Развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в дошкольной организации.
проект по теме
Актуальность.
Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины.
В наше время этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен, Г.Орме, К. Кеннон и многие другие.
Для понимания термина “эмоциональный интеллект” необходимы теоретические разъяснения. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.
В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку, понять насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредовано развитием эмоциональной сферы личности педагога.
Диагностика педагогического коллектива нашего детского сада по выявлению(методика оценки EQ Н. Холла):
- эмоциональной осведомленности
- умения распознавать эмоции других людей
- умения управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений
- развития эмпатии
- развития самомотивации
показала низкий уровень управления своими эмоциями, то есть эмоциональной отходчивости и эмоциональной нерегидности. Таким образом, анализ диагностических результатов побуждает педагогический коллектив работать над развитием эмоционального интеллекта.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям порою сложно управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
К счастью, в отличие от IQ (интеллектуального развития), эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство - идеальный для усвоения период, и поэтому на родителей, ложится ответственность за EQ своих детей.
Проанализировав выше изложенное появилось обоснование необходимости разработки системы педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.
Цель: Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса
Задачи: 1. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.
2. Содействовать процессу личностного роста педагогического коллектива и родителей дошкольников, реализации их творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.
3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Участники пед. проекта: дошкольники, родители, педагогический коллектив.
Длительность: 1год.
Методы реализации проекта: диагностика, коррекционо - развивающая деятельность, тренинг, консультации, родительские собрания, пед. совет, семинар-практикум.
План реализации проекта
Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. Подготовительный этап | ||
| Июль-сентябрь | Психолог методист |
2. Основной этап | ||
Работа с педагогическим коллективом.
| ||
Психодиагностика: методика оценки EQ Н. Холла |
Сентябрь |
психолог |
Семинар-практикум: Игровые педагогические технологии для развития эмоциональной сферы дошкольников. |
Декабрь | методист психолог воспитатели |
Тренинги:
|
Ноябрь
Март |
психолог
|
Пед. совет: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.» |
Октябрь |
психолог
|
Консультации:
|
В течение года |
психолог
|
Работа с дошкольниками. | ||
Коррекционно-развивающая деятельность на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. | В течение года | психолог
|
Работа с семьей | ||
Родительские собрания:
|
Ноябрь
Февраль | психолог
|
Консультации:
| В течение года | психолог
|
3. Заключительный этап | ||
Провести круглый стол по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития. | Май | методист психолог |
Подготовить публикацию материалов в СМИ | Май | психолог |
Предполагаемый результат:
- Умение педагогов управлять своим эмоциональным состоянием.
- Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности, инновационная активность (статьи, выступления и т.п.).
- Формирование у дошкольников представлений о базовых эмоциях и чувствах.
- Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка.
- Обеспечить осознанное участие семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.
Психодиагностика: наблюдение, методика оценки EQ Н. Холла.
Список литературы:
- Балакирева Т.С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
- Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.
- Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
- Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
- Митина Л.М., Асмаковец Е.С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001
- Электронные ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/607697/;
http://educoroang.ru/O_centre/projects/sip/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_kak_motivacionn.html
http://elo4ka.ucoz.ru/publ/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/1-1-0-3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины.
В наше время этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен, Г.Орме, К. Кеннон и многие другие.
Для понимания термина “эмоциональный интеллект” необходимы теоретические разъяснения. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.
В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку, понять насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредовано развитием эмоциональной сферы личности педагога.
Диагностика педагогического коллектива нашего детского сада по выявлению(методика оценки EQ Н. Холла):
- эмоциональной осведомленности
- умения распознавать эмоции других людей
- умения управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений
- развития эмпатии
- развития самомотивации
показала низкий уровень управления своими эмоциями, то есть эмоциональной отходчивости и эмоциональной нерегидности. Таким образом, анализ диагностических результатов побуждает педагогический коллектив работать над развитием эмоционального интеллекта.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям порою сложно управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.
Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
К счастью, в отличие от IQ (интеллектуального развития), эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство - идеальный для усвоения период, и поэтому на родителей, ложится ответственность за EQ своих детей.
Проанализировав выше изложенное появилось обоснование необходимости разработки системы педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.
Цель: Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса
Задачи: 1. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.
2. Содействовать процессу личностного роста педагогического коллектива и родителей дошкольников, реализации их творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.
3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
Участники пед. проекта: дошкольники, родители, педагогический коллектив.
Длительность: 1год.
Методы реализации проекта: диагностика, коррекционо - развивающая деятельность, тренинг, консультации, родительские собрания, пед. совет, семинар-практикум.
План реализации проекта
Содержание работы | Сроки | Ответственный |
1. Подготовительный этап | ||
| Июль-сентябрь | Психолог методист |
2. Основной этап | ||
Работа с педагогическим коллективом. | ||
Психодиагностика: методика оценки EQ Н. Холла | Сентябрь | психолог |
Семинар-практикум: Игровые педагогические технологии для развития эмоциональной сферы дошкольников. | Декабрь | методист психолог воспитатели |
Тренинги:
| Ноябрь Март | психолог |
Пед. совет: «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.» | Октябрь | психолог |
Консультации:
| В течение года | психолог |
Работа с дошкольниками. | ||
Коррекционно-развивающая деятельность на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. | В течение года | психолог |
Работа с семьей | ||
Родительские собрания:
| Ноябрь Февраль | психолог |
Консультации:
| В течение года | психолог |
3. Заключительный этап | ||
Провести круглый стол по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития. | Май | методист психолог |
Подготовить публикацию материалов в СМИ | Май | психолог |
Предполагаемый результат:
- Умение педагогов управлять своим эмоциональным состоянием.
- Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности, инновационная активность (статьи, выступления и т.п.).
- Формирование у дошкольников представлений о базовых эмоциях и чувствах.
- Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка.
- Обеспечить осознанное участие семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.
Психодиагностика: наблюдение, методика оценки EQ Н. Холла.
Список литературы:
- Балакирева Т.С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
- Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.
- Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
- Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
- Митина Л.М., Асмаковец Е.С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001
- Электронные ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/607697/;
http://educoroang.ru/O_centre/projects/sip/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_kak_motivacionn.html
http://elo4ka.ucoz.ru/publ/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/1-1-0-3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.
Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополу...
Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...
Статья "Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего и младшего дошкольного возраста"
В наше время остро стоит проблема воспитания эмоционального интеллекта у ребёнка. Новейшие исследования в области педагогики и психологии показывают, что эмоциональный интеллект, наравне с IQ, являетс...
Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта в рамках реализации регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образова
Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и пере...
«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»
laquo;Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»...
Презентация «Развитие эмоционального интеллекта средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста" (2020 уч. г.)
Материал за 2020 уч. г....
Доклад «Эколого-педагогический процесс в дошкольной организации: содержание, способы реализации, создание образовательной среды»
Муниципальное августовское совещание педагогических работников системы образования Октябрьского района на тему: «Инновационный потенциал ФГОС в обеспечении современного качества дошкольного обра...