Развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в дошкольной организации.
проект по теме

Актуальность.

Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие  «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике.  Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины.

 В наше время этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен,  Г.Орме, К. Кеннон и многие другие.

Для понимания термина “эмоциональный интеллект” необходимы теоретические разъяснения. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.

В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку, понять насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредовано развитием эмоциональной сферы личности педагога.

Диагностика педагогического коллектива нашего  детского сада по выявлению(методика оценки EQ Н. Холла):

- эмоциональной осведомленности

- умения распознавать эмоции других людей

- умения  управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений

- развития эмпатии

- развития самомотивации

показала низкий уровень управления своими эмоциями, то есть эмоциональной отходчивости и эмоциональной нерегидности. Таким образом, анализ диагностических результатов побуждает педагогический коллектив работать над развитием эмоционального интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям порою сложно управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

К счастью, в отличие от IQ (интеллектуального развития), эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство - идеальный для усвоения период, и поэтому на родителей, ложится ответственность за EQ своих детей.

 

Проанализировав выше изложенное появилось обоснование необходимости разработки системы педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.

 

Цель: Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса

 

Задачи: 1. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.

                2. Содействовать процессу личностного роста педагогического коллектива и родителей дошкольников, реализации их творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.

                3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

 

Участники пед. проекта: дошкольники, родители, педагогический коллектив.

Длительность: 1год.

Методы реализации проекта: диагностика, коррекционо - развивающая деятельность, тренинг, консультации, родительские собрания, пед. совет, семинар-практикум.

 

План реализации проекта

  

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1. Подготовительный этап

  • изучение литературы по теме проекта;
  • подбор диагностического материала;
  • выбор и конкретизация направлений работы;

Июль-сентябрь

Психолог

методист

2. Основной этап

Работа с педагогическим коллективом.

 

Психодиагностика:

методика оценки EQ Н. Холла

 

Сентябрь

 

психолог

Семинар-практикум:

Игровые педагогические технологии для  развития эмоциональной сферы дошкольников.

 

Декабрь

методист

психолог

воспитатели

Тренинги:

  • «Тренинг развития эмоциональной гибкости педагога»
  • «Профилактика СЭВ у педагогов»

 

 

Ноябрь

 

Март

 

психолог

 

 

Пед. совет:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.»

 

Октябрь

 

психолог

 

Консультации:

  • Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.
  • что мешает успеху?

  • Использование эмоций для повышения мышления и деятельности.

 

В течение года

 

психолог

 

Работа с дошкольниками.

Коррекционно-развивающая деятельность на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников.

В течение года

психолог

 

Работа с семьей

Родительские собрания:

  • Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек.
  • Влияние типа родительского отношения на эмоциональное развитие старшего дошкольника

 

 

Ноябрь

 

Февраль

психолог

 

Консультации:

  • Секреты эмоционального благополучия ребенка.
  • Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка- дошкольника.

  • Развитие эмпатии.

  • Воспитываем добротой.

 

В течение года

психолог

 

3. Заключительный этап

Провести круглый стол по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития.

Май

методист

психолог

Подготовить публикацию материалов в СМИ

Май

психолог

 

Предполагаемый результат:

  1. Умение педагогов управлять своим эмоциональным состоянием.
  2. Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности, инновационная активность (статьи, выступления и т.п.).
  3. Формирование у дошкольников представлений о базовых эмоциях и чувствах.
  4. Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка.
  5. Обеспечить осознанное участие семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.

 

 

Психодиагностика: наблюдение, методика оценки EQ Н. Холла.

 

Список литературы:

  1. Балакирева Т.С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
  2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.
  3. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
  4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
  5. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001
  6. Электронные ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/607697/;

http://educoroang.ru/O_centre/projects/sip/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_kak_motivacionn.html

http://elo4ka.ucoz.ru/publ/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/1-1-0-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие  «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике.  Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины.

 В наше время этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен,  Г.Орме, К. Кеннон и многие другие.

Для понимания термина “эмоциональный интеллект” необходимы теоретические разъяснения. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.

В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку, понять насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредовано развитием эмоциональной сферы личности педагога.

Диагностика педагогического коллектива нашего  детского сада по выявлению(методика оценки EQ Н. Холла):

- эмоциональной осведомленности

- умения распознавать эмоции других людей

- умения  управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений

- развития эмпатии

- развития самомотивации

показала низкий уровень управления своими эмоциями, то есть эмоциональной отходчивости и эмоциональной нерегидности. Таким образом, анализ диагностических результатов побуждает педагогический коллектив работать над развитием эмоционального интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям порою сложно управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

К счастью, в отличие от IQ (интеллектуального развития), эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство - идеальный для усвоения период, и поэтому на родителей, ложится ответственность за EQ своих детей.

Проанализировав выше изложенное появилось обоснование необходимости разработки системы педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.

Цель: Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса

Задачи: 1. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.

                2. Содействовать процессу личностного роста педагогического коллектива и родителей дошкольников, реализации их творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.

                3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Участники пед. проекта: дошкольники, родители, педагогический коллектив.

Длительность: 1год.

Методы реализации проекта: диагностика, коррекционо - развивающая деятельность, тренинг, консультации, родительские собрания, пед. совет, семинар-практикум.

План реализации проекта

   

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1. Подготовительный этап

  • изучение литературы по теме проекта;
  • подбор диагностического материала;
  • выбор и конкретизация направлений работы;

Июль-сентябрь

Психолог

методист

2. Основной этап

Работа с педагогическим коллективом.

Психодиагностика:

методика оценки EQ Н. Холла

Сентябрь

психолог

Семинар-практикум:

Игровые педагогические технологии для  развития эмоциональной сферы дошкольников.

Декабрь

методист

психолог

воспитатели

Тренинги: 

  • «Тренинг развития эмоциональной гибкости педагога»
  • «Профилактика СЭВ у педагогов»

Ноябрь

Март

психолог

Пед. совет:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.»

Октябрь

психолог

Консультации:

  • Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.
  • Что мешает успеху?
  • Использование эмоций для повышения мышления и деятельности.

В течение года

психолог

Работа с дошкольниками.

Коррекционно-развивающая деятельность на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников.

В течение года

психолог

Работа с семьей

Родительские собрания:

  • Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек.
  • Влияние типа родительского отношения на эмоциональное развитие старшего дошкольника

Ноябрь

Февраль

психолог

Консультации:

  • Секреты эмоционального благополучия ребенка.
  • Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка- дошкольника.
  • Развитие эмпатии.
  • Воспитываем добротой.

В течение года

психолог

3. Заключительный этап

Провести круглый стол по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития.

Май

методист

психолог

Подготовить публикацию материалов в СМИ

Май

психолог

Предполагаемый результат:

  1. Умение педагогов управлять своим эмоциональным состоянием.
  2. Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности, инновационная активность (статьи, выступления и т.п.).
  3. Формирование у дошкольников представлений о базовых эмоциях и чувствах.
  4. Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка.
  5. Обеспечить осознанное участие семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.

Психодиагностика: наблюдение, методика оценки EQ Н. Холла.

Список литературы:

  1. Балакирева Т.С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
  2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.
  3. Загвоздкин В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4. 
  4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
  5. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001
  6. Электронные ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/607697/;

http://educoroang.ru/O_centre/projects/sip/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_kak_motivacionn.html

http://elo4ka.ucoz.ru/publ/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/1-1-0-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать и осознавать свои эмоции, уметь конструктивно их выражать, понимать чувства окружающих. От эмоционального интеллекта зависит общее благополу...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В наше время остро стоит проблема воспитания эмоционального интеллекта у ребёнка. Новейшие исследования в области педагогики и психологии показывают, что эмоциональный интеллект, наравне с IQ, являетс...

Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта в рамках реализации регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образова

Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и пере...

«Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»

laquo;Формирование и развитие эмоционального интеллекта у дошкольников в процессе творческой игровой деятельности»...

Доклад «Эколого-педагогический процесс в дошкольной организации: содержание, способы реализации, создание образовательной среды»

Муниципальное августовское совещание педагогических работников системы образования Октябрьского района на тему: «Инновационный потенциал ФГОС в обеспечении современного качества дошкольного обра...