Работа с музыкально-одарёнными детьми в ДОУ
статья по теме

Волегова Светлана Николаевна

Опыт работы с музыкально-одарёнными детьми в доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi_v_dou.docx27.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 РАБОТА С МУЗЫКАЛЬНО-ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  В ДОУ.

                                                                                             

          Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие предрасположенность и   способности к музыкальной и деятельности имеют ярко выраженный эмоциональный отклик, высокую степень заинтересованности, активности и качество выполнения музыкальных видов деятельности и испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала в дополнительных  занятиях.

В 2010 году стартовала комплексная целевая программа «Поддержка талантливых детей» на 2010-2012 годы, целью которой является - выявление и поддержка творческих способностей и инициатив талантливых детей, развитие оптимальной образовательной среды, способствующей самоопределению, самореализации личности. Авторы программы акцентируют внимание педагогического сообщества на том, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду. Таким образом, детские сады получили социальный заказ на выявления таковых детей и соответственную их подготовку.

              Руководствуясь данной программой, я разработала программу кружка «Соловушки» для детей 6-7 лет, имеющих высокие показатели по результатам диагностики музыкального развития детей.

Цель:

Развитие природных, творческих задатков, вокально-певческих способностей и исполнительского мастерства у старших дошкольников.

Задачи:

1. Развивать у детей музыкальную память, вокальную артикуляцию, расширять диапазон голоса, учить петь с музыкальным сопровождением и a cappella.

2.  Способствовать развитию исполнительского потенциала: помочь детям научиться красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, эмоционально и выразительно исполнять песенный разно жанровый репертуар.

3. Формировать вокально-хоровые навыки, навыки совместной деятельности в коллективе, ответственность за коллективное творчество.

4. Способствовать формированию внутренней мотивации к творческому самовыражению: привить ощущение собственной значимости в коллективе, стремиться к раскрепощению инициативы и внутренней свободе, к осознанию своих возможностей и развитию целеустремлённости.

              Программа кружка «Соловушки»  реализуется  в течение одного года, включает   36 занятий. Основная форма работы с детьми – фронтальные и индивидуальные занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся один раз в неделю.  Оптимальное количество детей 10 человек.

     Программа включает следующие разделы: восприятие музыки; развитие музыкального слуха и голоса; песенное творчество; певческая установка;    певческие навыки.

Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка  два взаимосвязанных направления:

  1. Вокальную работу (постановку певческого голоса).
  2. Организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства, в которую входит: пение хором в унисон; хоровыми группами (дуэт, трио и т. д); тембровыми подгруппами; при включении в хор солистов; пение под фонограмму; пение по нотам.

Этапы работы с детьми по формированию вокальных навыков:

1. Выявление особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии.

2. Определение ребенка в ту или иную тембровую подгруппу в соответствии с природным типом голоса

Условия, необходимые для  формирования вокальных навыков:

-Новизна - музыкального репертуара, подобранного с учетом возможностей и предпочтений детей; он должен быть сложнее, разнообразным и вариативным;

-Игровой характер музыкальных занятий и упражнений, практическое погружение детей в исполнительскую деятельность;

-Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);

-Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста;

-Звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала);

-Активная концертная деятельность детей.

Методические приемы:

1.  Разучивание песен в три этапа: знакомство с песней в целом (трудный текст песни прочитывается  как стихотворение, пение без сопровождения); -работа над вокальными и хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистое интонирование); -проверка знания у детей об усвоении песни (оценка педагогом и детьми).

2. Работа над произведением: исполнение песни с полузакрытым ртом;       применение слогового пения («ля», «бом» и др.); четкое проговаривание согласных в конце слова; произношение слова шепотом в ритме песни; выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова; настрой перед началом пения (тянуть один первый звук); задержка на отдельном звуке и прислушивание, как он звучит; акцентирование внимания на высоте звука, направление мелодии; использование элементов дирижирования; пение без сопровождения; использование зрительной наглядности.

3. Работа по звуковедению: выразительный показ (a cappella); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни         

 Последовательность работы на примере одного  занятия.

1. Распевание. Цель:  подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Упражнения (попевки, вокализ) исполняются в среднем, удобном диапазоне, с транспонированием вверх и вниз по полутонам в течение 10 минут

2. Динамическая пауза в форме физминутки

Цель: отдых голосового аппарата после распевания в течение 1-2 минуты.

3. Основная часть. Цель: развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара. Разучивание текста, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Цель: работа над выразительным,  артистичным исполнением. Пение с движениями, оценка, самооценка.

Критерии и показатели эффективности работы с одаренными детьми

  • Вокальные умения: исполняет  репертуар с музыкальным сопровождением; исполняет a cappella.
  • Исполнительское мастерство: артистично и непринуждённо держится на сцене; выразительно исполняет репертуар.
  • Вокально-хоровые навыки: владеет навыками   звукообразования, дыхания; соблюдает культуру хорового пения; поёт в дуэте, трио.
  • Импровизация в пении: проявляет самостоятельность, импровизирует в пении.

Результативность:

  • Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству.
  • Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно; могут петь без музыкального сопровождения, без помощи руководителя.
  • Умеют правильно передавать мелодию в пределах  до-ре2 октавы, чисто интонируют; различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное; соблюдают певческую установку.
  • Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок; контролируют слухом качество пения.
  • Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.
  • Проявляют активность и творческие способности песенном творчестве;
  • Поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.

Итогом моей работы является:

  • Участие детей в концертных программах и досуговых мероприятиях, посвященных  календарным праздникам и знаменательным событиям на уровне ДОУ и города.
  • Участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном, краевом уровнях;
  • Дети по окончании детского сада продолжают заниматься в вокальных студиях города.

Работая с одаренными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы способствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Я считаю, что у одаренного ребенка  певческие способности  необходимо развивать раньше. Поэтому в перспективе я планирую разработать программу кружка «Соловушки»  для детей 5-6 лет.

Литература:

Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.                                   Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, - М.: ИП РАН, 2000.-96 с

Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 312 с.

Белова Е.С.Одаренность малыша:раскрыть, понять, поддержать - М; 1998 -251с.

Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей. / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с музыкально одарёнными детьми

Опыт работы с музыкально одарёнными детьми...

Опыт работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста

Иллюстрация опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста....

Описание опыта работы с музыкально-одарёнными детьми раннего возраста

Краткое описание основных теоретических аспектов работы с одарёнными детьми...

«Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем использования инновационных технологий в работе с музыкально - одарёнными детьми в контексте билингвального образования»

Современные тенденции обновления дошкольного образования, новые подходы к реализации задач  художественно – эстетического направления требуют  от музыкального руководителя поиска наибо...

Нетрадиционные методы работы с музыкально-одарёнными детьми в ДОУ.

Доклад на матедическом обьединении музыкальных руководителей города....

Дополнительная общеобразовательная программа «Работа с музыкально - одарёнными детьми в ДОУ» Для старшего и подготовительного возраста.

Вашему вниманию предоставляется Дополнительная общеобразовательная программа«Работа с музыкально - одарёнными детьми в ДОУ»...

Творческий проект: «Росиночка» (Работы с музыкально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ) (Срок: 2015 г. - 2018 г.)

Вашему вниманию предоставляется  Творческий проект: «Росиночка» (Работы с музыкально одарёнными детьми  старшего дошкольного возраста в условиях  ДОУ) (Срок: ...