Реализация образовательной области познание (фэмп) по программе "мир открытий"
материал (младшая группа) на тему

Якушенко Олеся Анатольевна

данный материал поможет понять как осуществляется образовательная деятельность по фэмп по новой программе "мир открытий", найти ее отличительные особенности и приемущества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_otkrytiy.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги.

Я работаю с детьми второй младшей группы.

После прохождения курсовой подготовки в октябре, в ноябре начали апробацию новой пилотной программы системно - деятельностного подхода «Мир открытий». Авторами, которой являются Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова.

 Учебно-методическое пособие является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000…». Содержит краткое описание концепции, программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации занятий по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…».

Хочу рассказать из своего опыта работы, как осуществлялась реализация образовательной области познание, а именно математика.

Авторами данной программы было разработано:

1.Методические подробные пособия для воспитателя;

2. индивидуальные рабочие тетради;

3.Демонстрационный материал (по данной теме);

4.Раздаточный материал;

Итак, основными задачами математического развития дошкольников в курсе дошкольной математики «Игралочка» являются:

  1. Формирование мотивации учении, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Развитие мыслительных операций:
  • Анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
  • Сравнение свойств предметов;
  • Обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
  • Распределение предметов в группы по выбранному свойству;
  • Синтез на основе выбранной структуры;
  • Конкретизация;
  • Классификация;
  • Аналогия;

3)Формирование умения понимать правила игры и следовать им.

4)Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5)Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6)Увеличение объема внимания и памяти.

7)Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

8)Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение  в  соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).

Одной из отличительных особенностей программы «Мир открытий» является то, что в основу организации образовательного процесса положена технология деятельностного метода- называется ситуация – педагогический инструмент, позволяющий педагогам организовывать познавательную деятельность воспитанников системе непрерывного образования (начиная с далекого детства, затем в начальной и средней школе, колледже и вузе, вплоть до профессионального саморазвития человека в мире деятельности).

Технология деятельностного подхода «Ситуация»

Она представляет собой адаптированный вариант технологии деятельностного метода с учетом специфики дошкольного образования.

(Технология – это совокупность тех процессов, которые обеспечивают получение определенного результата).

В дидактической системе «Школа 2000…» выделяются три основных типа занятий с дошкольниками:

-занятия открытия нового знания;

-тренировочное занятие;

-итоговое занятие;

Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид:

1)Введение в игровую ситуацию.

На этом этапе осуществляется ситуационно подготовленное включение детей в познавательную деятельность. Это означает, что началу занятия должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической игре («детская» цель).

2)Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой актуализируются знания, представления и мыслительные операции детей, необходимые для следующего шага. Завершение этапа связано с фиксированием в речи затруднения в предметной деятельности и пониманием его причины («не получилось!», «почему не получилось?»).

3)Открытие детьми нового знания.

На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи и знаково.

4)Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученным ранее. В старшей и подготовительной группах возможна работа в учебной тетради.

Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а так же заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

5)Итог занятия.

В завершение воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогали?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились…, узнали…».

1.Раньше мы давали готовые знания, а сейчас мы создаем ситуацию и вместе с детьми решаем ее.

Так, например, детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы. Расставляя карандаши в стаканчики, они придумывают способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар и т. д.

2.Большое внимание в программе уделяется развитию вариантов мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.

3.Дидактической основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:

-создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса принцип психологической комфортности;

-новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное открытие его детьми принцип деятельности;

-обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом принцип минимакса;

-при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира принцип целостного представления о мире;

-у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора принцип вариативности;

-процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности принцип творчества;

-обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения принцип непрерывности;

4)Содержание курса по формированию элементарных математических представлений в программе «Мир открытий» обеспечивает преемственность и позволяет дошкольникам накопить первичный опыт математической деятельности по всем содержательно-методическим линиям школьного курса математики;

5)Особенно актуальным является то что работа по формированию элементарно – математическом представлении проходит в тесном взаимодействии между родителями и педагогами детского сада. Взаимодействие с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой – то части Программы, а в том, чтобы помочь родителям стать активным, грамотным и заинтересованными участниками в развитии и воспитании собственного ребенка;

Главное - сформировать у ребенка психологическую и общеучебную готовность к школе, развить у него познавательный интерес, внимание, память мышление, речь, инициативность, общительность, творческие и деятельностные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы». (работа с книгой для слабовидящих детей). Средняя группа. Тема: Братья Гримм "Бременские музыканты"

Цель:Приобщение детей со зрительной патологией к миру книжной культуры   посредством чтения произведения Б. Гримм «Бременские музыканты».Коррекционные задачи: Учить ребенка активно исп...

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в средней гру

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуника...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП) на тему: "Игры - соревнования Математический КВН"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познание" (ФЭМП)на тему: "Математический КВН" в подготовительной к школе группеИгры - соревнования «Математ...

"Космическое путешествие" Открытый показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по реализации образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»

Цели: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца. Совершенствование грамматического строя речи.Задачи:       Образовательные:Ø У...

Непрерывная-образовательная деятельность по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Путешествие в страну Математики» Подготовил: воспитатель Андрюшина Наталья Геннадьевна. Цель: обобщить знания и закрепить умения детей по пройденному материалу. Задачи: Образовательные зад...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: «По островам страны Математики»

Конспект непрерывной образовательной деятельности  с детьми подготовительной к школе группы  по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: ...