Конспект практического занятия для родителей "Как у детей закрепляется неправильное поведение"
методическая разработка по психологии

Медведева Светлана Александровна

В практическом занятии затрагивается актуальная для родителей тема детского послушания (непослушания), установления границ дозволенного, вопрос о механизме закрепления неправильного поведения, о системе предоставления обратной связи детям с помощью метода естественных и логических последствий. Предложенный материал взят из опыта работы на родительских собраниях в младших группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Вторая младшая группа

Практическое занятие с педагогом-психологом

«Как у детей закрепляется неправильное поведение»

Задачи:

  1. Познакомить родителей с некоторыми возрастными особенностями детей 3 – 4 лет, с механизмом формирования у детей навыков поведения на основе причинно-следственных связей.
  2. Обучить участников технике введения правил и ограничений.
  3. Способствовать повышению родительской ответственности за воспитание и развитие их детей.

Материалы:

Небольшая игрушка; схема для приветствия по кругу; плакат с пословицей «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу»; схемы «Позиция в отношениях «Родители – Дети»: 1. «иерархия» 2. «на равных»; мольберт или магнитная доска, маркер и губка; памятки «Как наладить бесконфликтную дисциплину» (по количеству участников); небольшие листы бумаги с незаконченными предложениями для обратной связи, ручки или карандаши (по количеству участников).

Ход занятия:

  1. Приветствие

Участники сидят в кругу, у ведущего (психолога) в руках игрушка.

В этом году ваши дети впервые переступили порог нашего детского сада. В начале нашей встречи предлагаю вам познакомиться поближе. Сейчас нужно будет по очереди, передавая по кругу игрушку, кратко рассказать о себе и своем ребенке по предложенному на схеме образцу: «Я мама (папа, бабушка)… (назвать, чья). Я хочу, чтобы мой ребенок был… (каким?). (После этого ведущий обобщает высказывания родителей).

  1. Информация «Проблема детского послушания»

Не зря в пословице говорится о том, что детей надо воспитывать, пока они лежат поперек лавки. В возрасте до 4 лет формируется характер ребенка. По этому поводу есть еще одна народная мудрость, которую вы видите на доске: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». К 4 годам у ребенка закрепляется огромное количество разнообразных привычек, не все из которых положительные. Поэтому есть мнение, что до 4 лет мы детей воспитываем, а потом, если что-то не так, начинаем перевоспитывать, а это значительно труднее.

Бывает, что мы сталкиваемся с проблемой детского непослушания. Опыт показывает, что в большинстве случаев родители сами могут справиться с данной проблемой. Иногда требуется помощь психолога. И чаще не ребенку, а родителям.

Для начала определимся с понятиями. Послушный ребенок – это вовсе не марионетка, выполняющая все указания по первому требованию. Это, прежде всего, ребенок, способный прислушиваться к мнению взрослых, обдумывать разумные доводы и придерживаться их.

  1. Мини-дискуссия «Отношения родителей и детей: иерархия или на равных?»

(На мольберт выставляются схемы). Предлагаю вам рассмотреть схемы, на которых проиллюстрированы 2 особенности отношений родителей и детей, 2 позиции родителей по отношению к детям. Подумайте и определитесь, какая позиция вам ближе.

Первая позиция: отношения родителей и детей – это отношения иерархические. Родители – выше, они руководители, дети в иерархии стоят ниже, они подчиненные.

Вторая позиция: отношения родителей и детей – равноправные. Родители и дети должны быть друзьями, нельзя ставить свои интересы выше интересов ребенка.

По очереди выскажитесь, какая позиция вам ближе. (Высказывания участников).

Вывод ведущего: Может быть, для кого-то из вас это будет неожиданно, но мнение психологов по данному вопросу твердое: в отношениях родителей и детей важна иерархия. Родители имеют право настаивать, руководить действиями детей, т.к. именно они обязаны обеспечивать безопасность ребенка, они несут ответственность за то, чтобы научить их жить в обществе и уважать окружающих.

  1. Информация «Механизм формирования навыков поведения»

Ведущий:   - Чтобы сделать поведение ребенка разумным и управляемым, важно установить границы дозволенного. Предлагаю на примере рассмотреть механизм формирования у детей навыков поведения на основе причинно-следственных связей. Этот механизм – введение в жизнь ребенка правил (требований, запретов, ограничений).

Правила – это линия границы. В пределах «границ» ребенок свободен и имеет большие возможности для самовыражения, самостоятельности в выборе, творчестве. Однако, твоя свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И задача родителей – дать понять это ребенку. Нельзя делать того, что неприятно или неудобно для других (кричать, когда дома уставшие люди, изрисовывать обои, разбрасывать игрушки у папы на столе), а также делать то, что опасно или вредно для здоровья (много смотреть телевизор, поздно ложиться спать, есть конфеты перед обедом, отказываться от еды).

- «История с конфетой». (На мольберте рисуется схема формирования внутреннего контроля за своими действиями, по ходу обсуждается правило: «Нельзя брать конфеты, можно, только когда все придут за стол и пообедают»).

Представим ситуацию: мама озвучила ребенку это правило (рисуется схематическое изображение вазы с конфетой), но он через какое-то время не сдержался и съел конфету. Какое эмоциональное состояние у ребенка? (рисуется смайлик с улыбкой). Как вы думаете, каковы последствия того, что мама не обратит на это внимание и ничего не скажет ребенку? (Предполагаемые ответы: ребенок не усвоит правило, ребенок в следующий раз не поверит маме, т.к. она не отвечает за свои слова).

Представим ситуацию, что ребенок съел конфету, и мама поругала его. Какое эмоциональное состояние будет испытывать малыш в данном случае? (рисуется грустный смайлик). Но вот обед съеден, и все члены семьи берут свои конфеты. Ребенок плачет, и как обычно поступает мама?.. Жалеет и разрешает полакомиться угощением. Эмоции ребенка? (рисуется радостный смайлик). Как вы считаете, усвоит ли он предлагаемое правило в данной ситуации? Как, по вашему мнению, должна поступить мама? (Предполагаемые ответы: не давать конфету, сказать, что он свою уже съел).

На примере мы увидели, насколько важно постоянно давать «обратную связь» ребенку. Существует прием, который поможет вам дать грамотную «обратную связь» -  система естественных и логических последствий, основанная на принципах сотрудничества. Это система, в которой ребенок может соотнести последствия своего плохого поведения со своими же поступками.

Естественные последствия наступают без какой-либо специальной подготовки. Например, ребенок баловался за столом и пролил суп. Естественным последствием будет предложить ребенку протереть стол тряпкой. При этом ребенок становится более ответственным за свой поступок, а родители сохраняют свои дружеские отношения с ним, поскольку мама или папа в этом не виноваты и не несут ответственности за имевшую место неудачу. (Примеры естественных последствий: упал – встань, пролил – вытри, не убрал сегодня игрушки – завтра не смог найти любимую машинку).

Логические последствия наступают по предварительной договоренности родителя с ребенком. Например, ребенок  никогда не убирает за собой игрушки, книги и одежду. Вы сообщаете ему, что если к определенному времени порядок в комнате не будет наведен, то все валяющиеся вещи будут убраны в некую коробку, из которой ничего нельзя будет забрать в течение определенного времени (например, 2 дня). Ребенок, не желая лишаться своих вещей, поддерживает порядок. Иногда результаты могут быть не совсем обычными: в коробку могут попасть и Ваши вещи, лежащие не на месте. Тогда придется подать детям хороший пример и в течение срока «ареста» предмета не пользоваться им.

Чаще всего логические последствия – это временное ограничение прав:

  • на использование вещи (пример с уборкой игрушек),
  • на деятельность (Не включу мультики, пока ты не…), 
  • на время (Если ты сейчас быстро не соберешься, у меня потом не будет времени с тобой поиграть и дочитать сказку), 
  • на общение (Я не могу сейчас с тобой разговаривать, потому что ты не слышишь, что я тебе говорю).

Дети в целом принимают систему логических последствий, они видят в ней смысл и логику и им нравится принять на себя большую ответственность, которую предоставляет им эта система. Некоторые дети изменяют свое поведение уже после нескольких применений метода логических последствий, другим требуется несколько недель или месяцев для того, чтобы система стала эффективно действовать. Так что возможен отсроченный результат.

Вывод ведущего: И в заключение хотелось бы отметить, что иногда ребенок использует непослушание для того, чтобы привлечь внимание своих равнодушных родителей. Время, которое вы уделяете ребенку, является самым лучшим вложением. Дети, задаренные игрушками, не знающие отказа ни в каких развлечениях, отдали бы их большую часть, не задумываясь, за неспешную прогулку с мамой или поездку на велосипедах с папой. Не откладывайте общение с ребенком на мифическое «потом». Не нужно много времени на то, чтобы выслушать ребенка, рассмотреть его рисунок. Ведь главное – не количество общения, а его качество.

  1. Письменная рефлексия по методу незаконченных предложений

В процессе подготовки к практическому занятию использовалась книга Ю.Василькиной «Что делать, если ребенок не слушается», а также информация с курсов ПК, в частности идеи Левицкой Ю.Л. (сотрудника кафедры психологии НИРО)

Сегодняшнее родительское собрание…

Для меня самой важной и полезной оказалась информация о том, что…

Мои пожелания…

__________________________________________________________________________

Сегодняшнее родительское собрание…

Для меня самой важной и полезной оказалась информация о том, что…

Мои пожелания…

__________________________________________________________________________

Сегодняшнее родительское собрание…

Для меня самой важной и полезной оказалась информация о том, что…

Мои пожелания…

__________________________________________________________________________

Сегодняшнее родительское собрание…

Для меня самой важной и полезной оказалась информация о том, что…

Мои пожелания…

__________________________________________________________________________

Сегодняшнее родительское собрание…

Для меня самой важной и полезной оказалась информация о том, что…

Мои пожелания…


Я мама (папа) … (кого?), я хочу, чтобы мой ребенок был … (каким?)

Посеешь поступок –  

         пожнёшь

привычку,

посеешь привычку –

         пожнёшь

                характер,

посеешь характер –

 пожнёшь

 судьбу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическое занятие с педагогами "Воспитание детей с особенностями в поведении (агрессивных)"

практическое занятие можно проводить с воспитателями  для повышения педагогической компетентности по оказанию адресной помощи детям, проявляющих агрессию...

Как закрепляется неправильное поведение

стендовая информация для родителей...

Конспект практического занятия на учебном перекрестке в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Дорожная безопасность»

Цель: формировать умение детей соблюдать правила дорожного движения.Задачи: Обучающая: расширять знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с понятиями «остановка общественного тран...

Конспект практического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Туристический поход»

Задачи: 1. Закрепить основные правила безопасного поведениячеловека в природе.2. Тренировать объем внимания детей.3. Воспитать желание оказывать необходимую помощь человеку в трудной ситуации.Дл...

Практическое пособие по организации обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.

           В данном практическом пособии представлен опыт работы по организации обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах с исп...