Проект «Нравственно – правовое становление личности ребенка в процессе совместной деятельности взрослого и детей»
проект (старшая группа) на тему

Кипина Светлана Васильевна

Проект направлен на формирование нравственно-правовой компетентности воспитанников: достаточного уровня основ правового самосознания, знаний об основных положениях Конвенции о правах ребёнка, умений и навыков применения этих знаний в жизни, нравственных качеств. Эффективен для взаимодействия с родителями по охране прав детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

   Социальные, экономические и идеологические изменения,     происходящие в России в настоящее время, не могут оставить без изменения систему дошкольного воспитания и обучения. Условия жизни в нашей стране, которая стремиться стать правовым государством, сегодня, к сожалению, мало способствуют воспитанию личности свободной, демократичной, независимой.

    В настоящее время одной из проблем, стоящей перед системой дошкольного образования, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада по защите ребенка от насилия и жесткого обращения в семье, что нашло отражение в Законе…

   Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.

      Для реализации правового воспитания дошкольников и их родителей необходимо выполнение нескольких важных условий:

- повышение уровня самообразования педагогов

- создание предметно-развивающей среды

- организация взаимодействия с семьями воспитанников.

     Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей и детей можно говорить об успешной реализации системы правового воспитания в ДОУ.

Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

   Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: "Я мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".

    Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.

Сроки реализации проекта: 2009 - 2011 учебный год.

Место события:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №3» г. Чердынь, Пермский край

Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.

 Цель проекта:

 формирование  нравственно-правовой личности ребенка с активной жизненной позицией, основ правовых знаний у родителей и  соблюдение прав детей.

 Задачи:

-  знакомить детей с основными правами ребенка и правами человека в доступной для них форме,

-  развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей,

- вовлекать родителей в орбиту педагогической деятельности, вызывать их заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

Новизна проекта

 Раннее формирование  нравственно-правовой культуры   ребенка с использованием элементов ТРИЗ

Гипотеза

Раннее правовое воспитание дошкольника способствует быстрому становлению его личности, гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими чувствами, умеющей отстаивать свои права, адаптироваться к условиям окружающей жизни.

Ожидаемые результаты

   - Сформированность нравственно-правовой компетентности воспитанников: достаточного уровня основ правового самосознания, знаний об основных положениях Конвенции о правах ребёнка, умений и навыков применения этих знаний в жизни, нравственных качеств - поликультурности, толерантности, чувства самоуважения и уважения к окружающим людям.

  - Создание программно-методической базы по правовому воспитанию в ДОУ.

  -  Создание  предметно-развивающей среды в соответствии с разработанной моделью по правовому воспитанию.

  - Эффективное  взаимодействие с родителями по охране прав детей.

  1. Этапы реализации проекта: Подготовительный (аналитический):
  • Сбор необходимого материала;
  •  Беседа с родителями, вовлечение их в суть проекта;
  •  Создание условий для обучения дошкольников правилам дорожного движения.
  1. Основной (реализация намеченных планов):
  2. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).

 

Перспективный план работы по правовому воспитанию

с детьми старшей группы

(2009 – 2010 учебный год)

ДАТА

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Технология ТРИЗ

Форма проведения

Кол-во часов

«УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!»

                4

Сентябрь

1. «Главные правила»

2. «День знаний»

3. «Комплименты»

Беседа.

Праздник.

Игра.

Октябрь

1. «Я рисую свой портрет»

2. «Здравствуй, это я!»

3. «Письмо заболевшему другу»

Комплексное занятие.

Совм. деят-ть.

Коллективная работа

«О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ»

12

Ноябрь

1. «Право на имя»

2. « Мои права»

3. «Я поступаю хорошо»

4. «Хотим все знать!»

Простые приемы фантазирования. Разрешение противоречий.

Игра  «Хорошо - плохо».

Тематическое занятие.

Чтение худ.лит.

Беседа

Игра.

Декабрь

1. «10 декабря – День прав человека»

2. «Наши имена»

3. «Книга имен»

Системное видение окружающего мира. Разрешение противоречий

Праздник.

Игра.

Совместная деятельность

Январь

1. «Наши права и обязанности»

2. «Я не должен»

Занятие.

Игра.

Февраль

1. «Семейный паровозик»

2. «Мой дом»

3. «Эмблема моей семьи»

4. «Мои права в семье»

Метод  «Снежного кома».

Занятие.

Комплексное занятие

Творческая деятельность

Проект.

        «ЛЮДИ МИРА»        

4

Март        

1. «Кто где живет?»

2. «Дети – планеты Земля»

Методы и приемы ТРИЗ – Метод  «Снежного кома».

Проект

Творческая деятельность

Апрель

1. «Я ребенок – я человек. Сказка «Добрый волшебник»

2. «Мир детства»

Комплексное занятие.

Выставка книг.

ВСЕГО

20

Перспективный план работы по правовому воспитанию

с детьми подготовительной группы

(2010 – 2011 учебный год)

Дата

Тема занятия

Технология

ТРИЗ

Форма проведения

Кол-во часов

«УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!»

4

Сентябрь

1. «Главные правила» (составление декларации прав группы)

2. « Добрые эльфы»

3. «Ты – доктор Айболит»

2. Методы и приемы ТРИЗ: мозговой штурм – метод коллективного творчества-  это выроботка какой- либо идеи.

Беседа.

Игра.

Интегрированное занятие

Октябрь

1. «Цветик – многоцветик»

2. «Особенные дети»

3. «Зло в гостях»

1.Методы и приемы ТРИЗ: морфологический анализ  - метод поиска новых решений : (морфологический ящик)

Занятие.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра –драмат.

«О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ»

12

Ноябрь

1. «Кто нарушил права?»

2.«Сказка о потерянном имени»

3. «Мы все знаем и умеем»

Методы и приемы ТРИЗ: морфологический анализ - метод поиска новых решений

(кольца Луллия).

Театрализованное представление.

Чтение худ.литер.

Тематическое занятие

Декабрь

1. «Имя для щенка»

2. «Дерево имен»

3. «Угадай, кто это?»

Методы и приемы ТРИЗ: морфологический анализ  - метод поиска новых решений

Занятие.

Творческая деятельность

Игра

Январь

1.«Я играю, я учусь»

2. «Сестра»

3. «Моя большая, дружная семья»

Методы и приемы ТРИЗ: Системное видение окружающего мира.

Игра.

Беседа.

Проект.

Февраль

1. «О правах – играя!»

2. «Права детей»

3. «Право на любовь»

Методы и приемы ТРИЗ:  Простые приемы фантазирования. Разрешение противоречий.

Занятие.

Игра-путешествие

Досуг

«ЛЮДИ МИРА»

4

Март

1.«Планета у нас одна»

2. «Все мы разные, но все мы равны»

Методы и приемы ТРИЗ: Системный подход к окружающему миру. Простые приемы фантазирования.

Проект.

Комплексное занятие

Апрель

1. «Страна счастья».

2. «Калейдоскоп сказок»

Праздник.

Викторина.

Всего

20

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ С РОДИТЕЛЯМИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ДАТА

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА РАБОТЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Октябрь

Мониторинг родителей

«Что я знаю о правах ребенка?»

Анкетирование

Воспитатель,

 заместитель

поУВР

Ноябрь

«Влияние родительских установок»

«Общение между нами и детьми»

Консультация

Тренинг

Воспитатель,

психолог

Декабрь

«Мы на свет родились, чтобы радостно жить» (нарушение прав ребенка в семье)

Родительское собрание

Воспитатель

Январь

«Родительская компетентность»

Ширма

Воспитатели

Февраль

«Защити права»

Семинар - практикум

Воспитатели

Март

«Искусство быть родителем»

Ширма –

консультация

Воспитатели

Апрель

«Защита прав и правовое воспитание ребенка»

Деловая игра

Воспитатели

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ С

РОДИТЕЛЯМИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ДАТА

НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА РАБОТЫ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Октябрь

«Наши имена»

Родительское собрание

Воспитатель

Ноябрь

«Основные правила общения родителей с детьми»

«Охрана прав детей»

Консультация

Семинар - практикум

Воспитатель,

психолог

Декабрь

«Свет мой зеркальце»

«Что изменилось во взаимоотношениях с ребенком»

КВН

Беседа

Воспитатель

Январь

«Как ваш ребенок трудится и отдыхает»

Круглый стол

Воспитатель

Февраль

Игра – путешествие «Права детей»

«Родительская любовь»

Совместная деятельность

Консультация

Воспитатель

Март

«Мы такие разные, но мы дружим»

Круглый стол

Воспитатель

Апрель

«Страна Счастья»

Праздник

Воспитатель

ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОЯВИВШИЕСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ

 РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Критерии изменения в жизни семьи

Критерии изменения

в личности ребенка

Критерии изменения в ДОУ

Повышение эмоционального благополучия в семье, взаимопонимание между старшим и младшим поколениями.

Сформированность  нравственно-правовой компетентности ребенка

Повышение профессиональных компетентностей у педагогов.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересованность в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

Сформированность чувства самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей.

Обогащение развивающей среды  ДОУ в соответствии с разработанной моделью по правовому воспитанию детей.

- дидактические игры;

- наглядные пособия;

- выставки;

- детская литература;

- комплект сюжетно-ролевых игр;

% участия родителей во всех мероприятиях проекта.

Улучшение микроклимата.

Улучшение микроклимата.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ

  • Имеют представление, что такое право.
  • Имеют представление, что у каждого ребенка есть права.
  • Имеют представление, кто защищает права детей.
  • Имеют представление о своих обязанностях.
  • Соблюдают общие для всех правила и нормы.
  • Анализируют  поступки сказочных героев и называют  нарушенные в сказках права.
  • Чувствуют собственную значимость и радость дружбы.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Негативные последствия

Способы их коррекции

1 .

Неумение детей применять и отстаивать свои права в жизни.

индивидуальная работа с ребенком.

2.

Нежелание родителей соблюдать права детей

индивидуальные беседы и консультирование родителей

        ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком.

Для диагностики возможно использование следующих методик:

  1.  Опрос детей на тему "Права ребенка"
  • Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
  • Как ты думаешь, что такое право?
  • Какие права есть у тебя и других детей?
  • Какие права ты считаешь самыми важными?
  • Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
  • Кто защищает права детей?
  • Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
  1.  Беседа "Как поступить?" 
  • Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
  • Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?
  • Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?
  • Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?
  • Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
  • Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям?

  3.  Ситуации для понимания детьми их прав и обязанностей.

  • Право на игру
  • Нарушения прав в группе
  • Право на имя
  • Право на образования
  • Право на выражения своего мнения

Литература

  1. А.Ф.Никитин " Права ребенка",  Москва, Дрофа, 2000 год.
  2.  Антонов В.А. Изучаем права человека. - " Вита - пресс ", 1997. - 40 с.
  3. В.Г.Бейлинсон " Азбука прав человека " Москва 1994 год.
  4. Декларация прав человека
  5.  Журнал " Ребенок в детском саду " N 4 , 2002 год.
  6.  Журнал " Управление ДОУ " N 6 за 2003 год.
  7.  Журнал "Дошкольное воспитание" N3/2000 с.62;  N8/2001 с.6
  8.  Конвенция о правах ребенка
  9.  материалы С.В. Федотовой "Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека". Автореферат кандидатской диссертации. М., 2000.
  10.  Т.Н.Доронова, А.Е.Жичкина, Л.Г.Голубева, О.Л.Князева, Б.В.Соловьева ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА: КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Построение образовательного процесса на основе совместной деятельности взрослого и детей.

Одно из требований программ на сегодняшний день -  построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.В ФГТ предлагается решать образовательные задачи в процессе:с...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

Консультация «Совместная деятельность взрослого и детей в процессе экологического воспитания»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации  экологического  воспитания дошкольников. Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого век...

Консультация для воспитателей «Совместная деятельность взрослого и детей, ее значение в процессе экологического воспитания»

Воспитатель детского сада главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитание. Являясь, носителем экологической культуры владея методикой экологического воспитания он орга...

Методическая разработка "Формирование правовой культуры дошкольников через совместную деятельность взрослых и детей"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьник...

Конспект совместной деятельности взрослого и детей при проведении режимных процессов в первую половину дня. Прогулка

В содержании конспекта подробно расписана структура и методика проведения прогулки с детьми младшего дошкорольного возраста....

консультация для педагогов«Развитие выразительности речи в процессе совместной деятельности взрослого и детей»

Работа над выразительностью речи - комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей, он в значительной мере подготавли...