Цветик-семицветик
методическая разработка (младшая группа) по теме

Фролова Наталия Николаевна

Программа по развитию сенсорной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста.Возраст от 2 до 3х лет – важный этап в развитии психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие перейти малышу на следующую ступень.

        Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Значение его невозможно переоценить. Если ребенок не получит способствующих его развитию компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам.

        Активизация восприятия возможна при включении малыша в доступные ему видов деятельности. Но если этот процесс не организован целесообразно, а протекает стихийно не складываясь в систему, он может привести к нежелательным последствиям.

Кроха исследует окружающие его мир, применяя доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом исследования подобного рода становятся более осмысленными. Неизменной остается цель – познание мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik-semitsvetik.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по развитию сенсорной сферы

детей раннего и младшего дошкольного возраста

Ц В Е Т И К  - С Е М И Ц В Е Т И К

Методическая разработка

воспитателя Фроловой Наталии Николаевны

ГБДОУ детский сад №64

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Пояснительная записка.

        Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и  представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка. Его следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., т.е. сформировать у него перцептивные действия.

        Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученыев области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтесори, О. Декроли), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики ( Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

        Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

        Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красоки других свойств предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусств – музыкой, живописью, скульптурой. Конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.

        Содержанием данной программы является сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и  ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого слуха,  развитие речевого слуха. Все это составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов. Программа предназначена для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Цель курса: Формирование сенсорной культуры ребенка в период раннего детства.

Задачи:

  1. Привлечь внимание детей к сенсорным свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах.
  2. Научить детей учитывать свойства предметов во время действий с ними.
  3. Научить малышей выполнению простейших продуктивных заданий.

Программа включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятия – 10-15 минут. Занятия проводятся вне времени, отведенного для занятий по основной образовательной программе в пределах режима работы детского сада.

        Отличительные особенности данной образовательной программы:

 - использование дидактических игр по методике М.Монтессори.

К концу года дети должны:

  • быть успешными в предметной деятельности;
  • знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра;
  • различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
  • идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Данная образовательная программа включает в себя следующие темы:

№ п/п

Название раздела

Количество занятий

1.

Цвет предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету.

11

2.

Величина предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине.

11

3.

Форма предметов.

Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме.

10

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ

ОКТЯБРЬ

Знакомство с основными цветами спектра и эталонами

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Разноцветные комнаты

Лото «Цвет»

«Чей колпачок»

НОЯБРЬ

Закреплять знания основных цветов спектра ,учить детей соотносить предметы по цвету.

«Что бывает такого цвета?»

«Рыбки»

«Три воздушных шарика»

«Окраска воды»

ДЕКАБРЬ

Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький»

Игра с мячами

«Спрячь шарик в ладошках»

«Собери шарики в ведерки»

«Спрячь матрешку»

ЯНВАРЬ

Закреплять представления детей о величине, учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству.

«Спрячь игрушки в коробки»

«Построим диванчики для большой и маленькой кукол»

«Достроим домики»

Аппликация «Елочка»

ФЕВРАЛЬ

Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер)

«Подбери лепесточки к цветам»

«Посади бабочку на цветок»

Чей бантик»

Окраска воды

МАРТ

Познакомить детей с тремя формами (круг, квадрат, треугольник) и с их эталонами

Дидактическая игра «В царстве «фигурок-человечков»

«Собери бусы»

«Где мой вагончик?»

Аппликация «Палочки для фигурок-человечков»

АПРЕЛЬ

Закреплять  представления о трех геометрических фигурах, учить детей идентифицировать предметы по форме.

«Закроем окна у домиков»

Дидактическая игра «Кто где спит»

Аппликация «Салфеточки для фигурок-человечков»

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

МАЙ

Учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, размер, форма)

«Что бывает такого цвета?»

«Соберем бусы для куклы»

Аппликация «Разбитые тарелки»

Дидактическая игра «Магазин»

Аппликация «Радуга»

        

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • Основной формой проведения занятий является игровая;
  • На занятиях используются игрушки, лото, геометрическая мозаика, иллюстративный материал;
  • Формой подведения итогов являются открытые занятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.
  2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
  3. Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду.
  4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. ,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
  5. Монтессори М. Дидактические игры и упражнения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее занятие для родителей по теме «Учимся общаться» «Цветик – семицветик»

Представлен практический материал в форме занятия с родителями, направленного на коррекцию детско-родительских отношений, формирование навыков сотрудничества и позитивных образов общения у детей со вз...

Конспект занятия "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по логоритмике в подготовительной группе....

Выпускной бал "Цветик - семицветик"

Очень доступный сценарий для небольшой группы выпускников. Без введения взрослых ролей. Сценарий составлен по материалам интернета....

Интегрированное занятие по физической и художественной деятельности детей в старшей группе "Цветик-семицветик".

Интегрированное занятиепо физическому воспитанию и художественно-эстетической деятельностидетей в старшей группе«Цветик – семицветик»   Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развития ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе:"Цветик-семицветик" по изо и физической культуре

Итоговое интегрированное занятие-путешествие для родителей, дети рисуют - используют в работе нетрадиционную технику рисования-монотипия, занимаются аэробикой, игроритмикой и конечно встречаются со ск...

Конспект занятия по математике в старшей группе "Цветик семицветик"

Программные задачи: закреплять умение видеть равное количество разных предметов, отсчитывать предметы и раскладывать их точно друг под другом, отражать в речи равенство количества предметов в гр...