуковой стороны речи во всех ее аспектах (правильное произношение звуков, орфоэпически правильная речь, дикция, культура речевого общения). А также веду работу по развитию лексического и грамматического строя речи, по развитию связной монологической речи.

Общая цель коррекционно-развивающей программы — освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.

Работа с детьми с нарушением произношения отдельных звуков строю на основе перспективного планирования формирования  3 групп звуков: свистящих, шипящих, соноров (Р, Л).  Дополнительным направлением в содержании коррекционной работы ввожу развитие мелкой моторики и графических навыков, как обязательных элементов готовности ребенка к письму.

            Основной формой организации коррекционной работы с детьми являются подгрупповые и индивидуальные занятия.  В основу перспективного и календарного планирования коррекционной работы кладу тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что ведет к успешности речевого развития и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы логопеда с воспитателями и другими специалистами, медицинским работником ДОУ.

Цель: устранить речевой дефект, предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевыми нарушениями.

 Задачи: Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры  и фонематического восприятия). Практическое  усвоение лексических и грамматических средств языка. Развитие навыков связной речи. Развитие внимания, памяти, совершенствование словесно-логического мышления. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы по коррекционно-развивающему направлению

Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы ДОУ по коррекционно-развивающему направлению описывают компоненты речи, которые они могут приобрести в результате освоения программы. 

   1. Речевая коммуникация: ребёнок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учётом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета.

2. Лексика: у ребенка сформированы обобщающие понятия, он умеет употреблять антонимы, синонимы, подбирать определения (в соответствии с возрастными возможностями).

3.Грамматический строй речи: ребенок верно согласует прилагательные, числительные с существительными; употребляет существительные родительного падежа множественного числа, умеет образовывать прилагательные от существительных, конструировать простые и сложные предложения (в соответствии с возрастными возможностями).

4. Моторика речевого аппарата: ребенок удерживает статические позы и выполняет динамические упражнения по образцу и инструкции (в соответствии с возрастными возможностями).

5. Фонематический слух: ребенок определяет  простые и сложные ритмы, использует в речи средства интонационной выразительности, различает на слух близкие по звучанию слова (в соответствии с возрастными возможностями).

6. Слоговая и звуковая структура речи: ребенок правильно произносит звуки родного языка, может повторить слова сложной слоговой структуры.

7.Звуковой анализ и синтез слов: ребенок определяет место и количество звуков в слове, может из звуков составить слово.

8.Связная речь: ребенок  самостоятельно пересказывает и составляет рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов по коррекционно-развивающему направлению.

Основной задачей  мониторинга считаю  определение степени освоения ребенком образовательной  программы по коррекционно-развивающему направлению и уровня речевого развития. В процессе мониторинга выявляю  речевые нарушения дошкольников.

Мониторинг детского развития провожу два раза в год (первичный  с 1-15 сентября, а итоговый  по выпуску ребенка с логопункта). Обследование провожу  индивидуально с каждым ребенком.  Содержание планируемых результатов изменяю  с учетом возрастных и речевых возможностей детей. Оценку результатов развития дошкольников строю  на основе показателей речевого развития. Достижения детей оцениваю путем наблюдений, бесед, создания педагогических ситуаций, анализа занятий  и ответов детей.

По результатам мониторинга мною  определяется уровень речевого развития ребенка. Если ребенок коммуникативен в общении со взрослыми и детьми, правильно оформляет в речи предложения, используя различные грамматические конструкции и богатый словарный запас; развита монологическая и диалогическая речь, правильно произносит все звуки родного языка, владеет звуковым анализом и синтезом в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, можно говорить о том, что у ребенка высокий уровень речевого развития.

 Средний уровень предполагает, что речь ребенка понятна взрослому, но наблюдается ограниченность словарного запаса, нарушения в звукопроизношении и слоговой структуре, не грубые нарушения грамматического строя или вербальные штампы; ребенок понимает смысл прочитанного взрослым текста, но при пересказе требуется помощь взрослого, она требуется и при фонематическом анализе.

Если речь ребенка мало понятна взрослому, отмечается невозможность построения связного высказывания, даже с помощью взрослого; выражены бедность словарного запаса, обобщающих понятий; встречаются множественные аграмматизмы; не справляется с фонематическим анализом,  даже с помощью взрослого,  соответственно у ребенка преобладает низкий уровень речевого развития.

Сравнительный анализ выполнения программы по направлению «Речевое развитие», формирования   графомоторных навыков.

Год

Звукопроизношение

Фонематич

процессы

Лексика

Грамматика

Связная речь

Моторика и графомоторные навыки

Нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

нач

кон

2010-2011 год

Высокий

Средний

Низкий

0 чел

16

8

18

4

2

2

14

8

20

3

1

6

14

4

15

9

0

5

16

3

12

12

0

5

16

3

13

10

1

2

16

6

13

10

1

Показатели по уровню

Высокий 75%

Средний 16,6%

Высокий 83%

Средний 12%

Высокий

63%

Средний

37%

Высокий

50%

Средний

50%

Высокий

54%

Средний

42%

Высокий 54%

Средний 42%

Общая динамика

91,6%

95%

100%

100%

96%

96%

2011-2012

Высокий

Средний

Низкий

0 чел

13

10

20

2

1

8

5

10

18

4

1

13

6

4

20

2

1

10

9

4

19

3

1

10

9

4

17

5

1

10

10

3

19

4

0

Показатели по уровню

Высокий 88%

Средний 9%

Высокий 78%

Средний 18%

Высокий 88%

Средний

9%

Высокий 85%

Средний 12%

Высокий 75%

Средний

21%

Высокий 85%

Средний 15%

Общая динамика

97%

96%

97%

97%

96%

100%

2012-2013

Высокий

Средний

Низкий

0

16

8

20

3

1

10

6

8

19

4

1

13

10

1

18

6

0

10

11

3

15

8

1

9

11

4

15

9

0

6

13

5

15

8

1

Показатели по уровню

Высокий 83%

Средний 12%

Высокий 79%

Средний 16,6 %

Высокий 75%

Средний 25%

Высокий 63% Средний 33%

Высокий 63%

Средний 37%

Высокий 63%

Средний 33%

Общая динамика

95%

95,6%

100%

96%

100%

96%

Считаю, что достигнутые результаты работы по освоению детьми коррекционной образовательной программы, в части развития всех сторон речи, формирования фонематических процессов и графомоторных навыков, являются высокими, так как в среднем достигают показателей по всем направлениям от 95% и более.

2. Результаты работы, направленной на коррекцию речевых недостатков за период с 2010 по 2013 год

Показатели

2010-2011 год

2011 - 2012год

2012-2013 год

Всего зачислено

24

23

24

Выпущено с чистой речью      

18

17

15

С улучшениями

2 (это дети с ОНР)

3

6

Формула расчета результатов работы

Чист речь +с улуч

____________________   * 100%

      Общее кол.

(18+2)/24*100%=83%

(17+3)/23*100%= 87%

(15+6)/24*100%=87,5%

Общая результативность по коррекции звукопроизношения  за период с 2010 по 2013  годы составила:

( 83% +87% +87, 5%) /3=86%

Считаю представленные показатели работы и результативность работы по коррекции звукопроизношения высокими, превышающими  средние показатели.

Здоровье дошкольников относится к приоритетному направлению государственной политики в области образования»

В нашем дошкольном учреждении осуществляется ряд здоровьесберегающих мероприятий, направленных на выравнивание и сохранение психосоматического и физического развития детей.

Я, как учитель-логопед, организую работу по взаимодействию всех специалистов в обеспечении комплекса педагогического воздействия не только для коррекции речевых нарушений, но и для осуществления процесса здоровьесбережения.

Мною разработана  коррекционно-развивающая  программа «Ручеек здоровья».

Задачами программы явилось: научить детей связной, грамматически правильной речи; развить навыки речевого общения; формировать фонетическую сторону речи; подготовить детей к обучению в школе; создать благоприятный комфортный климат и рациональный режим для детей  с нарушением речи; ознакомить с простыми приемами по сохранению собственного здоровья.

Для реализации коррекционно-развивающей программы я выделила основные направления:

1. Фонетическая гимнастика (содружественные движения языка, кистей и пальцев рук-  Биоэнергопластика )

2. Кинезеологические и релаксационные упражнения, психогимнастика

3. Профилактика утомляемости рук, глаз

4. Массаж БАТ и самомассаж

5. Профилактика заболеваемости

6. Развитие пальчиковой моторики

                             психогимнастика  

Этюд «Слон спит»  -- на расслабление мышц плечевого пояса и снятия усталости

Для осуществления работы по всем здоровьесберегающим направления мною были разработаны и изготовлены дидактические материалы и пособия.

  1. Изготовлена дидактическая игрушка «Лягушка – квакуш с подвижным языком для проведения артикуляционных упражнений, оформлены альбомы артикуляционной гимнастики для формирования правильных произносительных навыков (на разные группы звуков), фотографии детей с показом выполнения упражнений для языка, профили звуков;

 тренажеры, направленные на снятие усталости с глаз и профилактику нарушений зрения

-  изготовлено объемное пособие «Дерево с птицами» (смотреть на фото) - для профилактики усталости глаз, для работы глазодвигательных мышц и ориентировке на плоскости

- тренажеры Ковалева

«Солнышко» - использую 2 темные рукавички, в центре ладошек на каждой расположены желтые диски, это солнышко. Детям предлагаю, молча следить за движением солнышка, сначала работаю одной рукой, отвожу ее в сторону, затем двигаю другой рукой. «Солнышко поднялось на небе высоко-высоко…. Солнышко закатилось за гору спать…»  и.т.д.

«Флажки» - на подставке 4 флажка, синего, красного, желтого и зеленого цвета

Перед выполнением заданий на письмо и печатание, перед сменой вида деятельности, беру флажок определенного цвета и предлагаю детям следить за тем, что я сейчас буду рисовать флажком в воздухе.

Синий флажок, например, перед выполнением логических заданий для активизации умственной деятельности

3) «Цветной экран» - элемент цветотерапии.

       Помещаю в экран необходимый цвет в какой – либо конкретной ситуации. Например, перед логопедическим обследованием помещаю в экран яркий желтый цвет, в течение 5 мин ребенок выполняет неречевое задание и фиксирует этот цвет перед собой, это снимает возбуждение и чувство страха.

4) Оформила альбомы с комплексами психогимнастик, расслабляющих упражнений, кинезеологических упражнений по 4 блокам. Упражнения каждого блока имеют свою определенную направленность: например, на улучшение мыслительной деятельности и концентрацию внимания; на синхронизацию работы полушарий…

5) В кабинете имеется подборка звукового материала для проведения физпаузы  под музыку. Музыка Моцарта хороша для компенсации дефицита внимания у детей («Маленькая колыбельная», концерт для фортепиано №21, сонаты)

6) Изготовила много раздаточного дидактического материала для развития мелкой, пальчиковой моторики:

-  имеются наборы круп для выкладывания детьми букв, фигур;

- «шнуровки», «трафареты», «разноцветные прищепки» - для создания картинок (солнышко – прищепнуть лучики (желтые прищепки), травка – прищепнуть травинки и.т.д)

- разнообразие разрезных картинок по разным лексическим темам, разные по уровню сложности (от 2, 3 до 12 частей) с сопровождающим материалом в виде загадок)

- пуговицы и леска, проволока— вьем спиральки, нанизываем пуговицы на леску;

- «Узнай на ощупь» - наборы букв из разного материала (из наждачной бумаги, из круп)

Я, как и любой педагог, реализую те образовательные программы, которые утверждены Министерством образования и науки РФ, входят в соответствующий перечень программно-методического оснащения дошкольных учреждений.

В основе работы лежат основные программы, рекомендованные для детей с определенным речевым нарушением, а также авторские программы, прошедшие экспертизу и одобренные Минобразованием,   в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

Так как, наше дошкольное учреждение имеет свою программу обучения и воспитания, в основе которой лежит тематический цикличный принцип, то я на своих занятиях использую такой речевой материал, который также помогает активизировать словарь по теме изучения, дополняет занятия в группе.

А также использую наиболее результативные методы и приемы по разным направлениям: в частности-

Использование знаковой символики, опорных таблиц для развития памяти, связной речи

             В основе работы по данному направлению лежат рекомендации Ткаченко Т.А. по работе с опорными таблицами, Большевой Т.В. – «Мнемотехника» и др.

Мною разработаны опорные таблицы по основным лексическим темам для обучения составлению описательным рассказам;

-  схемы для обучения  рассказываю о портрете и пейзажной картине; имеется много картин с последовательными предметными картинками для пересказа;

наборы серий сюжетных картин от простого сюжета к сложному;

-  мнемодорожки с набором опорных карточек для описания животного по выбору и желанию ребенка;

- для заучивания  стихов  с детьми использую «метод иллюстрирования», для этого оформила 2 альбома с карточками и схемами стихов

Использование разнообразного нетрадиционного материала для развития мелкой моторики и графомоторных навыков

Пуговицы и прищепки, проволка и леска; буквы из гороха и наждачной бумаги;

Разные виды сыпучих круп, пластилин и др.

Я не останавливаюсь на достигнутом,  постоянно нахожусь в поиске новых, наиболее эффективных методов обучения и коррекции.

С 2008 года я активно работала над темой самообразования «Развитие фонематических функций и звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста».

Так как в  последнее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями звукопроизношения не только отдельных звуков, а ряда звуковых групп. Дети не только смешивают звуки в речи в момент артикуляции, но и проявляют неумение слуховой дифференциации звуков. Анализируя данную проблему, я озадачилась поиском новых форм, интересных методов и приемов, направленных на формирование фонематических представлений у дошкольников, потому что именно этот период является особенно важным и благоприятным для формирования фонематического слуха, который лежит в основе успешного обучения ребенка в школе, освоения им навыков чтения и письма.

Изучение проблемы вылилось в создание адаптационной педагогической разработки «Игровой звукоград», которая представлена в форме методических рекомендаций.

В течение 2009-2010 года данная разработка апробировалась в логопедических группах с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты итоговой диагностики показали, что применение «Игрового звукограда» дало высокие показатели сформированности фонематических представлений у выпускников логопедических групп. 48% детей в первый год обучения дали высокий уровень сформированности звукового анализа, к концу 2го года обучения уже 70% детей имели высокие показатели и 30 % средний уровень.

С опытом работы по формированию фонематических функций я выступила на районном мастер – классе в августе 2010 года, получила диплом 1 степени.

Была опубликована статья «Современные подходы к развитию фонематического восприятия и формированию навыков звуко-слогового анализа у детей старшего дошкольного возраста» в сборнике «Современные подходы к организации помощи людям с ОВЗ» . г. Иркутск, 2010 г.

8 июня 2011 года приказом 381 Управления образования администрации Тайшетского района на основании решения муниципального экспертного совета (МЭС) были утверждены методические рекомендации: «Игровой звукоград»

 

Уровень профессионализма зависит от саморазвития педагога, систематического повышения квалификации, активной творческой деятельности. Поэтому я регулярно повышаю свои теоретические и практические знания, не только в рамках своей должности, но и за ее пределами.

1. Мною были пройдены курсы повышения  квалификации:

  • 2010 г, ОГАОУ ДПО ИРО,  курсы  «Современные информационно-коммуникативные технологии в деятельности работников образования», 72 ч;
  • 2010 г, ОГАОУ ДПО ИПКРО, курсы «Современные подходы к диагностике и коррекции речевых нарушений», 72 ч;
  • 2010 г, ГОУ ВПО  «ВСГАО»,   сертификат участника международного научно-практического семинара «Современные подходы к организации помощи людям с ОВЗ», 36 ауд.ч.

2 В  2012 г, прошла профессиональную переподготовку в ОГАОУ ДПО ИРО по программе «Управление персоналом», 720 ч.

3.  1 декабря 2011 года после прохождения аттестации была присвоена высшая квалификационная категория по должности учителя-логопеда (распоряжение от 6.12. 2011, № 1256)

4.     По совместительству я работаю учителем-логопедом в МКОУ «СОШ № 85» г. Тайшета с 2011 года.

 С 2012 учебного года являюсь членом экспертной группы для проведения процедур аттестации педагогических работников, в базе данных числюсь как учитель-логопед МКОУ «СОШ № 85», в приказах  на проведение процедуры аттестации числюсь как учитель-логопед МКОУ «СОШ № 85

В течение учебного года  дважды приняла участие в аттестации педагогов Нижнеудинского и Чунского района по модели «Аттестационная сессия»  в МКОУ СОШ № 20 г. Тайшета.

     5. Была привлечена в качестве эксперта для прохождения процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию учителя – логопеда Чистохиной И.В. д/с № 206, ОАО РЖД.

     6. Прошла подготовку по экспертной деятельности на семинаре «Организационно-методическое сопровождение аттестации педагогических работников» в 2012 г.

     7.   С 2008 года являюсь руководителем Методического объединения учителей-логопедов Тайшетского района.

Штат учителей – логопедов в районе и городе насчитывает 12 человек. Заседания провожу 3 -4 раза в год согласно плану Управления образования, в каникулярное время. Предоставляю годовой план работы, протоколы заседаний и выступления логопедов, организую отчеты учителей – логопедов о проделанной работе за год и составляю общий отчет за год о работе Методического объединения.

8. Являюсь постоянным членом Муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ

Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...

Анализ информационно-аналитической деятельности с педагогическими кадрами МДОУ Детский сад «Чебурашка»

В данной презентации дан анализ информационно- аналитической деятельности с педагогическими кадрами, информация  систематизирована в пять блоков (уровень профессионального мастерства педагогов; н...

заполнил оценочный лист -напиши информационно-аналитическую справку!!!!

Информационно–аналитическая справка  Быковой Марины Ивановны  воспитателя МБДОУ детский сад №57 города Белово 1 квалификационной категории ...

Информационно-аналитический материал

Данный материал был подготовлен на муниципальный этап конкурса "Лучшее образовательное учреждение"...

Информационно-аналитический отчет о работе учителя-логопеда

В данном документе представлен информационно-аналитический отчет учителя-логпеда Кривошеевой Людмилы Павловны....

" Информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в старшей группе №4".

Информационно-аналитические. Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.  «Почтовый ящик», анкетирование. Тетрадь отзывов.Наглядн...