Конспект занятия по образовательной области «Коммуникация».
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Котенко Людмила Борисовна

Тема: « Первые шаги в мир хороших манер» (воспитание культуры поведения).

Образовательные области: коммуникация, безопасность, социализация, здоровье.

Цель: развивать у воспитанников интегративных качеств: любознательности, отзывчивости, активности, овладение основными гигиеническими навыками, способности управлять своим поведением, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Задачи:

  • познакомить с понятием «этикет»;
  • учить находить правильные решения в различных проблемных ситуациях;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными предложениями и фразами;
  • упражнять в использовании вежливых слов;
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения в детском саду;
  • формировать навыки культурного, этически грамотного поведения;
  • развивать мыслительную деятельность у детей.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Формы организации детей: групповая.

Словарная работа: этикет, доброе утро, извините, пожалуйста, приветствие, неряха, неопрятный, благодарность

Предварительная работа: заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах

Средства обучения педагога:

  • туалетные принадлежности: мыло, зубная щетка, расческа, полотенце; зеркало; заколка для волос;
  • круги красного и зеленого цвета по количеству детей;
  • ромашка с правилами поведения в различных местах;
  •  «волшебная палочка».

Содержание организованной деятельности.

 Воспитатель:

Солнышко ясное встало
«Доброе утро!» - сказало
«Доброе утро» - не зря говорят
«Доброе утро» велит быть добрей,
Честней и упорней и веселей
Придумано мудро «Доброе утро».

Воспитатель: первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами?  Дети отвечают по очереди: желаем здоровья, веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.

Ребёнок.  - Здравствуйте! – 
                 Ты скажешь человеку.
                       -Здравствуйте, - 
              Улыбнётся он в ответ.
              И, наверно, не пойдёт в аптеку
              И здоровым будет много лет.

 Добрый день.

- Добрый день! — тебе сказали,

- Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Воспитатель: Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него.

ПРИВЕТСТВИЕ - это одно из самых важных правил этикета.  А что такое «этикет?»
Это правила такие,
Надо знать их с малых лет!

Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути

Если вежливыми стать
И воспитанными быть,
То всегда и всюду будут, 
Уважать вас и любить!

Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что правил этикета очень много. Некоторые из них собраны в один цветок. Мы с вами вместе сейчас и  вспомним их, но хочу вам напомнить, что нельзя перебивать друг друга и говорить надо по одному.

(Цветок-ромашка, дети называют : в детском саду, в театре, на улице, в транспорте, в гостях, в больнице.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но сегодня мы остановимся на этикете в детском саду.

(вносится кукла - «неряха» )

Воспитатель: Что ты кричишь, бежишь. Расскажи, что с тобой случилось?

Кукла:  я проспала.

Воспитатель: а почему ты так неопрятно и некрасиво одета?

Кукла:  я торопилась и думала, что и так сойдет.

Воспитатель: Дети. Посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. В таком виде можно приходить в детский сад.

Надо исправлять положение.
Дети, поможем кукле?

Дети: Да.

(Для этого по очереди, подходите к кукле и помогите ей привести себя в порядок)

Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям и девочке, как мы встречаем новый день.

Физкультурная минутка:

Рано утром мы проснулись,

             потереть глаза кулачками

Сладко, сладко потянулись!

                  потянуться вверх

Чтобы сон ушел - зевнули

                  зевают

Разбудил нас бег на месте,

                  «бегут»

В ванну побежали вместе

                 «рисуют» прямоугольник в воздухе

Умывались и плескались,

                  имитируют движения умывания

Зубы вычистить старались,

                  «чистят» зубы

Причесались аккуратно,

                 «причесываются»

Приоделись все опрятно.

                 проводят руками по телу-«одеваются»

Не хотим мы больше спать

                  грозят пальчиком

Будем весело играть!!!

                   хлопают в ладоши.

Кукла  уходит.
Воспитатель: Кукла Алена ушла, забыла сказать «спасибо». Благодарность - чувство признательности кому-нибудь за оказанное внимание и добро. К сожалению, мы часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Я вас приглашаю сесть в большой круг, и подарить другу «ласковое слово». «Волшебную палочку» в руки возьму, и ласковое слово другу скажу».

Дети в кругу, передают друг другу «волшебную палочку», говоря при этом добрые, ласковые слова: добрый, отзывчивый, ласковый, вежливый, умный, не жадный.

Воспитатель: Но быть воспитанными, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. А еще это соблюдение важных правил. О некоторых очень важных правилах ребята хотят прочитать стихотворения.

1 ребёнок:

В садик не бери конфетки,
Ведь другим обидно деткам.
Маму провожай спокойно
И веди себя достойно.
Воспитательницу слушай,
Без приказа спи и кушай.

2 ребёнок:

Одевайся побыстрей,
Не задерживай детей.
Игрушку ты не отнимай,
Возьми другую, поиграй.
С незнакомым не ходи,
Воспитателя зови.
Маму радостно встречай,
По подружкам не скучай

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть.

Я буду называть поступки, а вы, молча,  на своих местах, будете поднимать красный или зеленый кружок. Если поступок хороший - поднимаете зеленый кружок, а если плохой – красный.

1.    Забирать игрушки у друзей.

2.    Помогать взрослым.

3.    Кричи, громко разговаривай.

4.    Не ссорься с друзьями, старайтесь играть дружно.

5.    Здороваться при встрече.

6.    Садиться за стол грязным, неумытым.

7.    Следить за своим внешним видом

Ребята, а теперь отгадайте загадки:

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»

(вам помочь!)

 

Самоанализ:

Ребята, о чем мы с Вами сегодня разговаривали.

Дети: О правилах поведения, об этикете.

Воспитатель: Правильно.

Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо слова:

Доброе утро

Добрый день

До свиданья

Здравствуйте

Извините

Пожалуйста

Приятного аппетита

Простите

Спасибо

А как, вы, думаете, все ли из Вас правильно и красиво себя вели?  Мы с Вами будем еще многому учиться и работать, чтобы о всех вас сказали: «Это воспитанные и вежливые дети".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области: «Коммуникация»

Задачи:Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Посчитай»Образование существительного, обозначающего профессию «Назови по образцу»Поиск соответствующего ...

Конспект занятия в образовательной области "Коммуникация"."Зимующие птицы."

Данный конспект занятия будет интересен и воспитателям, и логопедам. В процессе игры дети лучше усвоят материал, а использование  мнемотаблицы поможет быстрее запомнить стихотворение Н.Нищевой....

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."...

Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»

Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...

Конспект итогового занятия по образовательной области «Коммуникация» Тема занятия: «Сюрприз от домовят».

Программное содержание:Выявить уровень знания детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Составлять предложения по схеме с заданным знакам в конце.Составление рассказа по карти...