Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему

Полупанова Елена Ивановна

Много вопросов, на которые я хочу найти ответ. Почему я стала воспитателем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему все мои попытки поменять её на любую другую, более спокойную, более оплачиваемую заканчивались  возвращением в мир детства?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Д/с№1 «Аист» с.Труновское Труновского района Ставропольского края

Эссе

Моя педагогическая философия

Воспитание — хлеб души.

 Д. Мадзени

Я очень люблю осень. Каждый раз переживаю  восторг от   буйства осенних красок и легкого дыхания наступающей зимы! А ещё я радуюсь началу учебного года в моей уже теперь старшей группе « Синички».

       Почему я ей дала такое название?

Осенний туманный день и синица — неразлучные спутники. По крайней мере, в моем представлении они всегда тесно связаны между собой. Еще в детстве, как сейчас помню, выскочишь  утром во двор: сыро, туманно, неуютно. С не опавших ещё, потемневших листьев сирени, словно облитых водой, падают на землю крупные капли. Почерневшие от мороза, точно ошпаренные, георгины печально свесили свои листья и не успевшие еще доцвести желтые и пунцовые головки... Тоскливо так становится на душе: впереди зима, со школой и скучными уроками, и такая длинная-длинная, что и конца ей, кажется, не предвидится (в детстве ведь время так тянется!)... Вдруг из куста сирени раздастся веселое «пинь, пинь, пинь», цици-вю!» — сердце так и встрепенется!.. Вот и  она, шустрая, живая синичка, перепрыгивает с ветки на ветку. Веселая, беззаботная, бойко вызванивает стальным своим голоском, на разные лады, словно хочет сказать:

«В мире, что ни дейся,

Смертный все надейся,

Солнце не однажды сызнова взойдет,

После непогоды ярче день блеснет».

И на душе становится веселее.

         Синички... А ведь они так похожи на моих детей! Они так же летят большой шумной ватагой, догоняя, перегоняя друг друга,  мне навстречу  после выходных или отпуска . Вот уже синички опускаются на веточки плавно и спокойно, совсем как мои дети, готовые слушать новую сказку. Я невольно замедляю свой шаг, по дороге в детский сад, любуюсь этой неугомонной стайкой,  внимательно их рассматриваю. Удивительно! Ни  одна из них не повторяется в своем поведении и песне. Все синицы — маленькие, бойкие, умные, ловкие, смелые и вечно деятельные птички. Лазая и прыгая, ссорясь и играя, распевая и работая без устали, весело кочует такая пестрая компания по всей аллее. Иногда, гуляя осенью в лесу, вдруг среди присущей осеннему времени лесной тишины видишь себя окруженным со всех сторон членами подобной веселой пернатой компании: пищат, трещат на все лады, перепархивают с дерева на дерево и через несколько минут снова все тихо, только ветерок шушукается с пожелтевшей осинкой. Их живой, веселый нрав и прилежное, бойкое пение доставляют много удовольствия.

               А дети? Они такие же разные, как и эти синички. Ни один из моих воспитанников не похож на другого. Вот маленькая, озорная, шумная птичка все время оказывается впереди других. А ведь она так похожа на мою Полину. В свободную минутку она всё успевает сделать: рассказать мне о том, что произошло с ней в выходные дни, помочь Илюше приготовиться к занятию, продемонстрировать всем свои наряды и игрушки... И вот она уже готова отправиться в волшебную «Страну Знаний». А рядом плавно, не суетливо перелетает другая птичка. Так ведь это же Ксюша. Всегда тихая, спокойная, рассудительная, а  её темные, густые волосы, заплетённые в косички, украшают красивые банты. Она с улыбкой протягивает мне в подарок свой  шедевр - мой портрет, и сердце у меня замирает от непередаваемого восторга. А вот и Данил, игривый, весёлый, звонкоголосый, неугомонный. Когда его нет в детском саду, всегда ощущаешь, как его не хватает. Я продолжаю свой путь навстречу  моим воспитанникам и думаю: «А где же я в этой дружной птичьей семье?» Может быть, впереди весёлой стайки  или чуть позади? Нет, моё место внутри круговорота, рядом с этими маленькими беззащитными птичками. Я такая же синичка, только более взрослая, опытная, спешащая на помощь в трудную минуту, готовая поддержать, обнадёжить и успокоить.    

           Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то -  пока равнодушие. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который  нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться.

Я  очень люблю каждый день общаться с детьми, огромное счастье находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность. Любить...

       Любить ребенка легко, он умиляет своей беззащитностью, милыми детскими чертами, а вот увидеть в нем личность, помочь развить эту личность может только настоящий воспитатель.

Что сделать для того, чтобы мои мальчики и девочки ярко, а главное счастливо проживали период неповторимого детства в этом неизведанном, сложном для них мире социальной действительности и информационных технологий?

Много вопросов, на которые я хочу найти ответ. Почему я стала воспитателем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему все мои попытки поменять её на любую другую, более спокойную, более оплачиваемую заканчивались  возвращением в мир детства?

          Да потому, что у меня свое, особенное предназначение.  

Я – воспитатель. Это моя дорога в жизни,  мой сознательный выбор,

сделанный ещё в самом раннем детстве. Глядя на свою старшую сестру, учителя начальных классов,  я впервые увидела, как педагоги сплачивают вокруг себя класс, учат по-настоящему дружить, становятся проводниками во взрослую жизнь, лучшими советчиками и старшими друзьями. Давать первые уроки жизни  ученикам для неё всегда было счастьем.  Главный человек для неё - её ученик, для меня – мой дошкольник. Я рада, что теперь  могу зажигать свет в  сердцах детей,  учить видеть смысл в любом деле. Самое важное - найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. И если это получается, то именно в  этом заключается    счастье воспитателя.

           Я выбрала профессию педагога, а значит взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, вместе с тем ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем.

         Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что с детьми мы равноправны: я  так же учусь у них,  как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной.

Я создаю свои новые высоты профессионального роста, для того, чтобы мои дети вместе со мной прошли ступени восхождения к высотам духовного богатства, подлинной человеческой красоты, и потому стремлюсь сама покорить свои собственные высоты, завоевать право на внутреннее самоуважение, право на воспитание их, таких ещё маленьких.  Мне как воспитателю необходимо помнить, что ни один человек не согласится, чтобы ломали его характер, а потому я стараюсь проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его позицию, видеть мир его глазами.

Мудрость власти педагога над личностью ребёнка, над коллективом заключается в глубоком проникновении и понимании всем сердцем того, что ребёнок всё время находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания. Как и  любой взрослый человек, только гораздо более активно. Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно любимые учителя, открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Воспитатель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты  и падения, не допуская фальши в отношениях.  Только такое искреннее доверие своего мира детям породит доверие ребят.

      Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

Основой  всей моей педагогической деятельности стала потребность в

постоянном  самосовершенствовании. Только хорошо образованный   педагог может повести  детей  в мир прекрасного, только увлеченный воспитатель может заинтересовать их.  

          В современных условиях  объем необходимых для жизни людей знаний резко и быстро возрастает. Поэтому так важно привить детям умение самостоятельно  ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее. Это главное условие для самоопределения и самореализации человека в будущем.

      Пытаясь как можно продуктивнее использовать  время занятий, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и  творческими, интегрируя различные  формы работы и новые  технологии. Чтобы развить у детей инициативу,  старательность и сформировать интерес к познанию нового, стараюсь вовлекать каждого в образовательный процесс, создавая условия для успеха, движения вперёд. Скуке и праздности в любом виде деятельности малышей детского сада нет места!

    Я хочу и могу помочь каждому ребенку найти себя, раскрыть свои способности и талант.  Моя главная задача -  сделать быстротечный отрезок детства  ярким, насыщенным, запоминающимся . От него, сегодняшнего" детства зависит, каким будет завтра наших малышей!...  Учить и учиться – вот девиз, с которым стараюсь идти по жизни. Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Учиться у детей открытости, светлому взгляду на жизнь. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова, ибо «уча других, мы учимся сами».

  Я уверена, что многие  взрослые люди с теплотой и благодарностью вспоминают своих детсадовских воспитателей.  Как заботливые мамы, они следили за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок,  слёз и огорчений. Учили дружить, уважать себя и других, любить свою Родину.

      Каждое утро, собираясь на работу, я помню о том, что   внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Поэтому я забываю о всех своих неприятностях, заходя в детский сад, и говорю с улыбкой: «Доброе утро, дети!».

Начиная новый рабочий день, я повторяю про себя, как заклинание:

1.Получай удовольствие от работы.

2.Уважай в ребенке личность

2.Поощряй самостоятельность детей, будь верным спутником.

3.Улыбайся чаще  детям, родителям, от этого в группе будет светлее.

4.Говори «не знаю», если не знаешь, развивай и совершенствуй свое мастерство.

5. Будь самой собой.

6.Заинтересуй ребенка так, чтобы он вновь и вновь ждал встречи с тобой.

Так каким же должен быть современный воспитатель?

Это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Это просто хороший человек. И в самом престижном детском саду мегаполиса, и в скромном детском садике крохотной далекой деревни  несомненно можно встретить много хороших людей.

         Для меня моя профессия - это возможность постоянно быть

неугомонной птицей в стайке синичек, в моей большой семье под названием детский сад «Аист, находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. 

 Это ли не счастье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Моя педагогическая философия "ЭССЕ"

Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...