Взаимодействие дошкольного учреждения с социокультурными структурами города для полноценной творческой реализации одаренных детей.
статья по теме

 

 развитие партнерства и взаимодействия с социумом для создания единого интегративного пространства, обеспечивающего успешное развитие музыкально-одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Ласточка»

Муниципального района город Нерехта и  Нерехтский  район  Костромской области

Взаимодействие  дошкольного учреждения с социокультурными

структурами  города   для полноценной творческой реализации

одаренных детей.

                                                                  Подготовила: Шумилова М.А.

                                                                        Музыкальный руководитель ДОУ

2013 год

Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования в рамках национального проекта «Наша новая школа» и запрос родителей, главных заказчиков образования, одним из  приоритетных направлений в деятельности ДОУ является поддержка и сопровождение одарённых и способных  детей.

Стремясь создать условия для воспитания и развития  музыкально - одаренных и талантливых детей, я подошла к разработке и созданию проекта, целью которого является развитие партнерства и взаимодействия с социумом для создания единого интегративного пространства, обеспечивающего успешное развитие музыкально-одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 1. Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью

2. Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания

3. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

4. Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

7. Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

8. Разработать и внедрить механизм взаимовыгодного социального партнерства ДОУ и окружающего сообщества.

9. Создать условия для развития индивидуальных качеств, необходимых для лучшей адаптации талантливых детей в обществе, их социализации и личностного развития.

Методологической основой организации процесса музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждения являются теоретические труды исследователей детской одаренности и психологии музыкальных способностей Б,М, Теплова, К.В. Тарасовой, Н.А.Ветлугиной, О. П. Радыновой, Ю.Б.Алиева, А. Н. Зиминой. В этих работах представлены решения теоретических проблем дидактики – проблем обучения и развития, обучения и творчества. Работы этих авторов так же являются теоретической основой для организации педагогического сопровождения музыкально одаренных детей, для построения индивидуальной работы с ними.

Технологическим условием педагогического сопровождения музыкально одаренных детей является организация дифференцированного подхода в процессе музыкального воспитания дошкольников.

Прежде чем представить особенности индивидуальной работы с одаренными детьми важно отметить, что основным содержанием музыкального воспитания таковых детей является реализуемая в нашем детском саду парциальная авторская программа И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой «Ладушки». Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел. Основной задачей программы является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Задачи программы:

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений

Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей)

Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом творческое использование музыкальных впечатлений в повседневной жизни)

Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.

В своей работе я руководствуюсь принципами:

1. создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Я не принуждаю детей к действиям (пению, игре), а даю возможность освоиться, захотеть принять участие в образовательной деятельности.

2. целостный подход в решении педагогических задач: обогащаю детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование; побуждаю воспитанников воплощать  полученные впечатления в самостоятельной игровой деятельности; приобщаю к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)

3. Принцип последовательности – предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания

4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским, и частично историческим календарем.

5. Принцип партнерства. Всегда встречаю детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорю добрые, ласковые слова. Таким образом, мы с детьми становимся ближе и роднее друг другу.  Вместе переживаем радость от совместной музыкальной деятельности.

6. Принцип положительной оценки. Он способствует более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальше участвовать в музыкальном творчестве.

Музыкальное воспитание я осуществляю в следующих формах:

Музыкальное занятие

Развлечения

Вечера досуга

Самостоятельная игровая деятельность

Непосредственно образовательная деятельность проводится в подгруппе по следующей структуре:

  • Музыкально-ритмическое движение;
  • Развитие чувства ритма, музицирование;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Слушание музыки;
  • Распевание, пение;
  • Пляски, игры, хороводы;

Среди многообразных человеческих дарований музыкальные способности принято считать наиболее изученными как теоретически, так и в отношении опыта их диагностики. Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Поэтому задолго до рождения научной экспериментальной психологии практика диагностики музыкальных способностей уже имела свои традиции. Широкое распространение в ней получило положение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни  основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б.М. Теплов).Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.  

Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике использую технологию педагогического наблюдения. Наблюдение ведется по разработанной программе. Результаты наблюдения – наличие или отсутствие того или иного параметра, фиксируются в протоколе. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития музыкальности ребенка.

Музыкально одаренные дети, нуждаются в особом внимании со стороны  педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому я стараюсь выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии.  С одной стороны даю возможность реализации их способностей, не подавляю инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны даю возможность выразиться другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях стараюсь одаренные дети могли реализоваться в различных формах совместной деятельности. Использую их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, я стараюсь его подобрать разнообразным и вариативным. С учетом возможностей и предпочтений детей.

Большой мотивационной силой является новизна - музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.

Работая с одаренными детьми я всегда  оставляю место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует  колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

От родителей воспитанников получаю   согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же заручаюсь поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.    С детьми организована кружковая работа в детской студии  « Ритмическая мозаика». Дополнительное образование – особо ценный вид образования, который расширяет и углубляет знания детей, полученные на занятиях в детском саду, способствует  формированию личности человека, дает ему возможность само выразиться и само реализоваться в жизни, сделать ее насыщенней и ярче.    Содержание кружковой работы не  сводиться к простому разучиванию и репетициям. Ребёнок получает право выбора творческой деятельности. Основным мотивом является интерес.

Успех социально-педагогической работы в образовательном учреждении в значительной степени зависит от того, насколько эффективно происходит его взаимодействие с окружающим социумом и как используется его положительный потенциал. Создать условия для развития индивидуальных качеств, необходимых для лучшей адаптации талантливых детей в обществе, их социализации и личностного развития помогают их родители.

         Взаимодействие с семьей воспитанников выстраиваются по следующим направлениям:

Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей. Качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:

- Выявляю интересы и предпочтения родителей;

- Выявляю уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;

Изучаю семейный опыт, семейные традиции воспитания детей;

2. Познавательное направление реализуются через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста.

3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуются в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок – передвижек. Родители имеют возможность ознакомится с музыкальным репертуаром (песни, пальчиковые игры, хороводы, народные игры), который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально-эстетическое обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, школы для родителей, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.

5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении я сотрудничаю с родителями,  поощряю их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций. Дети по особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.

Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. Более того, родители одаренного ребенка должны быть достаточно информированы, мотивированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Для таких родителей я специально подготовила  консультации на темы: «Одаренный ребенок. Трудности воспитания» , «Музыкальное воспитание в садике и дома» В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивирую их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями других социальных институтов.  Объединение  с другими  социальными институтами способствует реализации единой цели - взаимно дополнять друг друга в решении проблем развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Ведь в замкнутом пространстве образовательной деятельности, без участия социальных партнеров, ДОУ не может достичь значимых результатов. В современных условиях деятельность ДОУ не может иметь ограниченную педагогическую направленность, поэтому его педагоги стараются в полной мере использовать разнообразные внешние ресурсы и совместно реализуют с социальными партнерами образовательные проекты.

Если же образовательное учреждение представляет собой закрытую образовательную систему, решая проблемы образования и воспитания только исходя собственных ресурсов (программ, проектов, материально-технического и кадрового обеспечения), то не представляется возможным говорить о целостном образовательном пространстве. Только в условиях согласованного многофакторного взаимодействия можно успешно решать задачи развития личности. Потому что будет создана та образовательная среда, где  одаренный ребенок может найти для себя свое собственное пространство, в котором происходит самоопределение и самореализация личности, способной к самовыражению, непрерывному саморазвитию, эффективному сотрудничеству и адекватно оценивающей себя и свои достижения.

В работах ученого Г.Берулаева отмечается, что «социализация ребенка не может осуществляться самостоятельно, необходимо воздействовать на нее, создавая для этого педагогические условия – через содержание занятий, технологии и методики». «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социумом» состоит в том, что она дает возможность показать социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя.

Наши партнеры:

- Детская музыкальная школа (педагоги ДМШ проводят кружок «Фасолька»,  с детьми детского сада на основании социального договора от 15.09.2009 г.);

- Сотрудники городского музея проводят мини-уроки для дошкольников, экскурсии ;

- Дом культуры «Юбилейный» (дети посещают кружки «Хореография», «Вокал» дети выступают в праздничных концертах);

- Районная детская библиотека (дети во время экскурсий посещают библиотеку, где знакомятся с помещением, с трудом библиотекаря, с правилами обращения с книгами, учувствуют в конкурсно-игровых программах);

- Духовно-просветительский центр «Отрада» ( дети учувствуют в различных конкурсах, духовно обогащаются)

Для определения уровня знаний у дошкольников использую разные виды диагностики:

- диагностический срез развития представлений о социальной действительности у детей дошкольного возраста;  диаграммы;

- педагогический анализ и самоанализ деятельности педагога в данном вопросе;

- тесты (критерии используем из определения уровня знаний по программе «От рождения до школы»).

Предполагаемый результат:

  1. Создано единое образовательное пространство, позволяющее выработать единый подход к системе выявления, поддержке и сопровождению талантливых и одаренных детей.

2. На основе социального партнерства с родителями воспитанников и социокультурными учреждениями города в ходе реализации проекта созданы условия, которые способствуют непрерывному образованию одаренного ребенка.

3.Улучшение качества образовательных услуг населению.

4. Внедрены современные инновационные образовательные технологии.

5.У детей  сформированы  интегративные личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость и активную позицию во взаимодействии с миром.

Таким образом, опыт взаимодействия ДОУ,  родителей ДМШ и других гражданских институтов показывает, что социальное партнерство привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы, помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности долговременного выживания на рынке образовательных услуг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении»

В законе об образовании отводится огромная роль развитию ребенка, в том числе и развитию творческих способностей. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способносте...

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном пространстве дошкольных учреждений»

Использование проектного метода в рамках региональной экспериментальной площадки  по теме «Оптимизация процесса развития художественно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном ...

"Художественно-творческое развитие детей как проблема дошкольного учреждения"

В статье отражена актуальность и содержание педагогической деятельности МБДОУ "д/с №51" г.Арзамаса по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста в условиях работы экспериментальной ...

Развитие творческих способностей детей в дошкольном учреждении. Из опыта работы МАДОУ ЦРР ДС № 482 г.Челябинска

С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить ...

Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном учреждении

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас ли...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...