«Березовая сказка».
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Смирнова Ирина Алексеевна

Коррекцонное занятия по развитию осязания и мелкой моторики во 2-ой младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan._tiflo_.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад компенсирующего вида города Москвы № 724

Адрес:111401, Москва, ул. Металлургов, д. 16.                                                                             Заведующая ГОУ д/с №724

тел.: (495) 304 – 08 – 72                                                                                                                                   М.В. Кизбабаева    

КОНСПЕКТ

занятия по развитию осязания

и мелкой моторики

во 2-ой младшей группе

«Березовая сказка»

                                                  Составил:

                                                  тифлопедагог

                                                  Смирнова И.А.

                                                 

Тип коррекционного занятия: развитие осязания и мелкой моторики.

Программное содержание: учить выполнять простейшие элементы самомассажа, используя еловую шишку.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику и точность движений.

Развивать зрительно-осязательное восприятие предметов окружающей действительности.

Закреплять с детьми умение узнавать и называть основные части дерева и при рассматривании картины, находить названное дерево,
различать деревья по форме листьев и  коре.

Понимать значение слов посуда, игрушки, книги

Цель учебной деятельности: обучение различным действиям руками и отдельными пальцами при выполнении самомассажа, сформирование представления о дереве; развитие умения отличать с помощью осязания и зрения различные материалы: дерево и металл, обогащение активного словаря детей.

Средства коррекции:

Демонстрационный материал: картина «В лесу»,  кора и листья деревьев, стол для воды и песка (с водой); березовое полено;  музыкальное сопровождение.  

Раздаточный материал: деревянные предметы – посуда (ложки, миски. кружки), игрушки(пирамидки, р.н.и.-забава «Курочки клюют», лодочки), книги (3шт.); ложки металлические 3 шт.; фоновые экраны для работы на столе: два зеленых и желтый; миска с бусами для работы на каждого ребенка; еловые шишки на каждого ребенка; салфетки.  

Коррекционная направленность методов и приемов обучения: занятие подгрупповое, в помещении групповой комнаты.

Словесный: организационный момент, пояснения, инструкции к действию, наводящие вопросы, вопросы направляющие зрительное восприятие и осязательное обследование, указания.

Наглядный: поэтапное рассматривание картины, зрительное соотнесение иллюстративного изображения с реальными объектами.

Предметно-практический: осязательное обследование, показ действий.

Сюрпризный: сказочный персонаж, открытка с изображением дерева для каждого ребенка.

Продолжительность: 15 минут.

Содержание:

Организационный момент, направленный на установление эмоционального контакта детей с взрослыми. Художественное слово «Собрались все дети в круг…».

Сюрпризный момент входит взрослый в костюме сказочного персонажа «Березка».

  1. Поэтапное зрительное и осязательное обследование березового полена. Дидактическое упражнение «Узнай дерево по коре и листьям».
  2. Пальчиковый массаж еловой шишкой.
  3. Дидактическое упражнение «Собери дерево» (полимерный конструктор).
  4. Физкультурная минутка «Дуб».
  5. Дидактическая игра «Что делают из дерева?», релаксационное упражнение «Волны и дождик».
  6. Дидактическое упражнение «Соберем бусы».
  7. Глазная гимнастика на снятие зрительного напряжения «Спрячем глазки».
  8. Итог занятия и поощрение детей.

Ход занятия:

Помещение групповой комнаты украшено листьями и плодами деревьев, на стене, справа от окна висит картина «Четыре дерева». Педагог встречает детей (три человека) и активизирует их внимание:

«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся».

          Основная часть.

Педагог подводит детей к картине и просит встать так, чтобы все было хорошо видно, что изображено на картине.

Педагог: «Посмотрите, какие красивые деревья (показывает на картину). Всем видно (помогает встать детям так, чтобы им было хорошо видно)? А теперь выберете то дерево, которое вам понравилось больше всего». Обращаясь по имени к детям, просит произнести название своего дерева и рассказать из чего оно состоит: ствол, ветви и листья. Дети называют те деревья, которые они выбрали.

Педагог проводит с детьми дидактическое упражнение «Узнай дерево по коре и листьям». Цель: поэтапное осязательное обследование контурного изображения дерева. Дети зрительно-осязательным способом обследуют предложенную им карточку с контурным изображением одного дерева и определяют его название. Игра проводится поочередно с каждым ребенком, в зависимости от его диагноза по зрению, разложен раздаточный материал: карточка с изображением одного дерева (дуб, береза, клен), подставка под книгу, фоновые экраны для работы на столе. Каждому ребенку в соответствии с его картинкой предлагаются натуральные объекты для определения вида дерева и правильного его называния. Это листья, плоды, кора предложенных деревьев.

Далее вместе со всеми детьми педагог проводит пальчиковый массаж. Все дети беру шишки, и садятся лицом к педагогу.

Пальчиковый массаж еловой шишкой.

Упражнения:

  1. «Раскатай шишку». Зажать шишку между ладонями и раскатать (30сек.).
  2. «Перебор». Взять шишку пальцами обеих рук и перебирая, поворачивать шишку от себя (20сек.).
  3. «Тук-тук-тук». Держим шишку правой рукой и стучим «тук-тук-тук» по ладони левой руки (3 – 4 раза), затем меняем руки.
  4. «Причеши шишку». Правой рукой держим шишку у основания, а левой энергично проводим пальцами по внутренней части чешуек шишки до конца (10 раз),  затем меняем руки.
  5.  «Раскрути шишку». Зажать шишку в кулаке и вращать кисть руки по направлению к себе (10 раз), затем переложить шишку в другую руку.
  6.    «Раскатай шишку». Зажать шишку между ладонями и раскатать (30сек.).

Затем педагог включает видеопроектор и на большом экране предлагает детям посмотреть, как выглядят отдельные деревья (дуб, береза), лес и березовая роща. Фильм сопровождается русской народной песней «Во поле береза стояла…». На последнем куплете в группу входит взрослый в костюме сказочного персонажа «Березка».  

Педагог предлагает детям поздороваться с Березкой, рассмотреть и потрогать ее наряд, тем самым закрепляя основные части строения дерева. Березка приветствует ребят и говорит: «Ребятки, вы ответили правильно, а теперь соберите дерево из частей». Далее педагог проводит дидактическое упражнение «Собери дерево» из полимерного конструктора. Цель: развивать зрительную память, продолжать учить собирать из частей целое изображение дерева. Развивать мелкую моторику и точность движений.  Каждому ребенку на стол раздается конструктор в виде картинки с изображением дерева. Дети внимательно рассматривают ее, а затем разбирают и собирают по памяти.

Педагог: «Вы ребята молодцы хорошо занимались, но я думаю, что пора загадать загадку нашим гостям. Мы ее не просто расскажем, но и покажем». Педагог предлагает выйти детям из-за стола, встать свободно, проверить расстояние с помощью рук (руки осторожно вытянуть в стороны, если они не с кем не соприкасаются, то расстояние достаточное для выполнения упражнений).

Физкультурная минутка «Дуб».

Слова

Движения

Руки выше поднимаем,

И ладошки превращаем

Мы, в красивые листочки.

Посмотри –

Полетели: раз, два, три.

Наше тело – это ствол.

Ветер дунул и повел.

Вправо-влево наклонись,

За рукою потянись.

Ноги – корни, их не видно.

В землю глубоко вросли

И качают воду сильно.

Ты не веришь?

Посмотри!

Напитался ствол наш силой,

Ветки в стороны отвел,

А на веточках красиво,

Желуди висят кругом.

Что за дерево мы тут представляли?

Это …  

                                                (Дуб)

Дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки внизу.  Поднимают прямые руки вверх, одновременно вращая кистями рук, делают «фонарики».  Руки прямы над головой, машем кистями рук вперед. Медленно опускаем руки вниз, одновременно вращая кистями рук, делают «фонарики».

Дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.  Проводим руками сверху вниз по бокам туловища. Наклоняемся вправо, правая рука скользит вдоль туловища по правой ноге. Выпрямиться. Тоже в левую сторону.

Дети стоят прямо, ноги вместе, носки врозь, руки на поясе. Выполняют полуприседания, разводя колени в стороны, «пружинка».  

Дети стоят прямо, ноги вместе, носки врозь, кисти сжаты в кулаки, руки согнуты в локтях и разведены в стороны на уровне плеч, поза «силача». Энергично разгибают руки в стороны и сгибают обратно. На слова: «А на веточках…» - разводят руки в стороны и вращают кулаками вперед, выполняя упражнение на восстановление дыхания «медленный вдох и более короткий выдох».

Дети стоят прямо, ноги слегка расставлены, руки внизу, ладони повернуты вперед, плечи приподняты, поза «удивление».  

Педагог предлагает детям вернуться на свои места за стол, сесть правильно, сохраняя правильную осанку.

 Березка обращается к детям: «Я расскажу вам сказку про одного Мастера. Он вырезал из дерева много разных предметов, но их было так много, что он забыл, как они называются. Мастер попросил меня взять их с собой, вот я и принесла их к вам в детский сад. Ребята, посмотрите на эти предметы и скажите, как они называются?».

Педагог выставляет на стол перед детьми игрушки, сделанные из дерева, дети называют их, взрослый просит детей назвать обобщающее понятие: «игрушки». По аналогии проводится закрепление обобщающих понятий: «посуда», «книги». Педагог в дидактической игре «Что делают из дерева?» закрепляет знания и умение детей зрительно-осязательным способом обследовать предметы, сделанные из дерева.

Затем взрослые предлагают взять детям по две ложки, оду деревянную, а другую металлическую. Дети рассматривают их, нюхают и ощупывают предложенные им деревянные и металлические ложки, называют, из чего они сделаны: дерево и металл. Если ребенок затрудняется назвать, то взрослый сам называет материал и просит ребенка повторить.  Далее педагог просит детей опустить металлическую ложку в воду и понаблюдать, что же будет дальше. Необходимо отметить, что она утонула. Затем дети опускают в воду деревянную ложку. Педагог подчеркивает, что деревянная ложка не тонет, а плавает, как лодочка. В конце игры Березка проводит с детьми релаксационное упражнение «Волны и дождик».

Педагог уточняет у детей: «Понравилось вам играть с Березкой?». Далее он предлагает сделать для нее подарок своими руками и проводит дидактическое упражнение «Соберем бусы для Березки». Цель: развивать мелкую моторику рук, точность движений и газомер.  

В конце занятия педагог проводит с детьми релаксационную гимнастику. Глазная гимнастика на снятие зрительного напряжения «Спрячем глазки».

Упражнения (по методике Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян):

  1. Использование элементов аутотренинга (общее расслабление). Продолжительность – от 30 сек.
  2. Использование элементов бесконтактного массажа (тепловое нагревание). Продолжительность – 30 сек.

В конце педагог подводит итог занятия и поощряет детей, Березка вручает им деревянные игрушки. Дети прощаются с Березкой, и она выходит из помещения группы.

Resource id #6204

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...

Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."

Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...

Беседа о картине "Березовая роща "И.И. Левитана

Беседа о картине И.И. Левитана "Березовая роща" с детьми старшей группы детского сада...

План - конспект по окружающему миру (средняя группа) по теме:экологическое занятие. "Путешествие по березовой роще".

Береза - символ России, красота природы. В данном плане - конспекте описывается красота русской березы в разные времена года. Дети водят хороводы вокруг березы в русских костюмах, изображая своих пред...

Конспект интегрированного занятия по ручному труду на развитие мелкой моторики с применением природного и бросового материала. Тема «Зима», поделка "Зимняя березовая роща".

Изготовление коллективного коллажа «ЗИМНЯЯ БЕРЕЗОВАЯ  РОЩА»ЦЕЛЬ: Развитие мелкой  моторики.Программные  задачи: развитие мелкой моторики, воображения, нетрадиционного мышления, логическ...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей подготовительной к школе группы "Березовая роща"

Интеграция образовательных областей: "Здоровье", "Коммуникация" "Художественное творчество"...

Творческо-исследовательский проект «Каштановый, березовый, кленовый…»

Знакомство дошкольников с деревьями проходит в форме путешествия по карте, в поисках семян каждого дерева для волшебной книги. Используется презентация. Большую ценность имеет полученный материал, вып...