Экологические сказки.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Чадченко Анна Николаевна

 

Негативные тенденции, характерные    для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребёнка, в результате чего у него формируется прагматичное и антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т. е. происходят явные нарушения в нравственной сфере подрастающего поколения.  Из этого следует, что формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. На протяжении нескольких лет я работаю по теме «Формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания».

Действенным средством в воспитании морального качества, как заботливого отношения к объектам природы, является сказка. Поэтому в своей работе с детьми, я не только использую знакомые сказки, но и  вместе с детьми сочиняем свои, в которых главными персонажами являются животные, ведь ребёнку не всегда просто выразить и проявить отношение к взрослому и сверстнику, значительно легче это сделать по отношению к объектам природы. Проявляя заботу к объектам природы, ребёнок чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка     «Брусничка».

  Однажды в тундре появилась Брусничка. Она была настолько мала, что не успела даже зацвести. Вот стоит ягодка на полянке, радуется солнышку, ведь она его первый раз увидала, летнему ветерку, который ласкает своим теплом, стоит и думает:

- Вот пройдёт тёплый дождик и зацвету я цветочками беленькими, пригреет  солнышко  и  появятся у меня ягодки алые да полезные.

  Так мечтала она, радовалась своему рождению и не заметила, что на поляне рядом с ней тоже ягоды растут Морошка и Голубика. Увидали они Брусничку, переглянулись и давай между собой разговаривать:

- И чему она только радуется ведь мы самые красивые и самые полезные ягоды,- сказала Голубика.

- Я, самая первая появляюсь в тундре и самая главная здесь, у меня даже ягоды такого цвета как у  прекрасных цветов тундры жарков, меня самую первую люди собирают, - сказала Морошка.

А голубика ей в ответ:

- Я тоже красавица, и ягоды у меня голубые как озера тундры, люди меня любят собирать.

  Услышала это Брусничка и заплакала. Пролетала мимо Краснозобая казарка, увидала она Брусничку и спрашивает:

- О чём ты плачешь Брусничка?

- Как же мне не плакать, ведь Морошка с Голубикой говорят, что они самые главные, самые красивые и полезные во всей тундре. А я позже всех появляюсь, кто же меня собирать будет?

- Не переживай, ты будешь расти до самых морозов, а если люди не все ягоды соберут, укроет тебя снег своим тёплым одеялом.  Наступит  ранняя  весна, снег растает, и появятся прошлогодние ягоды, которыми  будут питаться жители тундры, оголодавшие за зиму, - успокоила Брусничку Казарка.

 Обрадовалась этим словам Брусничка и заулыбалась.

Сказка о том, как Мышки тундру спасали

 Эта история произошла летом, когда тундра была красивой: цвели жарки, порхали с цветка на цветок бабочки, спели ягоды, звонко пели птицы.

  Вот в такой летний день пришли в тундру ребята. Они загорали, купались, ловили в озере рыбу, а потом жарили её на костре.

  Незаметно наступил вечер. Ребята собрали свои рюкзаки и ушли домой, а костёр остался гореть на полянке.

  Случайно, мимо пробегали Мышки – полёвки, увидели огонь, испугались.

- Ой, мне страшно, - говорит одна Мышка, - ведь этот костёр может стать большим, и тогда погибнет вся тундра!

   И, вдруг, подул летний ветерок, и огонь стал «разбегаться» в разные стороны: сначала загорелся один цветок, потом кустик, потом маленькое деревце, - огонь охватил всю полянку.

- Надо что-то делать! – испуганно закричала одна Мышка.

- Надо спасать нашу полянку! – поддержала её другая.    

- Я знаю, надо позвать тучку. Она прольёт на полянку дождик, и огонь погаснет!

- А где же нам найти тучку?  

- Она живёт там, за озером!

   И  Мышки побежали к озеру. Оно было большое и глубокое. Что же делать, ведь Мышки – полёвки не умеют плавать?

   Они встали на берегу озера и громко заплакали. Мимо проходил старый дядюшка Олень:    

- Что случилось? Почему вы плачете? - спросил он.

- Как же нам не плакать, ведь загорелась наша полянка огонь всё больше и больше, чтобы потушить огонь, мы хотели позвать тучку с дождиком, а она живёт за озером, а мы плавать не умеем, - пожаловались Оленю Мышки.

- Не печальтесь, помогу я вам. Садитесь ко мне на рога, держитесь крепче, мы поплывём на тот берег.

   И на Олене как на большом корабле, Мышки переплыли озеро. Там они встретились с Тучкой, рассказали ей о своей беде. Тучка, не раздумывая, направилась по небу к горящей полянке, пролилась на неё летним дождиком, огонь и погас.

    К этому времени подоспели на полянку и Мышки с Оленем, и вместе со всеми обитателями тундры они ещё долго резвились под тёплым летним дождиком, и радовались тому, что спасли тундру от пожара.

                                                                                                                               

 Сказка «Куропатка Северинка и её друзья».

    На далеком Севере в тундре жила -  была куропатка по имени Северинка. И были у неё друзья: Оленёнок и Песец. Северинка очень любила играть с ними.

    И вот, однажды, когда наступила зима, отправились друзья  на прогулку.  Оленёнок бежит впереди, песец догоняет его, а Северинка отстала от них, чтобы посмотреть, что там выглядывает из под снега:  «Может, какая нибудь ягодка», - подумала она.  А в это время подкрался сзади к ней Полярный волк. Волк давно бегал по тундре голодный в поисках еды, схватил он Северинку, и потащил в своё логово. Оглянулись друзья, а подружки их нет, только остались на снегу волчьи следы.

- Что же нам теперь делать? – расплакался Песец.

А Оленёнок и отвечает:

- Не горюй, найдём мы нашу подружку: пойдем по волчьим следам и доберёмся до логова                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Полярного волка.

   И отправились друзья в дальний путь, идут никуда не сворачивают, не страшен им ни мороз лютый, ни метель злая. Так шли они, шли, и пришли они к логову Волка.

А Волк тем временем собирался пообедать:

- Давно я хожу по тундре голодный, давно я не ел куропаточек сладеньких.

А Северинка плачет, и говорит:

- Не ешь меня Волк, мы ведь с тобой в тундре живём, северные животные дружить должны, а не есть друг друга.

- Ну, нет, не разжалобишь ты меня. Это кто такое придумал, чтобы Полярный волк с кем - то дружил? Я всегда хожу по тундре один, и никакие друзья мне не нужны.

Пока Волк разговаривал с Северинкой, её друзья решали, как им Волка перехитрить.

И вот что они придумали.

Песец подошел к двери, постучался, и говорит:

- Пустите меня Волк к себе погреться, а то на улице метель разгулялась, я замёрз совсем.

А Волк обрадовался:

- Вот мне сегодня везёт, еда сама приходит. Конечно, пущу, сейчас только дверь открою.

Открыл Волк дверь, а там – не Писец, а Оленёнок. Стал он Волка своими рожками бодать, а Песец Волку за хвост уцепился и давай его трепать. Испугался Волк и убежал далеко в тундру.

Обрадовалась Северинка, что друзья её не оставили в беде, а пришли на помощь.

С тех пор они ещё крепче дружить стали, и по сей день дружат, по тундре вместе ходят, в обиду себя не дают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...