Игры коммуникативной направленности. Их применение в ДОУ
статья (средняя группа) по теме

 

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Пользуясь речью, ребёнок вступает в общение, организует его и поддерживает. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. На количество и качество социальных контактов оказывают влияние различные факторы: темперамент ребёнка, его самооценка, самочувствие, социальная среда.

Сегодня негативно влияют на формирование коммуникативных навыков: большая загруженность родителей на работе (как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье); усиленный поток информации через различные СМИ (который активно воздействует и угнетает нервно-психическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность); социальное неравенство населения; неравномерный речевой статус детей; ослабленное здоровье.

Всё это неизбежно сказывается на качестве межличностных отношений малышей: препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что при поступлении в школу дети с подобными личностными особенностями не могут наладить контакт с одноклассниками, учителями, не могут дать развёрнутый ответ на вопрос и, как следствие, часто попадают в разряд неуспевающих.

Чтобы избежать вышеизложенных проблем, необходимо целенаправленно включать в работу воспитателей и педагогов ДОУ систему  целенаправленного развития межличностных отношений дошкольников, базирующуюся на использовании игр коммуникативной направленности. Игры должны быть подобраны таким образом, что они могли быть использованы и в процессе образовательной деятельности с дошкольниками: на развитии речи, при ознакомлении с художественной литературой, изодеятельности, математике,  окружающему миру; на занятиях с психологом, логопедом; и в свободное время: прогулки, развлечения, праздники и досуги.

Условно эти игры можно разделить по основным направлениям развития речи: для обогащения и закрепления словаря, развития грамматического строя речи; для развития диалогической речи, связной речи; для развития фонематического слуха и звуковой культуры речи; для совершенствования тонкой моторики рук; для развития психической сферы детей (внимания, памяти, мышления, восприятия, творческого воображения).

В детских садах, имеющих опыт системного внедрения этих игр по всем направлениям работы с детьми наблюдается заметная позитивная динамика коммуникативной деятельности детей. Специальные творческие упражнения и игры по развитию речевой коммуникации способствуют сплочённости группы, организации совместных действий, проявлению чувства общности, установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, внимательного и бережного отношения друг к другу. Дети в совместных играх применяют свой приобретённый коммуникативный и игровой опыт. Целенаправленное развитие межличностных отношений отражается на раскрытии индивидуальных возможностей каждого ребёнка: некоторые дети преодолели страх перед общением, стали легче устанавливать контакты со взрослыми и другими детьми, узнавая и принимая морально-этические нормы общества и нравственные критерии. Речевые игры коммуникативной направленности улучшили не только речь детей, но и их способности общаться со взрослыми и сверстниками, повысили их самооценку, сформировали уважительное отношение к товарищам. Занятия, на которых использовались игры коммуникативной направленности, стали более содержательными, а свободное время – более продуктивным, интересным и насыщенным.

Опыт применения игр коммуникативной направленности может быть использован в работе с детьми в рамках любой дошкольной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_kommunikatsii.doc57.5 КБ
Microsoft Office document icon kommunikativnye_igry.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Игры коммуникативной направленности. Их применение в ДОУ»

Кутузова Елена Валерьевна

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Пользуясь речью, ребёнок вступает в общение, организует его и поддерживает. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. На количество и качество социальных контактов оказывают влияние различные факторы: темперамент ребёнка, его самооценка, самочувствие, социальная среда.

Сегодня негативно влияют на формирование коммуникативных навыков: большая загруженность родителей на работе (как следствие, ребёнку уделяется мало внимания в семье); усиленный поток информации через различные СМИ (который активно воздействует и угнетает нервно-психическое состояние детей, вызывает беспокойство, агрессию, конфликтность, застенчивость, замкнутость, склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность); социальное неравенство населения; неравномерный речевой статус детей; ослабленное здоровье.

Всё это неизбежно сказывается на качестве межличностных отношений малышей: препятствует свободному общению детей между собой, способствует развитию у них внутренних комплексов, замкнутости и прочих осложнений личностного становления. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что при поступлении в школу дети с подобными личностными особенностями не могут наладить контакт с одноклассниками, учителями, не могут дать развёрнутый ответ на вопрос и, как следствие, часто попадают в разряд неуспевающих.

Чтобы избежать вышеизложенных проблем, необходимо целенаправленно включать в работу воспитателей и педагогов ДОУ систему  целенаправленного развития межличностных отношений дошкольников, базирующуюся на использовании игр коммуникативной направленности. Игры должны быть подобраны таким образом, что они могли быть использованы и в процессе образовательной деятельности с дошкольниками: на развитии речи, при ознакомлении с художественной литературой, изодеятельности, математике,  окружающему миру; на занятиях с психологом, логопедом; и в свободное время: прогулки, развлечения, праздники и досуги.

Условно эти игры можно разделить по основным направлениям развития речи: для обогащения и закрепления словаря, развития грамматического строя речи; для развития диалогической речи, связной речи; для развития фонематического слуха и звуковой культуры речи; для совершенствования тонкой моторики рук; для развития психической сферы детей (внимания, памяти, мышления, восприятия, творческого воображения).

В детских садах, имеющих опыт системного внедрения этих игр по всем направлениям работы с детьми наблюдается заметная позитивная динамика коммуникативной деятельности детей. Специальные творческие упражнения и игры по развитию речевой коммуникации способствуют сплочённости группы, организации совместных действий, проявлению чувства общности, установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, внимательного и бережного отношения друг к другу. Дети в совместных играх применяют свой приобретённый коммуникативный и игровой опыт. Целенаправленное развитие межличностных отношений отражается на раскрытии индивидуальных возможностей каждого ребёнка: некоторые дети преодолели страх перед общением, стали легче устанавливать контакты со взрослыми и другими детьми, узнавая и принимая морально-этические нормы общества и нравственные критерии. Речевые игры коммуникативной направленности улучшили не только речь детей, но и их способности общаться со взрослыми и сверстниками, повысили их самооценку, сформировали уважительное отношение к товарищам. Занятия, на которых использовались игры коммуникативной направленности, стали более содержательными, а свободное время – более продуктивным, интересным и насыщенным.

Опыт применения игр коммуникативной направленности может быть использован в работе с детьми в рамках любой дошкольной программы.

2012г.

г. Санкт-Петербург

Коммуникативные игры:

Дидактическая игра «Я знаю пять названий овощей» для обогащения и закрепления словаря, грамматического строя речи.

Каждый ребёнок по очереди берёт мяч и, ритмично ударяя им об пол,

произносит следующие слова: «Я знаю пять названий овощей, например: капуста, морковь, репа, картофель, редиска». Названий может быть больше пяти.

Подвижная дидактическая игра «НЕ».

Формирование понятия «отрицание».

– Встаньте НЕмальчики.

– Поднимите руки НЕдевочки.

– НЕ сидите! (Дети встают, ложатся, прыгают, бегают.)

– Сядьте на корточки НЕслонята.

– Ребята, я знаю одного мальчика, которому всё время говорили: «НЕ

делай то, НЕ делай это», и он запутался, что же ему НАДО делать. Давайте

поможем ему! Я буду читать стихотворение Ю. Вронского, а вы будете

объяснять и показывать жестами, что НАДО делать:

Завести велели мне новые привычки:

Никогда девчонок НЕ

Дёргать за косички!

(Дети перечисляют действия: играть, дружить с девчонками, пожать руку, погладить.)

Никогда с братишкой НЕ

Драться за обедом!

(Надо спокойно сидеть и кушать.)

На уроках больше НЕ

Говорить с соседом.

(Слушать учителя, писать в тетрадях, читать книгу.)

– Молодцы, ребята, помогли мальчику!

Дидактическая игра «Угадай цвет».

Ведущий предлагает детям определить, какой цвет он загадал, если такого же цвета небо, василёк, колокольчик, вода в море. (Синий.)

Аналогично разгадываются другие цвета.

Далее дети делятся на группы: каждая получает карточку с определённым цветом и называет как можно больше предметов «своего» цвета. За правильный пример группе засчитывается очко. Победит та группа детей, которая наберёт больше всего очков.

 Дидактическая игра «Повтори-ка»

Один из играющих называет какой-либо овощ, допустим капусту. Следующий повторяет: «Капуста», и от себя прибавляет название другого овоща: «Лук». Третий повторяет: «Капуста – лук», и добавляет: «Огурец». И так каждый следующий игрок, перечислив все названные ранее овощи, прибавляет от себя

ещё одно название. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех овощей или перепутает их порядок (за этим следит ведущий), он выбывает из игры.

Дидактическая игра «Слова/двойняшки»

Эту игру придумал Льюис Кэрролл, автор сказки «Алиса в Стране Чудес». Для игры в слова-двойняшки выбирается любое слово (желательно от трёх до пяти звуков) и изменяется в нём только один звук. Должно получиться новое слово с точно таким же количеством звуков, что и у первого.

Примеры: Роса – коса – кожа – ложа – лужа –луна …

Сюжетно/ролевая игра «Овощной магазин»

Человек Рассеянный с улицы Бассейной пришел в овощной магазин.

Продавец: Здравствуйте, что вы хотите купить?

Человек Рассеянный: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.

Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт?

Человек Рассеянный: Я хотел купить овощ.

Продавец: Какой он по цвету?

Человек Рассеянный: Он зелёный.

Продавец: Какой он по форме?

Человек Рассеянный: Он круглый.

Продавец: Какой он на вкус?

Человек Рассеянный: Он сладкий.

Продавец: Какой по размеру?

Человек Рассеянный: Он маленький.

Продавец: Наверное, вы хотели купить горошек?

Человек Рассеянный: Правильно, я хотел купить горошек. Это овощ, он зелёный, круглый, маленький, сладкий.

Дидактическая игра «Не зевай! Мяч передавай, овощ называй!»

Дети, передавая друг другу мяч, называют овощи, не повторяясь.

Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Для этой игры желательно нечётное количество участников. Первый

игрок говорит предложение, начинающееся со слова «хорошо», следующий за ним говорит предложение, начинающееся на слово «плохо».

Примеры:

– Хорошо, что сегодня солнечный день.

– Плохо, что нужно рано вставать.

– Хорошо, что мы завтра пойдём в кино.

– Плохо, что в речке купаться нельзя.

Дидактическая игра «Чтобы – нужно»

В этой игре прослеживается логическая цепочка. Последняя часть

предложения – задание для следующего игрока.

Примеры:

– Чтобы съесть конфету, нужно вымыть руки.

– Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран.

– Чтобы открыть кран, нужно быть сильным.

– Чтобы быть сильным, нужно заниматься физкультурой, и т.д.

Дидактическая игра «Пять определений»

Участникам задается слово (имя существительное). Первый участник

даёт ему первое определение, следующий другое и т.д. Участник, давший пятое определение, задаёт новое слово-задание.

Примеры:

Полотенце – бумажное – махровое – цветное– кухонное – банное.

Крокодил – огромный, страшный –зелёный – зубастый – злой.

Дидактическая игра «Что я знаю о тебе»

Передавая куклу по кругу, ребёнок, в руках у которого она оказалась, говорит следующие слова: «Я хочу рассказать о своём друге (или подруге)». И рассказывает приблизительно по следующей схеме: как зовут, как можно назвать ласково, какой он (какая она), как одет и во что, чем любит заниматься, почему он с ним (с ней) дружит.

Дидактическая игра «Что мы видим?»

Каждый участник игры называет одним словом то, что он видит (например, небо, дерево, рябину, листик и т.д.). Говорить надо быстро, повторяя слова, сказанные другими и добавляя своё новое слово. Кто не сможет сказать слово, выходит из игры.

Дидактическая игра «Что такое?»

Дети поочерёдно называют предмет и его свойство или признак (например: листик – зелёный, машина – красная, небо – синее и т.д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры.

Дидактическая игра «Что умеет делать…?»

Дети поочерёдно называют предмет и его действие (например: листик –

летает, машина – едет и т.д.). Кто не сможет назвать свой пример, выходит из игры.

Дидактическая игра «Словесная дуэль»

Ведущий предлагает командам назвать по очереди: считалки, пословицы, поговорки на определённую тему. Побеждает команда, которая назовёт больше примеров.

Дидактическая игра «Расскажу вам о себе»

Проводится аналогично предыдущей, только с эстафетной палочкой.

Ребёнок, у которого она оказалась в руке, рассказывает о себе по схеме

предыдущей игры.

Дидактическая игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

Игру можно проводить по схеме: ребёнок – ребёнок или ребёнок – родитель. Обращаясь друг к другу, участники игры поочередно говорят партнёру приятные слова, комплименты.

Дидактическая игра "Испорченный телефон"

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

Дидактическая игра "Белые медведи"

Площадка представляет собою море. В стороне очерчивается небольшое место — льдина. На ней располагается водящий — белый медведь, остальные -— медвежата. Они размещаются произвольно по всей площадке.

Медведь кричит: «Выхожу на ловлю!» — и устремляется ловить медвежат. Сначала он ловит одного медвежонка (отводит на льдину), затем второго. После этого два пойманных игрока берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Медведь отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, пара медвежат соединяет свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!» Медведь подбегает и осаливает пойманного, и он идет на льдину. Когда на льдине окажутся двое пойманных, они берутся за руки и начинают ловить медвежат. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все медвежата. Последний пойманный становится белым медведем.

Правила игры разрешают медвежонку выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил медведь. При ловле запрещается хватать игроков, убегающие не имеют права забегать за границы площадки.

Дидактическая игра "Царевна-Несмеяна"

Игроки делятся на две команды.

Участники первой команды “царевны Несмеяны” садятся на стулья и принимают серьёзный или унылый вид.

Участники другой команды - “смешители” по очереди или вместе должны рассмешить “Несмеян”.

Каждая улыбнувшаяся “Несмеяна” выходит из игры или присоединяется к команде “смешителей”.

Если за определённый промежуток времени удастся рассмешить всех “Несмеян”, выигравшей объявляется команда“смешителей“, если нет – команда“Несмеян”.

После объявления победителей команды могут поменяться ролями.

Дидактическая игра "Я знаю пять имен"

По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д.

Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).

Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику

Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.



Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры.

1."Испорченный телефон"

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где "телефон" испортился.

2. "Белые медведи"

Площадка представляет собою море. В стороне очерчивается небольшое место — льдина. На ней располагается водящий — белый медведь, остальные -— медвежата. Они размещаются произвольно по всей площадке.

Медведь кричит: «Выхожу на ловлю!» — и устремляется ловить медвежат. Сначала он ловит одного медвежонка (отводит на льдину), затем второго. После этого два пойманных игрока берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Медведь отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, пара медвежат соединяет свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!» Медведь подбегает и осаливает пойманного, и он идет на льдину. Когда на льдине окажутся двое пойманных, они берутся за руки и начинают ловить медвежат. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все медвежата. Последний пойманный становится белым медведем.

Правила игры разрешают медвежонку выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил медведь. При ловле запрещается хватать игроков, убегающие не имеют права забегать за границы площадки.

3. "Царевна-Несмеяна"

Игроки делятся на две команды.
Участники первой команды
“царевны Несмеяны” садятся на стулья и принимают серьёзный или унылый вид.
Участники другой команды -
 “смешители” по очереди или вместе должны рассмешить “Несмеян”.
Каждая улыбнувшаяся
“Несмеяна” выходит из игры или присоединяется к команде “смешителей”.

Если за определённый промежуток времени удастся рассмешить всех “Несмеян”, выигравшей объявляется команда“смешителей“, если нет – команда“Несмеян”.

После объявления победителей команды могут поменяться ролями.

4. "Я знаю пять имен"

По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д.
Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).
Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику
Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Играем и учимся общаться" (игры коммуникативной направленности)

Педагоги, психологи и многие родители отмечают, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллекти...

Игры коммуникативной направленности

Игры коммуникативной направленности...

«Хотим всё знать!» Конспект игрового подгруппового занятия познавательной и социально-коммуникативной направленности. Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (ТНР)

Тема: «Создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка&raqu...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Вишенка» по социально-коммуникативному направлению. Тема : Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

Интересное занятие, которое поможет расширить игровые замыслы и умения детей в сюжетно-ролевой игре «Кафе»....

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию с применением игровых технологий "Добрые гномики" для средней группы

Игровое занятие, в ходе которого дети превращаются в добрых гномов и помогают разным персонажам решить их проблемы. Занятие включает многоплановую игровую деятельность: игры подвижные, пальчиковые, се...

ООД "Прогулка в лес" Коммуникативное развитие с применением здоровьесберегающих технологий Базарного.

Прогулка в лес. Задачи: Совершенствовать отчётливое произношение звуков, слов и словосочетаний.Развивать эмоциональную отзывчивость, воображение.Формировать умение устанавливать  простейшие ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...