Главные вкладки

    Статья «Особенности эмоциональной сферы личности педагогов ДОУ как фактор профессиональной успешности».
    статья

    Пичугина Ирина Олеговна

    В статье затрагиваются и рассматриваются проблема  связаннее с профессиональной успешности педагога.Изучение  индивидуально - психологических особенностей эмоциональной сферы личности в профессиональной деятельности  педагогов является  одной  из  наиболее актуальных  задач, решение которых является важным условием для создания условий для развития профессионально  успешной личности педагога. Деятельность педагога связанная с постоянным эмоциональным контактом с детьми, для которых он выступает как модель социального поведения. Педагог, которому вверяется самое дорогое, что только есть у родителей  это жизнь и здоровье их любимого малыша. И от того какое он оказывает влияние на формирование личности их  ребенка, как он сохраняет его психическое и физическое  здоровье, зависит будущее их ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx25.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБДОУ № 39 детский сад комбинированного вида Колпинского района Санкт- Петербурга Воспитатель Пичугина Ирина Олеговна

     «Особенности эмоциональной сферы личности педагогов дошкольных образовательных учреждений как фактор профессиональной успешности».

    Проблема  профессиональной успешности педагога является  одной  из  наиболее актуальных  проблем  современной  педагогической деятельности  в  силу  новых реформ в сфере дошкольного воспитания. Исследование влияния индивидуально - личностных особенностей эмоциональной сферы педагогов, скрытых от внешнего наблюдения,  имеет большое значение для лучшего понимания причин успешности профессиональной деятельности.                          

     Эмоциональная сфера как свойства педагога, характеризующие содержание,    качество и динамику его эмоций и чувств. Эти содержательные аспекты   эмоциональной сферы отражают явления и ситуации, имеющие особую  значимость для педагога в его педагогической деятельности. Знание о многогранном влиянии  эмоциональной сферы и ее  значимость для полноценного развития личности педагога позволяет понять взаимосвязь с профессиональной успешностью.

     Обращение к проблемам развития и становления  личности  современного педагога, обосновывают исследование  его профессиональной успешности. Именно ориентация на профессиональную успешность обеспечивает формирование положительного отношения к  профессионально - педагогической деятельности, потребность в получении профессиональных знаний, умений и навыков.

    Поэтому так важно понять и изучить особенности эмоциональной сферы личности педагога обуславливающие профессиональную успешность педагогов дошкольных образовательных учреждений.                 

    Профессиональная успешность рассматривается как сложное многомерное образование (С.В. Алешин,  И.М. Жданько, В.А. Пономаренко, Е.М. Ткаченко, Б.А. Федоришин, О.Е. Ящишин), как совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых для достижения эффективности труда (К.М.  Гуревич), как развитие профессионально важных качеств (И.А. Жданов), качества личности  (А.Т. Ростунов), как уровень эмоциональной устойчивости  (Г.М. Зараковский ).

    Проблема  профессиональной успешности  напрямую связана с проблемой эмоционального выгорания педагогов. Деятельность педагога непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении психического и физического самочувствия.                                              

    Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.                                                                

    Синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей детей, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения воспитателя. «Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций  в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».  

    Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.

    Дисфункциональные следствия, «выгорания» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

    Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

    Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание

    по Фетискину Н.П.

    1.Индивидуальные факторы.                                                                                        2. Организационные факторы.                                                                                 Условия работы, содержание труда.                                                                                                   3. Социально-психологические факторы.                                                                     Социально-психологические взаимоотношения в организации, как по вертикали, так и по горизонтали.

    Факторы, оказывающие влияние на эмоциональное выгорание предложенные В.В.Бойко.

                       Внешние факторы, провоцирующие «выгорание»:                                1.Хроническая напряженная эмоциональной деятельности.

    2. Дестабилизирующая организация деятельности. Недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация.                                                                                                                               3. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Работа в режиме внешнего и внутреннего контроля.                                                  4.Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега».

    Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание:

    1. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.

    2. Восприятие и переживание обстоятельств связанных с профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их.

    Содержание профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждении имеет много общего с трудом учителя, но в тоже время имеет свои особенности, которые подробно раскрыты в исследованиях В.Н.  Белкиной.  

    Образовательный  процесс  в  детском  саду  кроме образовательной  функции  включает  в себя еще и воспитательную функцию.  Значительная  часть времени в работе воспитателя отводится педагогическому руководству игровой, бытовой, трудовой и коммуникативной деятельностью, формированию социального опыта ребенка.  Педагогу  приходится  учитывать  физические,  психологические  и индивидуальные особенности развития воспитанников от 2 до 7 лет. Дети нуждаются  в  уходе  и  внимании  воспитателя,  особенно  в  раннем  возрасте. Длительное время пребывания ребенка в детском саду (режим работы детского сада  составляет  12  часов). Кроме  этого  осуществлять  педагогическое образование родителей (возраст большинства родителей составляет 18 - 25 лет).

    Изучение  теоретических  источников  показало,  что  основное  внимание исследователей  уделено  разработке  научных  понятий,  составляющих  оценку качества  педагогического  труда.  Специальных  работ,  в  которых  внимание сосредоточено  на  комплексной  оценке  качества  профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, нет. Остаются не разработанными теоретическое и методическое обеспечение комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, содержание и методика  ее осуществления.

    Эмоционально-личностный портрет успешного педагога нашего дошкольного образовательного учреждения (на основании проведенного психологического исследования).  Получился таким - это молодой с большим стажем педагог. Оптимистичный, не экстраверт, активный с достаточными энергоресурсами,  но при этом ему не обязательно иметь их слишком много достаточно и  среднего  потенциала, он не должен быть физически утомленным (недосыпание и недоедание частые диеты т.д.) это мешает работе.  

    Но у него наблюдается ориентир на отдых, (ему хочется отдохнуть), но при этом  уровень нервно - психического напряжения не высокий. Интеллектуальная эмоциональность должна быть низкой. Сильные излишние  эмоциональные переживания в случае неудач в общении, и по поводу неудач в физическом труде мешает в работе.

    Помогает преобладание длительности сохранения эмоций,  которые сохраняя  эмоциональную устойчивость,   поддерживают эффективность трудовой  деятельности при возникновении отрицательных  эмоциональных переживаний.

    Проявления интенсивности и возбудимости эмоций проявляющаяся как вспыльчивость и раздражительность должна быть наименьшей.  У педагога не должно быть  признаков эмоционального выгорания деперсонализации ,редукции и эмоционального истощения. Эмоции не должны отрицательно влиять на эффективность деятельности. Эмпатия не должна быть слишком высокой.

    Внешняя положительная мотивация предпочтение более высокого заработка, стремление продвижения по работе и потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны коллег не должна преобладать.

    Превалировать должна внутренняя  мотивация (ВМ) удовлетворение от самого процесса и результата работы и возможность наиболее полной самореализации.

     Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) стремление избежать критики, и неприятностей выступает стимульным средством  продуктивности трудовой деятельности.

    В профессиональной деятельности педагога удовлетворенность как эмоционально окрашенное оценочное представление о  результате своей трудовой активности, со знаком плюс  и с высокой степень выраженности должны выступать удовлетворение от своей работы и  интерес к ней.

    Высокие  притязания в профессиональной деятельности и  предпочтение ее высокому заработку.  В меру общительный педагог, излишнее  общения с сотрудниками не сказывается благоприятно на трудовом процесс, а только вредит ему, отвлекая от основных трудовых обязанностей.  

    Изучение  индивидуально - психологических особенностей эмоциональной сферы личности в профессиональной деятельности  педагогов является  одной  из  наиболее актуальных  задач, решение которых является важным условием для создания условий для развития профессионально  успешной личности педагога.

    Деятельность педагога связанная с постоянным эмоциональным контактом с детьми, для которых он выступает как модель социального поведения. Педагог, которому вверяется самое дорогое, что только есть у родителей  это жизнь и здоровье их любимого малыша. И от того какое он оказывает влияние на формирование личности их  ребенка, как он сохраняет его психическое и физическое  здоровье, зависит будущее их ребенка.

    Поэтому так важно понять каким должен быть такой педагог, его индивидуально - психологические особенности.

    Список литературы:

    1. Аминов Н.А.  Психофизиологические  и  психические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии  - 1988. - № 5. с 11.
    2. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. - М.: АСТ; Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2002. - 423 с.
    3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996.
    4. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
    5. Бочина Е.В. Характеристика  эмоциональности  и ее  роль в  процессе восприятия  сенсорных стимулов  // Возрастные особенности  физиологических  систем  детей  и  подростков – М  .,1981
    6. Вишневская Л.И., Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений //Ментор.- №1.2007.
    7. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.- 421 с
    8. Герасимова Е.Н., Кутьина Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ //Воспитатель ДОУ №10.2008 - 115 с.
    9. Грачев А.А. Психологическое проектирование производственной организации.- СПб.:АНО «ИПП», 2008.- 187с.
    10. Додонов Б.И.  Классификация  эмоций  при  исследовании   эмоциональной  направленности  личности. // Вопросы.  Психологии   №6.1975
    11. Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ. - № 4. 2004.
    12. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.- 464 с.
    13. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2008 .- 782 с.
    14. Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек» /Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития./ Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции  под ред. Карелиной М.Ю.. М.: МИССО, 2003 .
    15. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. // Вестник МГУ. Серия 14: Психология, № 3. 2000.
    16. Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971
    17. Орел В.Е. Феномен  «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций  №3 2001 г. http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20010311
    18. Пономаренко В.А., Алешин С.В., Ворона А.А. // Вопросы психологии №3 1986. 16 с.
    19. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания» // Журнал практического психолога. № 8.1998. С. 84-89.
    20. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания»  как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Журнал вопросы психологии. - №6.1994.
    21. Юдчиц Ю.А. К   проблеме   профессиональной   деформации //  Журнал практического психолога. № 7. 1998. - 78-84. с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование"

    Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим...

    «Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ «Влияние искусства и художественного образования на развитие эмоциальной сферы личности дошкольника»...

    Тренинг для педагогов « Мир наших эмоций. Развитие эмоциональной сферы личности педагога»

    Тренинг   для педагогов .Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона....

    Развитие эмоциональной сферы личности ребенка, познавательных и творческих способностей

    Игра-путешествие, в котором дети попадают в «Зайкину школу», где они станцуют, сказку осеннюю послушают, позанимаются весёлой математикой, а также сделают аппликацию с использованием природных материа...

    Анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы личности ребенка

    Данная анкета разработана с целью выявить настроение ребенка до и после посещения детского сада, его работоспособность дома. Данный материал может быть полезен педагогам-психологам, воспитателям ДОУ, ...

    Статья: «Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

    В данной статье рассказывается об особенностях эмоционнальной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...