Интеграция народного искусства с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника
статья (подготовительная группа) по теме

Попова Надежда Алексеевна

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………....3

  1. Интеграция народного искусства с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника…………………………………..5
  2. Проект  «Умелые руки не знают скуки»………………………………….6

Заключение……………………………………………………………………..….8

Список литературы……………………………………………………………......9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.popova.docx37.85 КБ
Файл integratsiya.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Аленький цветочек» города Саяногорска

Попова Надежда Алексеевна, воспитатель;

Зайферт Наталья Александровна, учитель-логопед.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………....3

  1. Интеграция народного искусства с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника…………………………………..5
  2. Проект  «Умелые руки не знают скуки»………………………………….6

Заключение……………………………………………………………………..….8

Список литературы……………………………………………………………......9

 

Введение

 Важнейшая задача воспитательно-образовательной работы педагогов детского сада на современном этапе – научить ребёнка видеть закономерности в окружающем мире и активизировать познавательные интересы. Одним из путей решения данной задачи является интеграция в различных видах деятельности.

     Интеграция — объединение, слияние в известных пределах в одном занятии обобщенных знаний той или иной области, которые должны соответствовать основному требованию дошкольной и коррекционной педагогики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Таким образом, интеграция способствует снятию перенапряжения и утомляемости детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности.

 Я. А. Каменский утверждал, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Итак, всё, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, а единым.

Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «...в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами». Интеграция охватывает все виды художественно-творческой деятельности детей, включает знакомство со всеми видами искусства. При интеграции разных видов искусства, художественной деятельности, средств эстетического воспитания их определенные содержательные аспекты всегда выступают в роли основополагающих.

В дошкольной педагогике на сегодня накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций интегрированного подхода (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, С.П.Козырева, Т.С.Комарова, Г.П.Новикова, и другие). Взаимосвязь разделов учебной деятельности отражена в содержании разных видов занятии, среди которых выделены интегрированные занятия (Л.А.Горшунова, О.М.Клементьева, С.П.Козырева, Т.С.Комарова, Г.Н. Новикова, О.С.Ушакова и другие). Однако интегрированные занятия специально не изучались как форма интегрированного обучения, а исследовались в рамках проблемы взаимосвязи содержания разделов учебной деятельности.

Комарова Т.С. и Доронова Т.Н. разработали методику в дошкольном воспитании,   в   основе   которой   лежат   интегрированные   блоки.  Интеграция предполагает разнообразные уровни взаимоотношений между элементами,   в  том  числе   и  уровни,   подобные  тем,   которые  образуют комплекс, то есть комплекс,  как некое образование, некую целостность можно отнести к одному из уровней интеграции.

Обобщая взгляды ученых, занимающихся проблемой интеграции в различных областях наук, определены этапы интегрированного подхода к процессу обучения искусству и художественному воспитанию, которые можно сформулировать следующим образом:

1. Этап  художественной  интеграции  следует  рассматривать  как целостность - взгляд на другие искусства с позиций одного искусства.

2. Этап - взаимосвязь, взаимодействие искусства с окружающей жизнью, природой, историей культуры.

3. Этап — системность художественного мышления, выражение искусства через символ, знак.  

 Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке детей к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (позиций науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формирование у ребят понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать занятия по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными воспитателями в разное время. Главное, что делает занятие интегрируемым - это заложенная в нем перспективная цель всего курса и конкретные задачи, спланированные несколькими воспитателями. При планировании занятий по рисованию необходимо учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, а также музыкальные занятия. Такой подход способствует отбору интересных, знакомых детям явлений, произведений искусства.

     Дети получают возможность развивать свои творческие способности и коммуникативные умения, познавательную активность, свободно высказывать свои мысли, что является важным в коррекционно-педагогической работе с детьми с проблемами в развитии речи. Интеграция объединяет их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, что в свою очередь способствует формированию коммуникативной компетентности.

 

Интеграция народного искусства с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника

   Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, широко применяем  в воспитательно-образовательной работе. Различные виды народного искусства отвечают идее интегративного, взаимосвязанного их использования, что само по себе соответствует природе ребенка, которая требует цельности, законченности во всем.

    Работу по народному искусству в русле интеграции строим, основываясь на следующих основных принципах:

  • тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством;
  • интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, различными играми);
  • активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
  • соблюдение принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
  • широкое включение созданных детьми произведений в оформление интерьера дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;
  • бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

В своей работе мы широко используем взаимосвязь художественных образов одного вида народного искусства с художественными образами другого. Например, детям предлагалось изобразить сюжет из придуманной ими сказки или сделать иллюстрации для самодельной книжки потешек, используя стиль известной им народной росписи. Дети получали от этой работы большое эмоциональное удовлетворение, потому что их рисунки приобретали нарядный праздничный вид и выглядели эстетически привлекательно. С другой стороны, детские рисунки использовались для составления загадок описательного типа. Речевая активность детей при этом возрастала.

Наиболее высока степень интегрирования художественного материала при организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составляют традиционно-обрядовые действия (Святки, Масленица, закликание весны, посиделки, ярмарки). Такие действия требуют большой предварительной работы по обогащению представлений детей, расширению их знаний о мире, об искусстве.

Проект  «Умелые руки не знают скуки»

Опыт работы по интеграции народного искусства с другими видами художественно-творческой деятельности мы отразили в проекте:

«Умелые руки не знают скуки»

Цель нашего проекта: развитие творческих способностей детей в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству в разных видах деятельности.

Вся работа с детьми проводилась в системе технологии концентрированного обучения. В основе лежали не отдельные занятия, а учебные блоки, включающие в себя занятия, совместную деятельность ребёнка и педагога, свободную и самостоятельную  деятельность детей.

В содержание проекта  входят следующие блоки:

  1. блок – познавательная деятельность
  2. блок – художественно - творческая деятельность
  3. блок – музыкально - театральная деятельность

Рассмотрим данные блоки на примере знакомства и приобщения детей к дымковской игрушке.

1блок – познавательная  деятельность «Знакомство с волшебной Дымкой»

Беседуя, мы знакомили детей с народным декоративно - прикладным искусством, расширяли представления детей о народной игрушке. Знакомили детей с трудом и бытом русского народа. Рассказывали о традициях, обычаях, праздниках русского народа, о мастерах, которые создают красивые игрушки. Говорили о том, что дымковские игрушки лепились и раскрашивались только женщинами и детьми. В краткой, доступной форме рассказывалась история возникновения дымковской игрушки. Рассматривались предметы, их особенность, нарядность цветовой гаммы. Из какого материала делают эти игрушки и для чего. Почему игрушки окрашивают в белый цвет. Рассказывали о том, что в росписи и лепке нет ограничений, и фантазия тесно переплетается с реальностью. При всей своей наивности и условности, дымковская игрушка очень выразительна. Крупноголовые, осанистые, с чувством собственного достоинства, фигурки забавно передают праздность нарядной барыни или величественность кормилицы в кокошнике и оборчатом переднике. Кавалеры скромнее. Яркая выразительность и боевой задор закладывается в свистульки. Воспитываем уважительное отношение к народным мастерам. Развиваем у детей желание лепить игрушку своими руками. Организована выставка дидактических игр.

2 блок – художественно-творческая деятельность

Обучение декоративному орнаменту мы проводим на основе рассматривания, обследования дымковских игрушек. Данные обследования дети заносили на «мониторы компьютеров» (специально расчерченные таблицы). В первую вертикальную строку дети заносили цвета, использованные дымковскими мастерами для росписи своих игрушек. Во вторую вертикальную строку дети заносили элементы, используемые художниками села Дымково (прямые и волнистые линии, штрихи, круги большие и малые, точки и кольца). В нижней горизонтальной строке дети составляли всевозможные варианты цветных элементов росписи. Вначале дети использовали простые элементы орнамента, расписывая полоски бумаги («ткань» для платья барыни). Затем составляли узоры на круге или розетте, используя более сложные элементы. После того как дети усвоили орнамент, им было предложено расписать вылепленных ранее коней. Дымковскую игрушку лепили из глины по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают, оттягивают выступающие детали. Затем игрушку просушиваем, красим в белый цвет и расписываем. Узор росписи строго геометрический, состоящий из полос, клеток, кругов. Характерные цвета: жёлтый, синий, зелёный, красный, малиновый, чёрный.

 Параллельно с изучением пластической формы «дымки» мы проводили знакомство и с орнаментом. Дети находили отдельные элементы, выкладывали их в виде узора на фланелеграфе; составляли дымковские аппликации из кругов, колец, горошин, полосок, сеточек, овалов, зигзагообразных линий на полоске, круге, прямоугольнике. Накладывали на выполненные узоры трафареты игрушек.

После того, как дети усвоили ритм узора, мы предложили им делать отдельные детали одежды барыни - фартучки, кокошники. Далее перешли к силуэтам дымковской игрушки: утицы-крылатки, коня, барыни, индюшки и др. Дети с удовольствием работали с бумагой. Игрушки, выполненные из неё и украшенные аппликацией, служат атрибутами для игр, используются на занятиях.

3 блок – музыкально- театральная деятельность

Через музыкальное воспитание и обучение на занятиях дети знакомятся, осваивают русские народные песни, потешки, игры, в которые с интересом играют в свободное время. Ознакомившись с дымковской игрушкой, на музыкальных занятиях мы с детьми театрализовали русские народные песни, обыграли дымковскую игрушку. Так мы закрепляли у детей знания, полученные о дымковской игрушке, с помощью фольклора. Свои знания и умения дети воплотили в музыкальной и театральной деятельности. Мы изготовили с детьми настольный театр по потешке «Ехал дедушка Егор». Дети с удовольствием обыгрывали эту потешку. Настольный театр был предоставлен детям для свободной деятельности. Затем мы пригласили родителей на вечер развлечения «На завалинке»,  с посиделками, чаепитием, песнями, играми, хороводами и прекрасной выставкой дымковской игрушки.

Таким образом, содержание образовательной работы с учётом выделенных блоков и интеграционного подхода позволяет связать материал, изучаемый детьми, в единое целое. Интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной игровой деятельности, способствует укреплению психического и физического здоровья детей, обогащает коррекционно-педагогическую работу с детьми.

Заключение

В результате проведенного анализа литературы по проблеме интегрированного подхода можно прийти к выводу, что данная методика органично включила в себя лучшие достижения мировой педагогической мысли. Необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников художественно-творческой активности. Содержит рекомендации по развитию изотворческих способностей личности, но и таких черт, как креативное мышление, управляемое воображение, самостоятельность; дает технологию работы, позволяющую существенно повысить вероятность решения творческих задач, благодаря использованию системы алгоритмов, методов и приемов.

В зависимости от возрастных особенностей цель интегрированных занятий предполагает следующую динамику. В дошкольном возрасте: информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе художественного восприятия мира и выражения себя в разных видах деятельности. Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно, в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

 Таким образом, интеграция - это сложный структурный процесс, требующий:  научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  М., - 1990
  2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие М.,- 1997
  3. Дыбина О.Б. Ребёнок и окружающий мир. М.,- Мозаика-Синтез 2008
  4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Обучение и творчество М.,- Педагогика 1990
  5. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. М.,- Педагогическое общество России 2005
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду.  Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 6- е изд. испр. и доп. М., Мозаика- Синтез 2009
  7. Художественное творчество и ребёнок. Монография, Под ред. Н.А. Ветлугиной М.,- Педагогика 1972


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграция народного искусства с различными видами художественно- творческой деятельности дошкольника Подготовили: Попова Н.А Зайферт Н.А г. Саяногорск - 2011 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Аленький цветочек» города Саяногорска

Слайд 2

Интеграция — объединение, слияние в известных пределах в одном занятии обобщенных знаний той или иной области, которые должны соответствовать основному требованию дошкольной и коррекционной педагогики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

Слайд 3

тщательный , обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное ) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством; интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, различными играми); активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную; соблюдение принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми; широкое включение созданных детьми произведений в оформление интерьера дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов; бережное и уважительное отношение к детскому творчеству , в каком бы виде оно не проявлялось . О сновные принципы:

Слайд 4

Наиболее высока степень интегрирования художественного материала при организации музыкально-театрализованных представлений, основу которых составляют традиционно-обрядовые действия (Святки, Масленица, закликание весны, посиделки, ярмарки). Такие действия требуют большой предварительной работы по обогащению представлений детей, расширению их знаний о мире, об искусстве.

Слайд 6

Цель нашего проекта: развитие творческих способностей детей в процессе приобщения их к русскому декоративно- прикладному искусству в разных видах деятельности. ПРОЕКТ « Умелые руки не знают скуки »

Слайд 7

блок – познавательная деятельность блок – художественно - творческая деятельность блок – музыкально - театральная деятельность В содержание проекта входят следующие блоки:

Слайд 13

Заключение Таким образом, содержание образовательной работы с учётом выделенных блоков и интеграционного подхода позволяет связать материал, изучаемый детьми, в единое целое. Интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной игровой деятельности, способствует укреплению психического и физического здоровья детей, обогащает коррекционно-педагогическую работу с детьми.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеграция различных видов художественно-творческой деятельности детей».

Художественно-эстетическое развитие— это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и созд...

«Интеграция различных видов художественно-творческой деятельности детей »

Презентация по теме«Интеграция  различных видов художественно-творческой  деятельности детей »...

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию  разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»...

ПРОЕКТ «Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредствам нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности»

Проект "Приобщение детей к истокам русского народного искусства посредством нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности" для детей подготовительной к школе группы...

Статья "Оригами как средство интеграции в художественно-творческую деятельность дошкольников"

В статье даны практические рекомендации для воспитателей ДОУ по использованию техники оригами в совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

статья "Оригами как средство интеграции в художественно-творческую деятельность дошкольников

Статья предназначена для педагогов дошкольников.В статье рассматривается значеие интеграции видов детской деятельности....

«Эффективные практики вовлечения родителей в различные виды совместной творческой деятельности»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Кафедра дошкольного, дополнительного образованияи...