выступление к презентации
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Шивко Лариса Владимировна

формирование основ музыкальной культуры дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_muz.ruk_.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд.

Тема МО «Музыкальная игра как средство интеллектуализации

музыкальности дошкольников»

2 слайд.

        Что  такое  музыкальность.

Спицефическим  синтезом  музыкальных  способностей  и  доминирующим  показателем  музыкально  одаренной  личности  является  музыкальность,  основу  которой  составляет  эмоциональная  отзывчивость  на  музыку.

        Специалисты  определяют  музыкальность  как  комплекс  способностей,  позволяющий  человеку  активно  проявлять  себя  в  различных  видах  музыкальной  деятельности:  слушание  музыки, пении,  движении,  музыкальном  творчестве.  Эти,  основные  способности  включают  в  себя: звуковысотный  слух,  ладовое  чувство  и  чувство  ритма.  Эти  способности  не  столько  проявляют  себя  в  музыкальной деятельности,  сколько  сами  создаются  в  ее  процессе.

Ладовое  чувство – способность  переживать  отношения  между  звуками  как  выразительные  и  содержательные.

Музыкально – слуховые  представления – способность  прослушивать  «в уме»  ранее  воспринятую  музыку,  составляющую  основу  для  музыкального  мышления.

Музыкально –ритмическое  чувство – способность  воспринимать,   переживать,  точно  воспроизводить  и  создавать  новые  ритмические  сочетания.

3  слайд.

Интеллектуализация  музыкальности – связь  между  музыкальными  и  умственными  способностями  на  примере  самовыражения  через  творчество.

В  теории  и  практике  музыкального  воспитания  детей  наметилась  устойчивая  тенденция  к  обновлению  содержания  музыкального  воспитания  и  образования.  Появление  новых  авторских  программ  и  технологий  говорит  о  большом  интересе  к  музыке  как  виду  искусства  и  ее  роли  в  воспитании  и развитии  дошкольников.

        Одна  из  проблем,  интересующая  педагогов, - это  взаимосвязь  музыкального  и  интеллектуального (умственного)  развития  детей. На  эту  взаимосвязь  указывали  еще  в  древности.  Не  случайно  занятия  арифметикой  в  пифагорской  школе  проходили  под  звуки  музыки,  повышающей  работоспособность  и  умственную  активность.

4 слайд.

«Восприятие  музыки – метод  формирования  музыкального  мышления»

                                                                                Б.А. Асафьев.

Ребенок  должен  научиться  слушать  и  слышать  музыку, а  это  возможно  только  при  соединении  эмоционального  и интеллектуального  компонента  в  восприятии  музыкального  произведения.

Музыка – могучий  источник  мысли.  Без  музыкального  воспитания  невозможно  полноценное  умственное  развитие  ребенка. Музыка -  мощное   средство  воздействия  на  человека,  его  эмоции. Первые  впечатления  от  встречи  с  музыкой  живут  очень  долго,  порою  всю  жизнь.  Заложенный  в  том  или  ином  произведении  заряд  художественных  переживаний  повергает  человека  в  печаль  или  вызывает  у него  радостное  настроение,  вдохновляет  на  свершение  великих  дел  или  подталкивает  к  бессмысленным  разрушениям  и  варварству.

        Прежде  чем стать  для  ребенка  объектом  эстетического  восприятия,  музыка  должна  стать  для  него  осознанным  и осмысленным  объектом.

Ребенок  должен  научиться  слушать  и  слышать  музыку,  а  это  возможно  только  при  соединении  эмоционального  и  интеллектуального  компонента  в  восприятии  музыкального  произведения.

        Все,  что  окружает  ребенка,  усваивается  через  органы  чувств.  Ощущение -  это  отражение  отдельных  свойств  предметов,  воздействующих  на  органы  чувств.  В  музыке – это  слуховые  ощущения,  лежащие  в  основе  музыкального  слуха. Слуховые  ощущения  позволяют  человеку воспринимать  и  различать  основные  свойства  музыкального  звука.

5  слайд.

Творческая  активность  детей  во  многом  зависит  от  их  интеллектуального  развития.

        Современные  авторы  выделяют  познавательную  сторону  музыкальности  в  качестве  специальной,  а  иногда  и  ведущей.

        Интеллектуализация  музыкальности – связь  между  музыкальными  и  умственными  способностями  на  примере  самовыражения  ребенка  через  творчество.

        К.Сишор  придавал  особое значение  способности  воскрешать  по  памяти  музыку  в  музыкальном  творчестве.  Он  называл  ее  способностью  к  созданию  «слухового  образа»  и  связывал  с   долговременной  памятью  и  работой  «слухового  воображения».

6 слайд

Усвоение  детьми  способов  сенсорных  действий,  на  которых  основываются  музыкальные  переживания, активизирует  умственные  способности.

        Восприятие  ребенком  отдельных  свойств  музыкального  звука Н.Ветлугина  отнесла  к  специальной  группе  сенсорных  процессов.

Когда  слушатель  целостно  воспринимает  средства  музыкального  произведения,  сложные  взаимосвязи  между  мелодией  и  ритмом, мелодией  и  гармонией – происходит  сложная  работа  сознания,  что  напрямую  связано  с  умственным  воспитанием.  Дети  вслушиваются   в звучание  музыки,  сравнивают  звуки,  сходные  и  различные  по  высоте,  продолжительности  звучания,  тембровой  окраске.

        Усвоение  детьми  способов  сенсорных  действий  активизирует  умственные  способности, способствует формированию  мыслительной деятельности   дошкольников, таких  свойств  ума,  как  гибкость,  широта,  быстрота,  креативность.

        Музыкальное  развитие  ребенка,  направленное  на  постижение  музыки  как  вида  искусства,  осуществляется  в  различных  видах  деятельности.  Восприятие  способствует  формированию  музыкальной  культуры  дошкольника,  а  исполнительские  виды  деятельности (певческая, музыкально – ритмическая, музицирование)  удовлетворяют  потребность  ребенка  в  продуктивной  деятельности,  развивая эмоции,  воображение,  творчество.

7 слайд.

Музыкально – игровая  деятельность  обладает  богатым  потенциалом,  который  эффективно  влияет  на   творческое  развитие  дошкольников.

        Музыкально – игровая  деятельность  носит  импровизационный,  творческий,  активный    характер  и  представляет  собой  поле  для  творчества  ребенка.

        Ей  присущи  эмоциональная  насыщенность,  напряженность,  эффект  включенности,  удовольствия  от  процесса,  что  создает  эмоциональное  поле  игры.

        Внеобыденность,  фантазийность, мнимость  ситуации,  независимость  от  внешнего  пространства  создают  поле  условности.

        Наличие  прямых  или  косвенных  правил,  логика  сюжета  и  последовательность  действия  опредмечены  содержанием  музыкального  произведения,  и  это  предопределяет  создание  логического  поля  игры.

        Бескорыстность, непредсказуемость  результата,  его  целостность  создают  поле  свободы  музыкально – игровой  деятельности.

8  слайд.

        Музыкальное  искусство  формирует  потребность  в  творческой  преобразовательной  деятельности. Важно  научить  каждого  ребенка  не  только  понимать  музыкальный  язык,  но  и  пользоваться  им  для  самовыражения. 

         Примером  этого  может  служить  музыкально – ритмическая  деятельность,  она  яркий,  эмоциональный  путь  передачи  музыкально – эстетических  переживаний,  связанных  с  музыкальным  образом.

        Одной  из  главных  задач  музыкально – ритмического  воспитания  является  задача  развивать  творческие  способности  детей – учить  оценивать  собственное  движение  и  товарища,  придумывать  свой  игровой  образ,  персонаж  и  свою  пляску,  комбинируя  различные  элементы  упражнений, танцевальных  и  сюжетно – образных  движений.

        На  музыкальных  занятиях  используются  виды  игр  с  музыкальным  сопровождением.  Музыка  усиливает  эмоциональную  сторону  игры,  погружает  ребенка  в  мир  сказочных  персонажей,  знакомит  с  народными  традициями – все  это  углубляет  восприятие  и  понимание  музыкального  произведения,  помогает  сформировать  двигательные  навыки.  Игры  с  музыкальным  сопровождением  нравятся  всем  детям.  Через  музыкальную  игру  все  музыкальные  способности  развиваются  естественно  и  гармонично.

9 слайд.

Организационно – педагогические  и  психологические  условия  музыкально – игровой  деятельности.

  • накопление  опыта  восприятия;

*  музыкальные  игры,  обеспечивающие  интеграцию  музыки, пения,                     движения;

  • построение  музыкальных  занятий (НОД)  по  модели  творческой  игры;
  • включение  сюжетно –тематических  игровых  комплексов.

10 слайд.

Эффективным  средством  развития  творческих  способностей  в  игре  является  накопление  опыта  восприятия  высокохудожественных  произведений  музыкальной  классики  как  эталонов  для  творческой  деятельности  дошкольников,  способных  обогатить художественное  воображение ребенка,  активизировать   творческое  начало  в  игре,  стимулировать  оригинальность  и  ассоциативность  мышления.

На  фоне  рассказа  идет  показ  слайдов  с  играми,  танцами  детей.

        

Создаваемые  музыкальными  играми  условия  способствуют  музыкально – творческой  деятельности  детей;  проявлению  индивидуальных  творческих  способностей  ребенка;  пробуждению  чувства  достоинства,  уверенности  в  себе,  самореализации;  разностороннему  формированию  личности  ребенка.

        Игровые  задания  можно  использовать  в  качестве  самостоятельного  дидактического  средства  обучения,  поскольку  их  содержание  и  структура  содержат  все  необходимые  условия  для  реализации  задач  по  музыкальному   и  интеллектуальному  развитию  и  воспитанию  дошкольников.

Сегодня вы увидите игровое  интегрированное занятие, с использованием музыкальных игр – пальчиковой, коммуникативной, музыкально – дидактической, речевой, театрализованной. В основе игр лежит воспитание музыки.

Цель: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности.

Развивать эмоционально-нравственную сферу дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности.

Задачи: Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить с разнообразными музыкальными произведениями;

- научить детей слушать музыку, понимать и любить ее, уметь создавать музыкальные образы в пластике;

- развивать музыкальную память, воображение, творческое мышление;

- закреплять умение ориентироваться в добре и зле;

- учить детей использовать различные приемы для улучшения настроения окружающих людей;

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, стремление понимать других людей и себя.

Характеристика группы:

Количество детей участвующих в занятии – 12 человек, возраст детей от 5.6 до 6.3 лет, все эти дети посещают детский сад с 2 лет, группа здоровья – 2 основная, с нарушением зрения детей – нет, с нарушением речи – один, левша – один.

Дети в основном воспитываются в полных семьях – 10 человек, два ребенка, где воспитывает один родитель, образовательный уровень в семье составляет в основном средне-специальное – 10 человек, среднее – 3, высшее – 7, незаконченное высшее – 2.

Социальное положение в большинстве служащих – 17, рабочие – 4, не работающих – 1.

Материальное благополучие – среднее.

Родители достаточно культурные, воспитанные, вежливые, внимательны к своим детям, активно интересуются успехами детей, жизнью детского сада.

По-моему мнению дети этой группы очень эмоциональны, отзывчивы, очень любопытны, любят музыку, с удовольствием посещают музыкальные занятия (НОД) музыка.

                                         Самоанализ        

   Интегрированное занятие  «Путешествие в сказку»

Интеграция таких областей – познание, социализация, коммуникация, музыка, чтение художественной литературы.

Цель: Формирование основ музыкальной культуры дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности.

Или развивать эмоционально – нравственную сферу дошкольников посредством различных видов музыкальной деятельности.

Задачи: Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомить с разнообразными музыкальными произведениями:

- научить детей слушать музыку, понимать и любить ее, уметь создавать музыкальные образы в пластике;

- развивать музыкальную память, воображение, творческое мышление;

- закреплять умение ориентироваться в добре и зле;

- учить детей использовать различные приемы для улучшения настроения окружающих людей;

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим, стремление понимать других людей и себя.

Методы и приёмы активизации детей: добиваться, чтобы ребёнок самостоятельно определял музыкальный образ, характер, настроение музыки.

Использование метод  умственного поиска: вслушайся, вдумайся, оцени, сравни,  выскажись.

Станцуй, как звучала музыка. Использовала наглядность, художественное слово. Работа была в основном по определению изобразительного характера, настроения. Выражение через пластику характера музыки.

Практические приёмы – танец – импровизация, музыкальные игры (коммуникативные, пальчиковые, музыкально-дидактические, хороводные, театрализованные, речевые).

Создание игровой ситуаций – приглашение в сказку. Пополнили словарный запас, узнали много новых слов, определяющих характер произведения. Использовали мимику при определении добра и зла.

Заключительная часть возвращение из сказки, открытка для Бабы Яги.

Вывод: добро всегда побеждает зло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...

"Три орешка для мамочки" Выступление и презентация для собрания родителей подготовительной группы

Это выступление – концентрированный, систематизированный, упрощенный для восприятия родителями и дополненный презентацией вариант стенгазеты, представленный на одном из собраний в старших группах.Цель...

Выступление к презентации на методическом объединении музыкальных руководителей

Выступление  на методическом объединении музыкальных руководителейтема "Организация, подготовка и проведение праздника"...

Выступление и презентация на ГМО, Закаливание в детском саду: Рижский метод

Выступление на ГМО, Закаливание в детском саду: Рижский метод...

Выступление и презентация на тему "Дети, которые играют в игры"

Статья предназначена как для родителей, так и для воспитателей детских садов. К большому сожалению взрослые в обучении дошкольников нацелены на классно-урочную систему и недооценивают игру, как естест...

выступление с презентацией к проекту по теме: «Безопасный пешеход начинается с детства»

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна на сегодняшний день, как никогда ранее.   И необходимость обучения дошкольников ПДД поможет сформировать у де...