Основные составляющие интегративного подхода и особенности их включения в музыкально-образовательный процесс
статья (средняя группа) по теме

Жесткова Ксения Борисовна

 

Интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста включает в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество, игра на детских музыкальных инструментах. При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях  как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации.

Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на музыкальных занятиях с детьми разного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrativnyy_podkhod.docx25.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Основные составляющие интегративного подхода и особенности их включения в музыкально-образовательный процесс.

        Интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста включает в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество, игра на детских музыкальных инструментах. При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях  как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации.

        Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на занятиях с детьми разного возраста.

        У детей данного возраста на первый план выходит внутренняя мотивация – получение удовольствия, игра, интерес к новому. И педагогу необходимо создать условия для получения детьми удовольствия от музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.

        Вокально-хоровая работа.

        Приоритетная задача в этот период – воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого крайне необходимо создавать ситуации успеха, получения удовольствия от пения.

        Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально-хоровых навыков (дыхания, дикции, звукообразования, чистоты интонации, слаженности пения).

        Дети четвёртого года жизни часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Так, при исполнении попевки «Сорока», необходимо объяснить детям, что мы гладим птичку-сороку, пока поём про неё песенку, поэтому тянем все звуки. Также, сопровождение пения плавным движением руки (показываем, как именно гладим сороку), поможет детям осознать основную задачу этого периода – петь протяжно. Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной мелодией (кантилены) в умеренном темпе («Петушок» - русская народная прибаутка, «Зима» М.Красева).

        Педагог учит детей петь естественным голосом, в удобном диапазоне. Поскольку в 3-4 года у большинства детей ещё есть проблемы с дикцией, важно каждое занятия начинать с проведения артикуляционной гимнастики. Для поддержания интереса малышей лучше не просто повторять ряд логопедических упражнений, а использовать «Сказку про Язычок».

        Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

        Дети четвёртого года жизни проявляют особый интерес к движению под музыку. Наибольшее удовольствие им доставляет импровизация движений, подвижные игры с пением, поясняющие музыкальные смыслы и увлекающие детей эмоционально: «Петушок», «Лисичка и зайчики», «Мышки-ловишки». Дети данного возраста учатся воспринимать музыку, опираясь на свой жизненный опыт и активные формы деятельности, в которых формируется первичный словарь. Важнейшими среди них являются музыкальные игры с пением.

         Игра на детских музыкальных инструментах.

        Это эффективное средство музыкального развития детей, которое с большим успехом сочетается с другими видами деятельности. Детские музыкальные инструменты, доступные и необходимые для дошкольников, - это всё разнообразие шумовых инструментов (маракас, треугольник, бубенцы, коробочки, бубны, ложки и т.д.), а также звуковысотные – ксилофоны и глёкеншпили.

        Главной формой работы с инструментами в данном возрасте являются игры звуками – это простейшая элементарная импровизация в виде исследования звуковых возможностей инструментов, она даёт детям первичные представления о богатстве звукового мира музыки и служит началом инструментального исполнительства.

        В образных играх с детскими музыкальными инструментами дети учатся понимать первичный смысл звукоизобразительных и выразительных средств музыки: «гром», «дождик», «искорки», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идёт», «зайчик скачет». В подобных играх-импровизациях, смоделированных педагогом, дети начинают различать и интуитивно понимать выразительность – в начале как отдельных элементов музыкального образа, а затем в их различном сочетании. Главная задача педагога в данной форме работы – показать, что каждый музыкальный звук несёт смысл, и он может быть понят. Важнейшую роль в таком приобщении играет умение педагога организовать творческую деятельность детей – игры звуками и игры с инструментами, которые должны носить характер спонтанных импровизаций.

        Музыкальное развитие детей 4-5 лет направлено на дальнейшее развитие способности к восприятию музыки, совершенствованию музыкальных навыков в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.

                Вокально-хоровая работа.

        Играет огромную роль в общем и в музыкальном развитии детей 4-5 лет. К пению детей необходимо приобщать в разнообразных видах деятельности.

        В данном возрасте важно уделить внимание совершенствованию вокально-хоровых навыков. Для более эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог должен использовать игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры. В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевой импровизации являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.

        Разнообразные атрибуты, яркие цвета, формы предметов, используемые в музыкальных играх, играют важнейшую роль в становлении у детей восприятия разнообразия интонаций музыки.

        Охране детского голоса и развитию его естественного звучания (формирование навыка звукообразования: легато, ненапряжённого звука) уделяется приоритетное внимание, так как это условие не только эстетического воспитания, но и сохранения здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса. Продолжительность музыкальной фразы – до 4 секунд (или два слова). Диапазон голоса детей 4-5 лет ещё невелик. Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей.

        Особое внимание при проведении вокально-хоровой работы с детьми этого возраста следует уделить так называемым «ручным знакам» (показ рукой звуковысотности). Народные песенки, попевки, упражнения, исполняемые с использованием «ручных знаков» способствуют развитию координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.  

        Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

        Музыкально-ритмическая деятельность особенно привлекательна для младших дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. Однако выполнение сложных по координации движений им ещё не доступно. Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений. Дети пятого года жизни склонны к подражанию, поэтому задача педагога – привлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическими движениями в игровой форме.

        При организации игровой деятельности малышей необходимо помнить о важности использования интегративного подхода. Так, педагог может добавлять соответствующий музыкальный текст в дидактические и коммуникативные игры. Использование данного приёма благоприятно скажется как на развитии вокально-хоровых навыков, так и на поддержании интереса детей к занятиям.

        Игра на детских музыкальных инструментах.

        Как и в более раннем возрасте, игра на детских музыкальных инструментах призвана пронизывать все виды музыкальной деятельности, обогащая их и превращая в синкретические формы детского музицирования: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, аккомпанируют движению, озвучивают инструментами стихи и сказки в театрализованных играх. Важнейшей формой работы становится игра в ансамбле детских музыкальных инструментов (детский оркестр), в котором дети данного возраста способны одновременно по группам исполнять различные партии.

        Психофизические особенности детей 5-6 лет дают возможность углубить содержание работы по музыкальному воспитанию, сделать его более разнообразным по тематике, различным способам интеграции аидов деятельности, а также по формам организации. Процесс развития музыкального восприятия, который идёт естественным путём «от внешнего – к внутреннему», от активного действия – к сворачиванию его во внутренний план, продолжается на новом уровне возможностей детей. У детей шестого года жизни уже есть собственный чувственный опят музицирования. Важно «включить» внутренний контроль за музыкальным исполнением, наладить координацию между слухом и «инструментом» - голосом, телом, звучащим предметом.

        Дети шестого года жизни способны более тонко, дифференцированно воспринимать музыку, понимать её образ, высказывать свои предпочтения. Педагогу необходимо использовать разнообразный, более сложный музыкальный репертуар в различных формах интеграции (реализация творческих проектов, постановка детских спектаклей, театрализация песен, игр).

        Вокально-хоровая работа.

        Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни способствуют развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура, увеличивается объём лёгких). Важно правильно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Для отработки этого навыка можно использовать следующее упражнение. Педагог отходит от детей немного дальше, и просит во время пения «дотянуть» звук до него. Предварительно следует объяснить детям, что если звуки обрывать, то они сразу же упадут вниз, не долетая до зрителей, и, таким образом, исполненное детьми произведение не будет услышано и понято. Продолжительность музыкальной фразы у детей данного возраста может составлять 5-6 секунд.         Диапазон голоса расширяется («до» - «си» первой октавы). Увеличению диапазона голоса в данном возрасте способствуют различные упражнения. Например, такие как «Качели» – голос «раскачивается» с нижнего звука до верхнего (интервал от кварты до октавы), «Труба» – короткая попевка на интервале кварта.

        Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей. Игровые вокальные упражнения, артикуляционные упражнения способствуют развитию вокально-хоровых навыков, координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.

        Общее развитие кругозора, речи, памяти детей данного возраста позволяет педагогу использовать разнообразный песенный репертуар. Дети шестого года жизни могут исполнять детские песни различной тематики, различного характера (песня-марш, песня-танец, колыбельные, Рождественские колядки, обрядовые народные заклички и т.д.). Интеграция вокального исполнения подобных произведений с музыкально-ритмической деятельностью, игрой на детских музыкальных инструментах повышает качество исполнения, делая его более выразительным и эмоциональным, развивает мотивацию детей.

        Вокально-хоровая работа с детьми данного возраста может проводиться в трёх вариантах: со всей группой, с подгруппой или индивидуально. С детьми 5-6 лет можно организовывать вокальные ансамбли (для исполнения более сложных произведений). В старшем дошкольном возрасте некоторые дети уже готовы к сольному выступлению, с такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.

        Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

        В музыкально-ритмической деятельности благодаря созреванию и развитию двигательных навыков у детей совершенствуется способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (основные, развивающие, плясовые, имитационные). Освоение музыкально-ритмических композиций, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве. В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки (на себя, от себя и от предмета или объекта), педагог учит детей самостоятельно перестраиваться в различные фигуры во время движения, становиться друг за другом парами и по одному.

        Все эти особенности музыкально-двигательного развития детей 5-6 лет педагогу необходимо учитывать при интеграции данного вида деятельности с другими видами музыкального процесса (при инсценировке песен, театрализации вокальных номеров).

        В ритмической составляющей процесса музыкального образования, особую роль играет использование так называемых «звучащих жестов». Это первые инструменты человечества и первые инструменты человека (хлопки, шлепки, притопы, щелчки, удары ладонями по грудной косточке). Звучащие жесты являются не просто носителями определённых тембров, их использование вносит элемент движения в освоение детьми ритма. Учитывая телесно-ритмический характер звучащих жестов, можно говорить о них как о незаменимом средстве для развития метроритмического чувства детей. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладает очень высокой эффективностью. Существует научно доказанная эффективность данного метода: ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются навсегда, так как ритмическое чувство развивается через движение и мышечные ощущения человека. Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, при отсутствии каких-либо инструментов.

        Игра на детских музыкальных инструментах.

        Дети уже многое могут в этом возрасте, проявляют необычайный интерес к музыкальным инструментам, хотят  и могут на них играть организованно и импровизационно.

        Педагогу необходимо знать и использовать ряд приёмов творческого музицирования на музыкальных инструментах:

        - использование разнообразия тембров шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации – сказки, различные ситуации, детские стихи;

        - исследование с детьми различных качеств звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий); связывать их с эмоциональными смыслами при озвучивании стихов, сказок;

        - развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть её на фоне метра; исполнять ритмы в более продолжительных фразах при помощи звучащих жестов (вначале с речевой поддержкой и постепенно снимая её);

        - подведение детей к импровизации ритмически организованных форм на простых инструментах (бубне, барабане, маракасе);

        - знакомство детей со звуковысотными инструментами: ксилофоном, металлофоном, глёкеншпилем; начать их использовать для игры коротких попевок на 2-3 звуках.

        Работа по музыкальному воспитанию детей седьмого года жизни достигает своей кульминации: в этот период можно наблюдать эффекты музыкально-творческого развития детей за предшествующий период (дети любят музыку, понимают её, у них сформировались навыки исполнительства во всех видах музыкальной деятельности). Это даёт основание для усложнения содержания музыкального развития по всем основным направлениям.

        Вокально-хоровая работа.

        Физическое и психологическое взросление детей седьмого года жизни даёт возможность организовать вокально-хоровую работу уже на новом уровне. Эффекты правильного певческого развития выражаются в том, что у детей к шести годам сформированы элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, удерживая непродолжительную фразу на дыхании 5-7 секунд, правильно артикулируя все звуки, чисто и слаженно передавая мелодию произведения. А главное, дети любят петь, могут исполнять свои любимые песни не только на занятиях, но и в других ситуациях, а также в свободное время. В процессе вокально-хоровой работы необходимо развивать у детей не только вокальные, но и актёрские способности. Этому способствует интеграция вокально-хоровой и театрально-игровой деятельности. Дети данного возраста вполне могут и очень хотят участвовать в различных театральных постановках. Объединённые в один сюжет несколько произведений, с распределением ролей, сольных строчек, игра на инструментах по партиям и сольно – подобные разнообразные виды работы педагогу следует проводить с детьми 6-7 лет. Такая деятельность поможет не только закрепить вокально-хоровые знания, но и будет способствовать активному творческому развитию, укреплению мотивации.

        Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество. 

        Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы интеграции театрально-игрового творчества с другими видами музыкальной деятельности. Так, например, дети проявляют яркий интерес к обыгрыванию сказок, поскольку они знают уже много литературных произведений. Добавление к литературному тексту песен соответствующей тематики позволит педагогу вместе с детьми создать собственный спектакль, в котором каждому ребёнку должна быть подобрана роль с учётом его психофизиологических особенностей и способностей.

        Дети седьмого года жизни психологически готовы к конкурсам и соревнованиям, от которых они уже получают удовольствие. Дети данного возраста уже в состоянии адекватно оценивать выступления других. Педагог может использовать такую форму работы, как творческий конкурс, где выступления детей по командам будет оценено детским жюри.

        Игра на детских музыкальных инструментах.

        У детей седьмого года жизни развивается произвольное внимание, поэтому они уже способны слушать словесные объяснения, терпеливо ждать, когда на инструментах играют другие дети, замечать на слух неточности звучания.

        Дети 6-7 лет могут играть импровизированные диалоги на инструментах, которые развивают интуитивное использование и понимание смысла выразительных средств музыки. Например, такие: «Разговор Треугольника и Металлофона». Это же задание может быть представлено педагогом образно: «Разговор Звёздочки и Росинки». Форма работы с инструментами под названием «диалоги» бесконечна по тематике.

        Дети данного возраста могут осознанно выбирать инструменты для образных озвучиваний и звукоподражаний, опираясь уже на свои знания, опыт и слуховые представления. Они очень любят меняться инструментами в оркестре, стремясь поиграть на каждом, что необходимо поощрять, так как подобным образом каждый ребёнок имеет возможность поиграть все партии.

        Использование металлофона и ксилофона, колокольчиков, позволяет педагогу расширить представления детей об устройстве звукоряда, отдельных его интонаций. Однако даже простейшие мелодии, типа «Василёк», требуют технологичной работы педагога, если он работает со всей группой.

        Звучащие жесты продолжают оставаться главными «инструментами», которые должны в той или иной форме использоваться на каждом занятии (ритмические зарядки, речевое музицирование, подыгрывание жанровой музыке, разучивание партий для шумового оркестра, сопровождение пения).

        Музыкальный материал, который доступен для инструментального музицирования с детьми седьмого года жизни разнообразен: это фольклор, танцы народов мира, современные детские песни и танцевальная музыка. Дети 6-7 лет способны играть в оркестре, исполняя музыку более сложных форм: рондо с 2-3 эпизодами, вариации (2-3), им уже доступны все шумовые инструменты. Однако педагог должен помнить о том, что каждому ребёнку должно быть найдено своё доступное место в совместном музицировании.

        Итак, подводя итоги из всего вышесказанного, следует сделать ряд выводов.

        Для успешного развития детей в творческом музицировании важно, прежде всего, воспитывать у них потребность в любительском музицировании (музыка как удовольствие, досуг, как средство самовыражения, средство релаксации, средство общения).

        Каждая музыкальная образовательная ситуация является интегративной моделью взаимодействия детей и педагога, который активно использует не только различные виды музыкальной деятельности в разнообразных сочетаниях, но и стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки, различные виды театрализации.

        Коллективное (хоровое) пение способствует ранней социализации детей, умению согласовывать свои действия с действиями других (умение действовать по образцу на основе подражания, выполнять указания взрослого). Развитие слухового контроля – это основа музыкальности, базис развития всех видов музыкальной деятельности (не только пения, но и музыкально-ритмических движений, игры на инструментах).

        Важнейшей особенностью методического подхода программы по музыкальному развитию дошкольников является целостный игровой подход: игра и творчество пронизывают музыкальную деятельность детей на всех уровнях. Любой фрагмент занятия и музыкальный репертуар представляются детям как синкретическая интегрированная игра. Для педагога важно обеспечить внутреннюю мотивацию ребёнка к деятельности на основе получения удовольствия от музыки, музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход к организации образовательного процесса

статья об интегрированном подходе в образовательной деятельности...

Интегративный подход к музыкально-образовательной деятельности на занятиях с дошкольниками (психолого-педагогический аспект)

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокал...

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДОЛШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ (теоретические аспекты)

Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техни...

Интегративные подходы в организации непосредственной музыкально-образовательной деятельности

laquo;Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования» - утверждает С.Д.Сажина в своём методическом пособии....

Мастер-класс "Событийный подход как эффективное средство включения семьи в образовательный процесс ДОУ"

ФГОС ДО ориентирует педагогов на взаимодействие с родителями, устанавливая, что они являются участниками реализации образовательной программы детского сада. Мы  создаем условия для повышения акти...

Современные подходы к организации музыкально-образовательного процесса в ДОУ с использованием театрализованных приемов

В статье рассматривается художественно-эстетическое направление детей дошкольного возраста, направленное на формирование и развитие творческого и духовного потенциала ребенка....