Конспект непосредственно образовательной деятельности "Строим сквер"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Самойлова Татьяна Викторовна

образовательная область Познание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-zanyatie.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

СТРОИМ СКВЕР

Программное содержание:

закреплять навыки: количественного счёта в пределах десяти; группировки геометрических фигур и тел по трем признакам(величине, форме, цвету); ориентировки на плоскости (слева, справа, вверху, внизу, между, посередине, в центре);

закреплять умения: собирать треугольник, круг, квадрат, прямоугольник из четырёх частей; выкладывать рисунок геометрических фигур по образцу; находить общий признак фигур;

дать представление о свойствах предметов по весу ( тяжелый, легкий); по глубине ( глубокий, мелкий );

развивать логическое мышление, зрительную память, конструкторские способности, познавательные и речевые умения;

                    способствовать развитию у детей инициативы в совместной деятельности; самостоятельности в уточнении или выдвижении цели в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

             воспитывать у детей стремление к общению и взаимодействию.

Материалы и оборудование:

                            разноцветные плоскостные геометрические фигуры

разные по величине; разрезанные на четыре части (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник); фигуры для выкладывания цветов, карточки- образцы цветочных клумб; «путёвки»- карточки для водителей; дуги для фонтана; блоки Дьенеша; план- проект сквера;

мячик; две машинки- грузовика; мольберт

            Ход игры-занятия.

Воспитатель:

- Ребята, чем вы любите заниматься в выходные дни? (гулять, играть).

-        Где в нашем городе можно погулять и отдохнуть?( у кинотеатра «Быль», в парке). Действительно в парке, сквере можно замечательно отдохнуть, провести свободное время.

      Расскажите мне пожалуйста, что есть в сквере? (фонтан большой, дорожки красивые, клумбы с цветами, скамейки).

- Сегодня я предлагаю вам построить свой небольшой сквер для кукол. Что нужно для того, чтобы построить сквер? (строительный материал).

-Кто привозит строительный материал на стройку?(водители).

-А кто же осуществляет стройку? (строители) -А вы хотите быть строителями? ( ответы детей)

- Ребята, а у меня муж работает на стройке, и я была у него однажды на работе. Там работает строительная бригада из нескольких человек. Они работают очень дружно, организованно и слаженно. Всей стройкой руководит начальник, который следит за выполнением строительных работ, даёт указания и распоряжения. Руководить строительством - дело очень серьезное. Вы разрешите мне быть начальником стройки? ( получает разрешение).

  - Итак, мы с вами решили строить сквер, значит вы – строительная  бригада.     

         - Водителями я назначаю Мишу и Ваню, они очень хорошо знают правила дорожного движения и всегда их выполняют. Получите путёвки и отправляйтесь за строительным материалом на строительную базу ( дети берут грузовики и едут за материалами для игры).

     - А вам дорогие строители я хочу напомнить, что любое строительство ведется строго по плану. Пока водители загружаются строительным материалом, я, как начальник стройки познакомлю вас с планом нашего будущего сквера( разворачивает и закрепляет план на мольберте).Но до начала работы давайте посчитаем из скольких человек состоит наша бригада?(10 и 2 водителя).

        - Посмотрите, какой интересный план-проект! Познакомьтесь с условными обозначениями:   прямыми   линиями   на   плане   обозначены   дорожки; геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат и прямоугольник – это цветочные клумбы; цветок- фонтан; узкие прямоугольники- скамейки).

      - Скажите, где находятся клумбы: круглая ? (в левом верхнем углу).

      - Квадратная ? (в правом верхнем углу).

      -Прямоугольная ? (в левом нижнем углу).

      -Треугольная ? (в правом нижнем углу).

     -Где расположены скамейки? (между клумбами, возле дорожек) - Как расположены дорожки? (вверху, внизу, слева, справа) .

     - Фонтан? (посередине, в центре).

  -        Замечательно! С проектом мы познакомились, а вот и строительный материал подвезли. Мы можем приступать к работе.

     - С чего бы вы хотели начать? (предложения детей...., с клумб)

     - Клумбы мы будем собирать из частей (дает задания кому какую клумбу собирать, дети работают по три человека).

      - Клумбы готовы, и я думаю можно переходить к выкладыванию дорожек. Материал для дорожек вам помогут выбрать карточки – подсказки,  (раздает карточки, обговаривает выбор материала, работают  тройками).

       - Вот какие красивые дорожки получились. Посмотрите внимательно и скажите, что общего у всех фигур из которых вы выкладывали дорожки? (все фигуры большие)

       - Молодцы! Поработали хорошо, я думаю пора отдохнуть. Я начальник добрый и как положено на стройке, я объявляю обеденный перерыв. Поиграем в очень «вкусную» игру «Съедобное и несъедобное» ( игра с мячом).

      - Вот  немного  подкрепились,  «перекусили»  и  пора  за работу.  Давайте посмотрим, что нам осталось построить? ( рассматривают план, отвечают).

      - Для скамеек нам привезли блоки. Давайте посмотрим, какие они? ( дети рассматривают, называют: толстые, тонкие, большие, маленькие, легкие, разного цвета).

    - Выбирайте любые блоки и приступайте к строительству скамеек.( дети строят самостоятельно, воспитатель ведет индивидуальную работу ) .

     -Какие блоки вы использовали для своих скамеек?( цвет, форма, величина).

    - Что нам осталось построить? Для фонтана у нас есть очень интересный материал ( показывает  дуги). Лёгкие или тяжёлые дуги? (тяжёлые).

     - Посмотрите, на что они похожи? (половина круга, радуга, мостик).

     - Давайте построим из них фонтан, как указано на плане ( дети работают самостоятельно). Глубокий или мелкий фонтан получился? (глубокий).

-А теперь проверим: хорошо ли работает фонтан? Есть ли неисправности?( обыгрывается ситуация: ребёнок открывает, вода подтекает, устраняются неисправности (неплотно соединены детали).

      -Фонтан готов! Всё построили? Давайте посмотрим по плану: сколько клумб, скамеек и т.д. (дети сравнивают с планом).

 - Всё-таки чего-то не хватает? Как вы думаете чего? (цветов на клумбах)

 - Давайте  посадим  цветы(воспитатель дает задание: посадить  цветы на клумбы по образцу-карточке).

 -Какой красивый сквер у нас получился. Вам нравится?(высказывания детей).

  • Вы довольны своей работой? Я, как начальник стройки довольна вами (оценивает, благодарит, хвалит детей).

-Вот обрадуются наши игрушки! Давайте возьмём наши любимые игрушки и погуляем с ними в новом сквере (дети уходят за игрушками).

               Продолжение игры самостоятельно.

•        расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);

•        совершенствовать грамматический строй речи ( образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговую структуру слова;

•        уточнять и расширять словаря по теме «Зимующие птицы»;

•        упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;

Развивающие задачи:

•        закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;

•        развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

•        продолжать развивать мышление, память, внимание;

Воспитательные задачи:

•        Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.

Область «Познание»:

-уточнить представления детей о животных жарких страны и Севера: внешний вид, характерные особенности.

-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, развивать интерес к представителям живой природы;

Область «Коммуникация»:

-развивать умение поддерживать беседу, обогащать словарь детей существительными, обозначающими животных жарких страны и Севера;

- совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей;

Область «Художественное творчество»:

- побуждать желание изобразить животное, передать   особенности его  строения;

- побуждать  детей  использовать свои познания и представления об особенностях внешнего облика животных  в художественно-творческой  деятельности;

-учить  самостоятельности  в  выборе  сюжета  и  техники  исполнения;

-отрабатывать  умения  располагать  «сюжет» на  всем  листе  бумаги,  выделять  главное, выбирать  цветовое  решение;

-закреплять  умения  использовать  разные  художественные  материалы: восковые  мелки,  акварельные  и  гуашевые  краски,  цветные  карандаши, пластилин;

Область «Социализация»:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

-продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу, воспитывать усидчивость, целеустремленность в достижении конечного результата

 -создать веселое настроение, принести детям радость, новые впечатления;

Предварительная работа

1.Организация развивающей среды (внесение тематических альбомов «Животные жарких стран», «Животные северных стран», иллюстраций и фотографий с изображением животных разных стран для рассматривания);

2.Беседы о животных разных стран, беседы об обитателях Африки и Северного полюса;

3.Загадывание загадок о животных, чтение стихотворений;

4.Рассматривание картин «Животные зоопарка», «Львы» и т.д., составление по ним рассказов;

5.Рисование и раскрашивание животных разных стран в свободной деятельности

Формы организации совместной деятельности

Создание проблемной ситуации, ситуативная беседа, творческое интерпретирование образов животных, отгадывание загадок, дидактическая игра «Кто где спрятался?», изготовление продукта детского творчества.

Задачи:

-     формировать у детей представления о  предметах, свойствах и явлениях;

-     формировать умение самостоятельно выполнять опыт в соответствии со схемой - алгоритма;

- формировать умение воспринимать предметы и явления во взаимодействиях, устанавливать причинно-следственные связи;

-   развивать познавательную активность, активизировать мыслительные процессы;

-     развивать речевую активность, обогащать словарь;

-   развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение отстаивать св

«Строители» (для детей 5-6 лет)

Цель: развивать познавательную активность детей в совместной игровой деятельности, направленной на решение социально значимых вопросов.

Задачи: образовательные:

            совершенствовать навыки: количественного счёта; группировки геометрических фигур и тел по трем признакам(величине, форме, цвету); ориентировки на плоскости (слева, справа, вверху, внизу, между, посередине, в центре);

           закреплять умения: собирать треугольник, круг, квадрат, прямоугольник из  частей; выкладывать рисунок геометрических фигур по образцу; находить общий признак фигур;

           формировать навыки сенсорной культуры: выявлять  свойства предметов по весу ( тяжелый, легкий); по глубине ( глубокий, мелкий );

           развивающие:

           развивать познавательную активность, зрительную память, конструкторские способности, речевые умения, умение сравнивать, анализировать; соотносить знаковые символы с образами;

          способствовать развитию у детей инициативы в совместной деятельности; самостоятельности в уточнении или выдвижении цели в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

          воспитательные:

          воспитывать у детей стремление к общению и взаимодействию, интерес и уважение к профессии строителя; формировать навыки самоконтроля и самооценки; воспитывать культуру общения.

Методы и приёмы: словесные (ситуативная беседа, разъяснение, рассказ); наглядные (схемы, иллюстрации); практические (упражнение, исследование); игровая ситуация, приём эмпатии (перевоплощения).

Формы работы с детьми:  индивидуальные, парные, групповые;

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа: экскурсия в «Сквер Пушкина», «Сквер металлургов», рисование сквера,  наблюдение за строящимся объектом,  рассматривание альбома «Наш город».

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, дыхательное упражнение, упражнение с помощью траекторий на плакате (методика В.Ф. Базарного).

Оформление (наглядность): разноцветные плоскостные геометрические фигуры разные по величине; разрезанные на четыре части (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник); фигуры для выкладывания цветов, карточки- образцы цветочных клумб; «путёвки»- карточки для водителей; дуги для фонтана; блоки Дьенеша; план- проект сквера; плакат зрительных траекторий, мячик; две машинки- грузовика; мольберт.

Программное обеспечение: Основная общеобразовательная программа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребёнка детский сад №10 «Светлячок» разработанная в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденная приказом Министерством образования и науки РФ от23 ноября 2009года №655 и на основании, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»(авторы: О.В. Акулова,

Т.И. Бабаева, Т.А. Березина) .

Реализация Федеральных государственных требований:  данная работа относится к познавательно – речевому, социально-личностному направлению.  Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество (конструирование), здоровье.

Сценарий организации НОД

Воспитатель:

        - Ребята, чем вы любите заниматься в выходные дни? (гулять, играть).

       - Где в нашем городе можно погулять,  отдохнуть?( у кинотеатра «Быль», в парке). Действительно в парке, сквере можно замечательно отдохнуть, провести свободное время.

      Помните мы осенью ходили в сквер Пушкина, сквер металлургов. Расскажите  пожалуйста, что есть в сквере? (фонтан большой, дорожки красивые, клумбы с цветами, скамейки).

        - А вы хотели бы иметь свой сквер? Что нужно для того, чтобы построить сквер? (строительный материал).

        - Кто привозит строительный материал на стройку?(водители).

       -А кто же осуществляет стройку? (строители)

       -А вы готовы быть строителями? ( ответы детей)

        - Ребята , а у меня муж работает на стройке, и я была у него однажды на работе. Там работает строительная бригада из нескольких человек. Они работают очень дружно, организованно и слаженно. Всей стройкой руководит начальник (прораб), который следит за выполнением строительных работ, даёт указания и распоряжения. Руководить строительством - дело очень серьезное. Вы разрешите мне быть начальником стройки? ( получает разрешение)

        - Итак, мы с вами решили строить сквер, значит вы – строительная  бригада.

      - Посчитайте сколько человек в нашей бригаде? (8)

      - Водителями я назначаю Мишу и Серёжу, они очень хорошо знают правила дорожного движения и всегда их выполняют. Получите путёвки и отправляйтесь за строительным материалом на строительную базу (дети-водители рассматривают путёвки,  берут грузовики и едут за материалами для игры).        - А вам дорогие строители я хочу напомнить, что любое строительство ведется строго по плану. Пока водители загружаются строительным материалом, я, как начальник стройки познакомлю вас с планом- проектом нашего будущего сквера ( закрепляется план-проект на мольберте).

        Прежде чем приступить к работе по плану,  напоминаю, что строитель должен быть очень  точным и внимательным, и для того чтобы вы выполняли свою работу точно и правильно по плану проведём разминку (упражнение по плакату зрительных траекторий). А теперь можем изучить проект будущего сквера.

        - Посмотрите, какой интересный план-проект! Познакомьтесь с условными обозначениями:   прямыми   линиями   на   плане   обозначены   дорожки; геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат и прямоугольник – это цветочные клумбы; цветок-фонтан; узкие прямоугольники- скамейки).

(Проводится фронтальная работа по плану-схеме)

      - Скажите, где находятся клумбы: круглая ? (в левом верхнем углу)

      - Квадратная? (в правом верхнем углу)

      -Прямоугольная? (в левом нижнем углу)

      -Треугольная? (в правом нижнем углу).

      -Где расположены скамейки? (между клумбами, возле дорожек)

      -Как расположены дорожки? (вверху, внизу, слева, справа)

      - Фонтан? (посередине, в центре)

      -Замечательно! С проектом мы познакомились, а вот и строительный материал подвезли.  Мы можем приступать к работе.

      - С чего бы вы хотели начать? (предложения детей...., с клумб)

      - Клумбы мы будем собирать из частей (даются задания кому какую клумбу собирать, дети работают парами).

       - Клумбы готовы, и я думаю можно переходить к выкладыванию дорожек.  Материал для дорожек вам подвезли (геометрические фигуры), распределитесь парами и решите самостоятельно кто какие дорожки будет выкладывать (самостоятельная работа). 

       - Вот какие красивые дорожки получились. Посмотрите внимательно и скажите, что общего у всех фигур из которых вы выкладывали дорожки? (все фигуры большие)

       - Молодцы!  Поработали хорошо, я думаю пора отдохнуть. Я начальник добрый и как положено на стройке, я объявляю обеденный перерыв. Поиграем в очень «вкусную» игру «Съедобное и несъедобное»

( проводится игра с мячом «Съедобное и несъедобное»).

      - Вот  немного  подкрепились,  «перекусили», пора снова  за работу.  Давайте посмотрим, что нам осталось построить? ( рассматривают план, отвечают).

      - Для скамеек нам привезли блоки. Давайте посмотрим, какие они? ( дети рассматривают, называют: толстые, тонкие, большие, маленькие, легкие, разного цвета).

    - Выбирайте любые блоки и приступайте к строительству скамеек ( дети строят самостоятельно, воспитатель ведет индивидуальную работу).

     -Какие блоки вы использовали для своих скамеек?( цвет, форма, величина)

    - Что нам осталось построить? Для фонтана у нас есть очень интересный материал ( показывает дуги). Лёгкие или тяжёлые дуги? (исследовательская деятельность).

     - Посмотрите, на что они похожи? (половина круга, радуга, мостик).

     - Давайте построим из них фонтан, как указано на плане (дети работают самостоятельно). Глубокий или мелкий фонтан получился? (глубокий).

-А теперь проверим: хорошо ли работает фонтан? Есть ли неисправности?

(обыгрывается ситуация: ребёнок открывает, вода подтекает, устраняются неисправности: неплотно соединены детали).

      - Фонтан готов! Всё построили? Давайте посмотрим по плану: сколько клумб, скамеек и т.д (дети анализируют, сравнивают с планом)

 - Всё-таки чего-то не хватает? Как вы думаете чего? (цветов на клумбах)

 - Давайте  посадим  цветы.(Дается задание: посадить  цветы на клумбы по образцу-карточке).

- А сейчас каждый представьте себя цветком, который вы «вырастили» на клумбе. Что вы чувствуете? (приём эмпатии(перевоплощения)).

 - Какой красивый сквер у нас получился. Вам нравится?(высказывания детей). Давайте вдохнём аромат цветов.

(Дыхательное упражнение  «Цветок»)

- Вы довольны своей работой? Оцените свою работу.

-Чему вы научились сегодня? Что почувствовали? Я, как начальник стройки довольна вами (оценивает, благодарит, хвалит детей).

  А теперь давайте придумаем название нашему скверу. («Сквер Грамотеек»)

-Вот обрадуются наши игрушки! Пойдёмте в группу, возьмём наши любимые игрушки и погуляем с ними в нашем сквере.

Продолжение игры самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...