Социально-личностное развитие ребенка - сироты.
статья по теме

Аджигирей Надежда Валерьевна

Воспитание КГН у детей дошкольного возраста в условиях детского дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Социально-личностное развитие ребенка - сироты.

    95% нынешнего поколения сирот имеют родителей ,только те либо лишены родительских прав ,либо сами отказались от собственных детей. Как свидетельствует статистика, в 60% случаев на этот шаг родителей толкает тяжёлая болезнь ребенка, около 20% отказов- трудное материальное положение, бытовые условия семьи. Вынужденная миграция населения и экономический кризис обусловили резкий рост детской безнадзорности и беспризорности.

Таким образом , в детские дома попадают дети:

- из неблагополучных семей (родителей лишают прав)

- из домов ребёнка (отказные дети)

- с улиц, вокзалов и других мест (беспризорные, безнадзорные дети)

В наш детский дом на дошкольное отделение дети попадают с 4-5 лет.

 95% из неблагополучных семей

 5%  из домов ребенка

Исходя из программы Васильевой М.А.  «От рождения до школы», по которой работаем мы в дошкольном отделении, дети 4-5 лет должны уметь:

- следить за своим внешним видом

- правильно пользоваться мылом

- аккуратно мыть лицо, уши

-  насухо вытираться, вешать полотенце на место

-  пользоваться расчёской и носовым платком

- пользоваться туалетной бумагой при посещении туалета

Владеть элементарными навыками самообслуживания:

- Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности

- помогать накрывать стол к обеду

- выполнять элементарные поручения

- после игры убирать на место игрушки

В дошкольную группу приходят дети не умеющие следить за своим внешним видом ,имеют представление о мытье рук, но не знают, что ещё необходимо мыть и лицо, чистить зубы при утреннем туалете. Не умеют пользоваться туалетной бумагой. Расческа и носовой платок для некоторых- это не знакомые вещи.

    Новый ребенок при приёме пищи держит ложку в кулаке, что соответствует ясельному возрасту. Дети не приучены есть разнообразную пищу, поэтому возникают проблемы- накормить ребенка, он боится пробовать незнакомую еду.

   В самообслуживании некоторые дети могут проявить самостоятельность, например, одеть колготки, но чаще всего одевают неправильно- задом на перед .Не понимают зачем нужно складывать одежду аккуратно, не знают последовательности одевания.

     Новые дети никогда не проявляют инициативы помочь взрослому накрыть на стол к обеду или подготовиться к занятию. После игры оставляют игрушки там ,где играли, не кладут их на место.

Таким образом, к нам поступают дети, которые владеют КГН на средне-низком уровне.

Наша задача состоит в том, чтобы научить детей элементарным КГН, чтобы дети, переходя в школьное отделение были самостоятельными.

Для решения этой задачи эффективно использовать различные технологии:

- ИГРОВЫЕ

         - сюжетно- ролевые игры  («Готовим обед для куклы», цель: учить различать продукты питания, закрепление дифференциации кухонной и столовой посуды; «Подберём куклам одежду» цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для девочек и мальчиков)

- ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ,

 создание проблемных ситуаций, состоящих в  поиске нужных решений. Проблемная задача: дети должны помочь персонажу найти выход в трудной ситуации. Например, «Что должна сделать сестренка, чтобы накормить братика?»

-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, использующего методы ТРИЗА.

Игра. “Маша-Растеряша” Цель: тренируем внимательность, учить детей сервировать стол. 

«Доктор Зуб» Цель: учить чистить зубы

При выполнении режимных моментов используем различные стихи, потешки  ,они вызывают интерес к проведению процедур умывания, купания и т.п.

Чтобы закрепить успех ребенка  обязательно использовать  похвалу, поощрения.

К окончанию дошкольного возраста  дети могут:

-Самостоятельно , быстро одеваться ,некоторые выбрать себе необходимую одежду.

-Видеть опрятность своего внешнего вида

- В ходе режимных моментов пользуются мылом, полотенцем, зубной щеткой, выполняют гигиенические процедуры при посещении туалета.

-самостоятельно накрывать на стол к обеду, уверенно пользоваться столовыми приборами, уже в среднем дошкольном возрасте проявляют инициативу.

- содержать свой шкафчик, группу в  порядке.

Таким образом, мы стараемся воспитать у детей элементарные КГН

Используемая литература:

Л,М, Шипицына  «Психология детей-сирот» изд-во СПб Университета 2005г

Под редакцией М.А. Васильевой  «От рождения до школы» программа обучения и воспитания в детском сада  2012 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Познание самого себя как одно из направлений социально- личностного развития ребенка дошкольника"

"Научно-практическая конференция педагогических работников дошкольных образовательных учреждений"...

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Социально-личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста как условие формирования внутренней позиции младшего школьника и развития познавательного поведения

Социально-личностная готовность ребенка, которая заключается в произвольности поведения, учебно-познавательной мотивации, самооценки, самоопределения, и нравственно-этической ориентации, выступает как...