Влияние экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей с ОНР.
статья (старшая группа) на тему

Воронько Ольга Владимировна

В статье "Влияние экспериментальной деятельности на позновательно-речевое развитие детей с ОНР" хочу поделиться опытом работы по экспериментально-исследовательской деятельности в логопедической группе с детьми ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние экспериментальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей с ОНР.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. В современном дошкольном образовании речь рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка..

Речь, как средство выражения мысли, является орудием мышления.  Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отвечал: «… воспитание речи – есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». Задержка речевого развития обычно неблагоприятно сказывается на интеллекте ребёнка.

Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребёнок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления.

Для детей с ОНР очень важно познавательно-речевое развитие в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.  Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Видя радость, удивление и восторг детей от своих маленьких и больших «открытий» во время непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, где экспериментирование применяется как элемент занятия, я решила более основательно использовать исследовательскую деятельность в работе с детьми с ОНР.

Изучив соответствующую литературу,  разработала программу кружковой работы с детьми ДОУ «Любознайка» , взяв за основу образовательную программу ДОУ «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, комплексно-целевую программу «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» разработанную П. И. Прохоровой, И. Р. Климовой, использовала программу по организации поисковой деятельности детей «Ребёнок в мире поиска» под редакцией О. В. Дыбиной, изучила федеральные государственные требования к организации предметно-пространственной среды для экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.

Использование экспериментально-исследовательской деятельности в работе с детьми пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и мн. Др. По мнению Н. Н. Поддъякова «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Эта цель реализуется через образовательные задачи, которые включают в себя:

- формирование представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;

- совершенствование речевой способности детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы;

- формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивающие задачи включают в себя:

- развитие поисково-познавательной деятельности детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие;

- развитие речи, памяти, внимания, воображения, логического мышления.

Воспитательные задачи включают:

- развитие социальных навыков: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту;

- поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношение к миру.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в предоставлении детям реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать словами обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Познавательное и речевое развитие детей невозможно без усвоения новых слов. Новые слова способствуют усвоению понятий, закреплению новых знаний и представлений. Необходимо не только расширять словарь ребёнка, но и включать углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойство и качества предметов, их многофункциональность, смысловые отношения (синонимы: холод – мороз – дубак – холодрыга – стужа - собачий холод – колотун – холодина – стынь - дубарь  трескучий мороз; антонимы: холодно – тепло, длинный – короткий; словообразование: снег – снеговик – снежинка – снегопад - снегоход). Познавательно-исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы), и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в детской творческой «Лаборатории чудес»). Чтобы правильно ответить на вопросы ребёнок учится составлять фразу, устанавливать связи между словами, согласовывать их в окончаниях, пользоваться распространёнными предложениями, высказывать свои мысли.

        Для сохранения интереса к экспериментированию проблемные ситуации формулирую от имени сказочных героев. В детской творческой «Лаборатории чудес» живёт ёжик по имени Вопросик, который предлагает задания-записки, приносит интересные вещи юным исследователям. Интерес детей к эксперименту обусловлен тем, что простые исследования помогают ребёнку реализовать себя в активной деятельности, получить знания опытным путём.

Познавательно-речевое развитие детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Оборудование для детской творческой «Лаборатории чудес» (лупы, компас, магниты, весы, медицинские материалы и прочее) приобретали вместе с родителями воспитанников, руководствуясь критериями безопасности. Природный материал для исследований готовили совместно с ребятами: летом собирали тополиный пух, разные виды почв; осенью плоды каштана, дуба; необыкновенной красоты камушки и ракушки ребята привезли с морского отдыха, пополнили лабораторию собственными энциклопедиями.

Существовании самой лаборатории невозможно без активного участия и помощи коллег и родителей воспитанников.

Активное участие в проведении исследовательско-эспериментальной деятельности принимают специалисты детского сада. Совместно с педагогом-психолгом по результатам диагностики определили индивидуальные особенности детей с ОНР, которые необходимо учитывать при организации опытно-экспериментальной деятельности. Например, изучить музыкальные инструменты и понять, что такое «звук», какие бывают звуки, посодействовал ребятам музыкальный руководитель и логопед ДОУ, а понять, как двигается человеческое тело, помог физинструктор.

        Психологами установлено, что из-за отсутствия духовного взаимодействия и дефицита общения с родителями, дети становятся менее отзывчивы эмоционально, менее общительны, менее любознательны, что приводит к повседневному угасанию познавательной мотивации. Чтобы не было таких явлений с нашими воспитанниками, я разработала картотеку элементарных экспериментов, которые можно проводить дома родителям вместе с детьми «Опыты на кухне». Каждый сезон для родителей оформляем с ребятами фотогазету «Наши открытия». Постоянно, в индивидуальных беседах, на родительских собраниях, через наглядную агитацию убеждаю родителей в необходимости поощрять детскую любознательность.

  Детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития речи у дошкольников с ОНР. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы.

        Цель дошкольных учреждений - подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач,  к смелым высказываниям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше, этот замысел реализуется в детской  экспериментально-исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково- экспериментальная деятельность как метод познавательного развития детей дошкольного возраста.

Умейте открыть  перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми  всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

«Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Описание педагогического опыта работы по теме «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»...

Экспериментальная деятельность как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Конкретное содержание данн...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".

Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...