Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя семья» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Макарьева Ирина Михайловна

Цели.

Закреплять  представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.

Показать детям, что семья похожа на могучее дерево, составить модель дома и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_khochet_rasskazat_o_svoey_seme.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дощкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей №18 «Алёнка» Курского муниципального района Ставропольского края

Конспект

непосредственно образовательной деятельности 

Тема: «Моя семья»

                                                                                   

Макарьева Ирина Михайловна

Воспитатель МДОУ №18  

Курского муниципального района

ст. Галюгаевская - 2013 год


Цели.

Закреплять  представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья, из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.

Показать детям, что семья похожа на могучее дерево, составить модель дома и семьи.

Задачи в образовательных областях:

Познание: продолжать развивать у детей познавательные интересы; закрепить знание геометрических фигур, умение располагать предметы в пространстве; закрепить умение создавать модель дома и семьи, устанавливать последовательность различных событий, формировать элементарные представления об истории человечества (семьи) через знакомство с произведением искусства (легендой).

Коммуникация: продолжать развивать речь как средство общения, формировать умение составлять рассказы из личного опыта, а так же рассказы творческого характера на тему «Моя семья».

Социализация: углублять представления детей о семье и её истории, формировать знания о профессиях родителей; через символические и образные средства помогать детям осознавать себя в прошлом, настоящем и будущем, формировать гендерную, семейную принадлежность, создавать у детей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Безопасность: закреплять умение соблюдать правила безопасного пребывания в детском саду, закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми (не разговаривать, не брать у них предлагаемые предметы и обязательно рассказать об этом взрослым), закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес, продолжать формировать навыки безопасного общения с животными и с растениями, формировать умение одеваться по погоде.

Словарная работа: родословная, генеологическое древо,старец.

Предварительная работа:

Рассматривали семейные альбомы; учились называть по имени и отчеству всех членов семьи; составляли рассказы о своей семье; заучивали пословицы и стихотворения о семье; играли в сюжетно ролевую игру «Семья», оформили фотовыставку «Моя семья», с помощью родителей составили генеологическое древо семьи, составляли модели дома и семьи, беседовали и  рисовали на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Мы отдыхаем». «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники».

Оборудование и материал к занятию: геометрический материал для составления модели дома и семьи (на каждого ребёнка), фотовыставка «Моя семья», рисунки на тему «Моя семья», генеологические древа.

Содержание организованной образовательной деятельности:

Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой телепередачи? А я кем буду?

Телеведущей.

А все кто в зале?

Телезрителями.

Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали.

Добрый день уважаемые телезрители! Сегодня в нашей студии ребята старшей группы «А» детского сада №18 Курского Муниципального района. Они пришли на нашу передачу  для того, чтобы рассказать о своей семье.

Участники передачи, представьтесь, пожалуйста. Расскажите кто вы и где живёте.

( Представления детей).

Ребята, а как вы понимаете, что такое семья? Семья — это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. По определению, данному в словаре С. Ожегова, семья — это группа родственников, живущих вместе.

Из кого состоит семья?

Дети:

- Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники – это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки. Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их дети. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.

Есть в доме любом семейный альбом,

Как в зеркале мы отражаемся в нём

Пускай не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы.

 Кто хочет рассказать о своей семье по фотографиям из своих семейных альбомов? (Дети подходят к домику, где расположены фотографии своей семьи, рассказывают кто на них изображен. По ходу рассказов спрашиваю о родственных связях.)

Посмотрите, а Настя нарисовала свою большую, дружную семью. Давайте послушаем, что она нам расскажет о ней.

Выходит Настя с рисунком «Моя семья», читает стихотворение.

Посмотрите, это — я,

А это мамочка моя,

Это — братик Тёма.

А вот — сестричка Катя.

Папа — строгий и большой,

Он всегда у нас такой.

Бабушка в платочке

И в стареньких очечках.

И скажу с улыбкой я:

Это вся моя семья!

Вот какая большая семья у Насти!

Настенька, расскажи всем, пожалуйста, кто запечатлён  на вашей семейной фотографии?

А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где корни, ствол и листочки  изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.

 Как стали называть это дерево?

Это дерево  стали называть «генеалогическим древом».

Кто расскажет о генеологическом древе своей семьи?

Несколько детей рассказывают свою родословную.

А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят.

Пословицы и поговорки о семье:

Согласие да лад - в семье клад.

Согласную семью горе не берёт.

В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья без детей, что цветок без запаха.

В семье разлад - то и дому не рад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Намёки да попрёки - семейные пороки

А ещё в народе говорят: «Не нужен и клад, коли в семье лад». А чтобы в семье царил лад, что нужно делать?

 Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое настроение.

«Согласная семья - самая счастливая!»  А как вы, дети, понимаете слова - счастливая семья? В чём счастье? (Провожу с детьми свободную беседу.) Счастливая семья - это семья, где живут в согласии. Каждый - и старый и малый - ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, радость от общения друг с другом.

Воспитатель: - Я расскажу вам одну легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово – «ПОНИМАНИЕ».

 Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда был мир и согласие, уважение и любовь друг к другу, а также взаимопонимание. Тогда семьи будут крепкими и счастливыми.

Рекламная пауза.

Физминутка: «Как живёте? »

 Как живёте? – вот так! (показывают большой палец правой руки)

 Как идёте? – вот так! (ходьба на месте)

 А бежите? – вот так! (бег на месте)

 А шалите? – вот так! (ударяют ладошками по надутым щекам)

На занятьях как сидите? – вот так! (руки полочкой перед собой)

 Покажите, как вы спите? – вот так! (ладошки прижаты друг к другу и прижаты к щеке)

 К солнцу тянете ладошки? – вот так! (тянут ладошки вверх)

Как сидите у окошка? – вот так! (кулачком подпирают щёку)

 Всем спасибо за вниманье, ждёт вас новое заданье.

 Ребята, я не зря поместила фотовыставку на домике. ДОМ, СЕМЬЯ – это то, место где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым.

У вас на столах есть геометрические фигуры, составьте из прямоугольника и треугольника модель дома, а из квадратиков и кружков модель семьи. Из скольких человек состоит ваша семья? Сколько детей в вашей семье? Кто ещё живёт с вами?

-Молодцы, дети!

-А я желаю:

Каждому дому –

Радости вдоволь.

Каждому дому

Быть обойдённым

Обидой, бедою.

...Каждой семье -

Над крышей аиста.

Каждой семье

Вдосталь радости,

Жизни - до ста,

Хлеба - досыта. Так хочется, чтобы чаще

Были вместе родители и дети.

Покажите с помощью объятий рук и выражения лица, как вас любят мама, папа… (прием ассоциативной пантомимы).

Воспитатель: А кто расскажет, как создаётся семья?

Ребёнок:

- Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год.

Какие семейные праздники вы ещё знаете?

Ребенок:

Новый год, также в каждой семье отмечают Дни рождения, женский праздник – 8 марта и мужской 23 февраля “ День защитников Отечества”. На праздники готовят праздничные столы,  покупают подарки, дарят цветы.

Воспитатель:

А есть ещё такие праздники: 15 мая - Международный день семьи, а 8 июля – День семьи, любви и верности. Я хочу, чтобы эти праздники стали в ваших семьях семейными.

Воспитатель: А для чего люди создают семью?

Ребёнок:

- Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом.

Воспитатель:

 Родители воспитывают вас, учат вас быть добрыми, умными, честными, смелыми. Когда вы вырастите, тоже будете папами и мамами. Поднимите руки те , кто будет папой. А теперь - кто будет мамой.

Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться: мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

Психогимнастика  «Любящие родители»

  Ребята, представьте, что  девочки это мамы, а мальчики это папы, и вы укачиваете своего ребенка, нежно прижимая его к себе, с доброй улыбкой на лице (сложить руки перед собой, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачивая под музыку вправо, влево).

 А теперь погладьте своего малыша, я думаю, когда вы вырастите,  будете любящими, нежными, заботливыми родителями.

Что-то Тимофей грустный сегодня, Тима, что случилось?

Тимофей

У меня уехал папа

Далеко.

Мне без папы, если честно,

Нелегко.

Папа, если хочет,

Может песню спеть,

Если холодно,

Теплом своим согреть.

Папа может сказку

Прочитать,

Мне без папы трудно

Засыпать.

Поднимусь и тихо встану

У дверей,

Милый папа, возвращайся

Поскорей!

Воспитатель: Тима, а почему твой папа уехал далеко?

Тимофей: Мой папа военнослужащий, он уехал на работу.

А какая профессия у твоей мамы?

Моя мама повар.

Уважаемые участники передачи, а какие профессии у ваших родителей? ( Ответы детей).

Воспитатель:

Ваши мамы и папы все имеют разные профессии. Но все родители любят вас и заботятся о вашей безопасности. Чему они вас учат? (Дети рассказывают правила безопасности)  

Дорогие ребята, как замечательно, что у каждого из вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вашей безопасности, приходят на помощь.

Здесь любят тебя без особых причин,

За то, что ты - внук,

И за то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется главной опорой твоей.

Так давайте же ещё раз скажем, что  такое семья?

 Семья – это счастье, любовь и удача,

 Семья – это летом поездки на дачу.

 Семья – это праздник, семейные даты

 Подарки, покупки, приятные траты.

 Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,

 Мечты о хорошем. Волнение трепет.

 Семья – это труд, друг о друге забота,

 Семья – это много домашней работы

 Семья – это важно!

 Семья – это сложно!

И счастливо жить одному не возможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

 Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья.

К сожалению, время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю вас, ребята, за активное участие в телепередаче «Моя семья».  

В заключении я хочу вам подарить вот эти ромашки. Ромашка – символ семьи, верности, любви.

Пусть в ваших семьях всегда будет только любовь, покой, верность.

Ксюша

 Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в Семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей Ваш дом!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Осеннее дерево" в старшей группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Осеннее дерево» в старшей группе Программное содержание:Учить детей новым способам симметричного вырезания из бумаги, сложенной поп...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Моя семья» во второй группе раннего возраста.

Конспект НОД по теме "Моя семья" будет полезен воспитателям младшей группы. Это коспект занятия по социально-коммуникативному развитию, направленный на закрепление умения называть своё имя, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Моя семья" (вторая младшая группа)

Образовательная область "Познавательная".В течении нод    учу различать детей и взрослых на картинках по возрасту, полу, особенностям внешнего вида.  развиваю внимание, познав...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Моя семья» (средняя возрастная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОСВозрастная группа: средняя.Длительность: 20 минут.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Портрет мамы» в старшей группе Художественно- эстетическое развитие (Рисование)

Конспект НОД Область «Художественное творчество» (рисование) в старшей группе. Тема «Портрет мамы».Цель НОД: Обучать рисовать женский портрет.Задачи:Обучающие: -Продо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Осенний лес» в старшей группе Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Цель:  Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности. Продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Где прячется здоровье» Старшая группа

Цель: Развитие навыков ведения здорового образа жизни у дошкольников, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма....