картотека музыкально- дидактических игр
картотека (старшая группа) по теме

музыкально- дидактические игры для детей старших и подготовительных к школе групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc182 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«СОЛНЫШКО»

Задачи: Закрепить навыки выполнения одновременно «пружинок» и хлопков, прыжков и хлопков.

Ход игры:

\ Солнышко, \ солнышко,

/ Выгляни в \окошко:

\Твои детки \ плачут,

/ По камушкам \ скачут.

Ход игры

 На 1-ю и 2-ю строчки теста взрослый вместе с детьми выполняет частые полуприседания - «пружинки» - и одновременно хлопает в ладоши.

Под текст 3-й и 4-й строчек выполняются прыжки с одновременными хлопками в ладоши.

Методические рекомендации

Текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений.

Нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю:

\ Солнышко,\ солнышко, / Выгляни в \ окошко и т.д.

«ПОСКОК»

Задачи: развивать выразительность выполнения легких прыжков, мягкого пружинного шага.

Скок, скок - поскок         продвигаются вперед    

Молодой дроздок,           прыжками

По водичку пошел,          идут мягким пружинным 

Молодичку нашел.          шагом 

Молодиченька,                сужают круг

Невеличенька,

/ Сама с вершок,               присаживаются

Голова с горшок.              прикладывают ладони к щека                   покачивают головой.

Ход игры

Дети стоят по кругу, согнув руки в локтях, кулачки прижаты к плечам - имитируют крылышки. В центре круга -птичка (игрушка)

Методические рекомендации Текст игры произноситься не спеша, ритмично. На  слова

«сама с вершок» - интонация голоса повышается и делается небольшая пауза. Последняя строка произносится чуть быстрее предыдущих.

«ХЛОПЫ - ШЛЕПЫ»

СЛ.НАРОДНЫЕ

Задачи: развитие чувства ритма, координации    движений в соответствии темпом музыки.

Ход игры: исходное положение - широко расставив ноги, дети сидят на полу.

/ Хлоп \ раз,                             хлопок на слово «хлоп»

/ Еще \ раз                             удар ладошек по коленям

                                                      на слово «раз»

/ Мы пох \ лопаем \ сейчас     повтор движений

 

А потом скорей, скорей     ритмичные удары ладошек об

Шлепай, шлепай веселей.  пол     

Методические рекомендации

Первые три строчки произносятся с ярко выраженной ритмической пульсацией, нисходящая интонация голоса приходиться на каждую сильную долю.

Последние две строчки приговариваются в ускоренном темпе

«ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»

Задачи: Развитие чувства ритма, координации, умения согласовывать движения с текстом.

Ход игры:

Тень-\тень, поте \ тень.          Ритмичные хлопки по

Села \ кошка под пле \ тень.      коленям

Налетели воробьи,             Взмахивают кистями рук

                                                    «крылышки»

\ Хлопни им в \ ладошки.  хлопки   

Улетайте воробьи!             Грозят пальчиком

Берегитесь кошки!

«КИСКА, БРЫСЬ!» СЛ. НАРОДНЫЕ

Задачи: Совершенствовать навык ходьбы на месте,

навык заканчивать движение с окончанием текста.

Ход игры:

Киска, киска, киска, брысь!      дети грозят пальчиком

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдет,                шагают на месте

Через киску упадет!                  

 Бах!                                                    приседают

Методические рекомендации. При ходьбе следует обращать внимание на осанку детей, для улучшения которой необходимо  поставить руки на пояс. Окончание произнесения текста должно быть четко зафиксировано - дети приседают.

«ТРА-ТА-ТА»

РУСС. НАРОДНАЯ ПОТЕШКА

Задачи: Развитие крупной моторики, координации движений.

Тра-та-та!Тра-та-та!      Дети хлопают в ладоши

Вышла кошка за кота!

За кота Котовича,        делают шлепки по коленям двумя

                                      руками одновременно

За кота Петровича!      Делают шлепки по коленям двумя

                                      двумя руками поочередно    

Методические рекомендации  Текст произносится медленно ритмично, на распев. В первой строке хлопки в ладоши приходятся на каждую сильную долю: \тра - та- \та  и т.д

                         «ОГУРЕЧИК»

Задачи: Закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага и легкого стремительного бега.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызёт.

Для игры выбирается «ловишка». Им может быть кто - либо из взрослых или ребенок. «Ловишка» уходит в другой конец зала. Руки у играющих находятся на поясе.

Ход игры

«Ловишка садиться на стул у одной из стен комнаты, дети собираются стайкой у другой стены. На текст 1-й и 2-й строки дети продвигаются в направлении «ловишки». Под текст 3-й строки дети продолжают движение мягким пружинный шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произноситься детьми. Стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет убегающих от него детей.

Методические рекомендации

Текст произноситься выразительно, нараспев, в конце 3-й строки должна быть небольшая пауза, голос при этом «забирается вверх»: там мышка

жи / вет. Последняя строчка произноситься скороговоркой.

«ПАРОВОЗ»

Задачи: закрепить навык дробного шага с продвиженим вперед. Развитие воображения и творческие способности детей

Чух, чух, пыхчу,

Пыхчу, ворчу.

Стоять на месте

Не хочу.

Колесами стучу, верчу,

Садитесь скорее,

Прокачу: чух, чух!

Ход игры:

Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги удобнее  слегка согнуты в коленях.

Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.

Методические рекомендации. Текст произноситься очень легко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а так же следить. Чтобы шаг был коротким, не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагонов и погулять по лесу, собирая цветы, ягоды, или набирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «Ту-ту!

Пальчиковая  игра «КОТ НА ПЕЧИ»

М.Ю.Картуштна

Задачи: Развитие мелкой моторики, чувства ритма.

Кот на печи                                          стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет

Кошка на лавке                                    показывают как шьют иголкой

Рубашку шьет.

Малые котята                                      поднимают согнутые в локтях 

На печке сидят                                    руки на уровне груди, опустив

На печке сидят                                    качают головой кисти вниз, и

                                                             вправо-влево   

Да, на котика глядят                          приставляют к глазам указат. Все на котика глядят  

                                                             и большие пальцы («очки»)                                

Да, сухарики едят.                            Щелкают зубками       

Методические рекомендации  Текст произносится на распев На 1-е две строчки движения ритмичные. На 2-е две  строки -  движения плавные «тянем ниточку». Слова «малые котята на печке сидят» следует произносить в ускоренном темпе.

          «БУБЕН» 

М.Ю.Картушина

(на мотив русской народной песни

«Как у наших у ворот»)

Задачи: Развитие чувства ритма. Эмоциональной отзывчивости на музыку.

Бубен, бубен, позвени.    

        Ведущий ходит перед   

Ребятишек весели          

                   детьми, встряхивает  

                                              бубен

Деточки играют                

В бубен ударяют.

Хлопай - раз и                    

                держит бубен перед      

                хлопай - два!       

                    ребенком, малыш

 Интересная игра.              

                  ударяет ладошкой.

Танечка (Ванечка,...) играет,

В бубен ударяет.

Игра повторяется с другим участником

    «СОЛНЫШКО и ДОЖДИК»

М.Ю.Картушина

Задачи: Развивать выразительность движений, совершенствовать навык легкого бега (на носочках), умения согласовывать движения с текстом песни.

Ход игры:

Светит солнышко с утра,    вращают руками  

Значит нам гулять пора.      «фонарики»

Хорошо под солнышком     бегают в рассыпную

Бегать и играть,                    по залу 

Хорошо под солнышком

Во дворе гулять.

Кап-кап-кап! - по дорожке  стучат пальчиком по ладошке

КОТ И МЫШИ» М.Ю.Картушина

(на русскую народную мелодию

 «Во саду ли в огороде»)

 Задачи: Формировать навык движения по кругу, умения согласовывать движения

с текстом. Развивать координацию и быстроту реакции. Воспитывать выдержку.

    Ход игры Дети  образуют круг, взявшись за руки. В центре круга кот.

    Мыши водят хоровод.                 дети идут по кругу вокруг кота

    На лежанке дремлет кот  

  -Тише, мыши, не шумите             Грозят друг другу пальчиком

    Кота Ваську не будите.          

    Как проснется Васька-кот-         вытягивают вперед

    Разобьет весь хоровод.                Руки ладонями вверх

    Шевельнул ушами кот-               прикладывают ладошки к голове - «уши»

                                                          И исчез весь хоровод. убегают на места

                  Методические рекомендации   Текст поется  в размеренном темпе, предпоследняя фраза - в замедленном, растягивая слова.  А последняя скороговоркой. Необходимо. Чтобы дети разбегались на окончание последней фразы.

«АИСТ И ЛЯГУШАТА»

(На мотив белорусской народной польки «Янка»)

Задачи: Совершенствование прыжкового движения с продвижением вперед.

Ход игры:

Скачут, скачут лягушата-                  дети -лягушата прыгают

Скок-поскок, скок-поскок.                 на двух ногах в произвольном направлении

Скачут бойкие ребята-        

Прыг на кочку, под листок.

Аист вышел на болото                «лягушата» выполняют «пружинки», аист ходит

Погулять, погулять.                                 вокруг

Прячьтесь живо, лягушата,                лягушата приседают и не шевелятся

Чтоб не смог вас отыскать!,        аист ходит между ними, задевая рукой пошевелившихся

 Методические рекомендации На слова «...погулять, погулять / » должна быть небольшая пауза (остановка), голос при этом забирается вверх. Последняя фраза произноситься четко, с акцентом на каждое слово.

«МЯЧИК»

\ Вот какой, \ вот какой            дети сидят на местах

\ Мячик пестрый, \ озорной.    и смотрят, как ведущий

\ Никогда не \ плачет,               под песню ударяет мячом

\ По дорожке \ скачет.               об пол и ловит его.

Мяч в руках я подержу.        держит мяч и ходит перед

И ребяткам покажу.               детьми, показывая его малышам

 Кому дать? Кому дать?

 Кто же будет мяч кидать?

Мячик Коленьке я дам.              дает мяч ребенку

Мячик Коля бросит сам.          ребенок кидает мяч обратно ведущему                                               

Методические рекомендации

Удар мячика приходиться на каждую сильную долю.

Ребенок возвращает мяч после слов «бросит сам...»

«ЛЯГУШАТА И РЕБЯТА»

Задача: развитие чувства ритма.

Ход игры:

Лягушата все по лужам

Шлеп-шлеп-шлеп,            дети делают шлепки

            шлеп-шлеп-шлеп!         по коленям

А ребята по дорожке-

То-топ-топ, топ-топ-топ!  Перетопы ногами.

Рядом весело идут,

Вместе песенку поют:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля!            Хлопают в ладоши

Речевые упражнения

 «ВЕСЕЛЫЙ ДОЖДИК»

Задача: Развитие чувства ритма.

Дети берут инструменты (колокольчик, палочки и др.) и ритмично отмечают ритмическую пульсацию.

Дождик капнул на ладошку-

Кап-кап, кап-кап-кап!

На цветок и на дорожку-

Кап-кап, кап-кап-кап!

Застучал по крыше он-

Кап-кап, кап-кап-кап!

И раздался чистый звон-

Кап-кап, кап-кап-кап!

-А какая это шишка?        

  протягивают ладошки вперед

-Я не знаю,  - шепчет мишка.

пожимают плечами

Научим мишку мы считать:

Один, два, три, четыре, пять. дети загибают пальчики и считают их

«МИШКА УЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ»

Задача: Развитие эмоций, выразительности движений, мелкой моторики.

Ход игры:

Мишка по лесу гуляет,          

  дети топают ногами,

В корзину шишки собирает.  

переваливаясь с боку на бок

-Шишка раз, шишка два-      

  одной рукой собирают  

Положу я их сюда.    

Складывают в ладонь другой

«ЕЖИК»

Задача: Развитие ритмической координации, выразительности движений, способности координировать движения с музыкой и текстом, развитие внимания.

Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Ежи сидит в центре круга.

Жил в лесу колючий ежик, да, да, да.       идут по кругу

Был клубочком и без ножек, да, да, да.

Не умел он хлопать -                               качают головой

Хлоп-хлоп-хлоп.                                     Хлопки.

Не умел он топать-                                 качают головой

топ-топ-топ.                                            притопы

Не умел он прыгать                               качают головой 

Прыг- прыг-прыг.                        прыжки на двух ногах

Только носом шмыгал-                качают головой

Шмыг-шмыг-шмыг.                    показать пальчиком нос

В лес ребята приходили, да, да ,да.       те же движения

И ежа плясать учили, да, да, да.

Научили хлопать - хлоп, хлоп ,хлоп.

Научили топать - топ, топ, топ.

Научили прыгать - прыг, прыг, прыг

А он их.. носом шмыгать, шмыг, шмыг, шмыг.

«ДОЖДИК, ЛЕЙ!»

(русс народ. закличка)

Задача: развитие эмоциональной сферы, координации движений.

Дождик, лей, лей, лей.        

Помахивают кистями рук 

На меня и на людей.          

Руки к груди и разводят в стороны

На людей по ложке,          

 ладошки сложены в «ложки»-     углубления     

На меня по крошке,        

   руки к груди и пальцы сложены   в щепотку

А на б-а-бу Ягу                

  Руками схватиться за голову,  покачать головой

Лей по целому \ ведру.     

  Руки бросить вниз с наклоном  туловища

«ЗАВОДИТЕ ХОРОВОД»

Задачи: Воспитывать чувство ритма, закрепления навыка движения по кругу.

Ход игры:

Заводите хоровод  

  В центре круга - ребенок, играющий

Вокруг гармошки -  

на гармошке. Дети, взявшись за руки

                                   идут вокруг него

Выше ручки,            

 останавливаются, поднимают руки

                                   вверх

Хлоп в ладошки,      

один раз хлопают в ладоши. 

Топ - топ, ножки!        

4 раза топают ногами.

Упражнения повторяются, на гармошке играет другой ребенок.

«ГОСТИ»

(авторы текста 1-го и 2-го куплетов-А. Ануфриева, 3-го и 4- го .-М. Картушина)

Задачи: Развитие танцевального творчества, выразительности движений в соответствии с игровым образом, чувства ритма.

Ход игры: Ведущий надевает шапочки домашних животных и птиц, приглашает малышей встать в круг.

Припев:

Тук—тук-тук, отворите,              дети 3 раза хлопают в ладоши

                                                      3 раза шлепают ладонями по  коленям

В гости поскорей пустите!  Попеременно топают ногами

Приходи к нам петушок,     хлопают, в центр круга                                                      

Попляши для нас, дружок.      выходит ребенок

Очень весело у нас                  в шапочке петушка      

Развеселый будет пляс.          произвольно танцует

Припев:

Мы собачку выйти просим:

К нам иди собачка в гости.

Очень весело у нас

Развеселый будет пляс.

Припев:                               делают те же движения

К нам козленок прискакал

Ножками затопотал              в центр круга выбегает

Очень весело у нас,              козленок и пляшет

Развеселый будет пляс.

Припев:

Серый котик прибежал,

Хвостиком своим махал.

Очень весело у нас

Развеселый будет пляс.

«ТИХО И ГРОМКО»

Главная цель

Развитие выдержки и умения слушать.

Доплнительные цели

Развитие способности прогнозировать события.
Развитие способности концентрировать внимание.

Что понадобится

Равное количество бубенцов и бубнов с тарелочками — по одному инструменту на каждого участника. Портативный синтезатор или музыкальная аудиозапись.

Количество участников

От 6 до 10.

Основной вариант

Участники делятся на две группы соответственно типам инструментов, садятся напротив друг друга и готовятся играть по очереди. Ведущий объясняет, что группа с бубенцами должна играть тихо, а группа с бубнами — громко. Звучит музыка, и группы соответствующим образом играют.

Замечания

В каждой группе может быть «руководитель», или «дирижер».
Поначалу можно делать перерыв между различными по стилю музыкальными фрагментами.
Возможно, некоторым участникам нужно помочь слушать и ожидать своей очереди, когда играет другая группа.

Другие варианты Можно использовать контрастную музыку — как энергичную, так
и спокойную. У каждой группы может быть своя песня или музыкальная тема

Сороконожка

Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.
Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.
Выполняется без музыки.
1.Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
2.Вдруг закапал дождик: кап!
-Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)
3.Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)
4.грязи в дом не принесу
Каждой лапкой потрясу (останавливаются. Трясут одной ногой0
5.И потопаю потом
Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)

Дождик :кап!
Развитие чувства ритма

Дети сидят на стульчиках и чётко произносят текст с ритмичным движением рук и ног.
1.Птица: кар. Кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! ( дети ритмично хлопают в ладоши)
Дождик кап, кап. Кап1 (хлопают ладонями по коленям)
Ноги шлёп, шлёп, шлёп! (топают попеременно ногами)
2.Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Мама: ах, ах, ах! ( качают головой, держась за неё руками)
Дождик кап, кап, кап, (хлопают ладонями по коленям)
Туча: бах. Бах, бах! (топают ногами)

Туча.

Туча по небу плывет,

И грозу с собой несет.

Ба-ба-бах! Гроза идет!

Ба-ба-бах! Слышны удары!

Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Ба-ба-бах! Нам страшно стало!

Мы скорей все в дом идем

И грозу мы переждем.

Показался солнца лучик,

Солнце вышло из за тучи .

Можно прыгать и смеяться

Тучи черной не бояться!

Мотылек.

Летел мотылек, порхал мотылек !

Присел отдохнуть на грустный цветок .

(Задумчивый, веселый, увядший, сердитый …) 

            Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за  руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп -хлоп!

Топ-топ!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички…(мышки, солдаты, старушки )

               Мое настроение.

 Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То бывает посижу,

помечтаю, помолчу!  

                 Вот так .  

Как фонарики горят? Вот так! Вот так!

Руки полочкой лежат? Вот так! Вот так!

Как тарелочки стучат? Вот так! Вот так!

А пружиночки скрипят? Вот так! Вот так!

Колокольчики звенят? Вот так! Вот так!

А комарики летят? Вот так! Вот так!

Распашоночки лежат? Вот так! Вот так!

Ножки по полу стучат? Вот так! Вот так!

Сердитый гусь.

Вот большой сердитый гусь.

Очень я его боюсь!

Защищая пять гусят,

Щиплет больно он ребят.

Громко гусь шипит,  гогочет,

Защипать ребяток хочет!

Гусь уже идет на нас!

Убегайте все сейчас!

                Петух.

По двору петух гуляет.

Лапой землю разгребает.

Если зернышко найдет-

Сразу он его склюет!

Крыльями замашет,

Весело запляшет,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Ах,  как вкусно петуху!

По  дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.(Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.(Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.(Прыжки)

Стоп (Присели) немного отдохнём

И домой пешком пойдём.(Ходьба на месте)

А теперь мы сядем дружно

Нам ещё работать нужно.

Впереди из — за куста смотрит хитрая лиса.(Ходьба на месте)

Мы лису обхитрим, на носочках побежим.(Ходьба на носочках)

Серый заяц скачет в поле — очень весело на воле(Подскоки на месте)

Подражаем мы зайчишке, непоседе, шалунишке.(Подскоки на месте)

И закончилась игра — за работу нам пора!

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дружно хлопаем, ножками топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

Здравствуй, лес — необычный лес.             Широко разводим руки в стороны.

Полный сказок и чудес!    Повороты вправо — влево с вытянутыми руками.

Ты о чём шумишь листвою                  Руки подняты вверх.

Ночью тёмной, грозовою?Выполняем покачивающие движения вправо и                                                                                                                                                                        влево.

Кто в глуши твоей таится?Всматриваемся вдаль, держа ладонь над бровями,  

Что за зверь?                        при этом поворачиваемся в стороны. 

Какая птица?

Всё открой, не утаи.            Прижимаем обе ладони к груди.

Ты же видишь -                    Прижимаем обе ладони к груди.

Мы свои.                               Широко разводим руки в стороны.

 «Фома и Тимошка».

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Стучит, бренчит по улице,     Топающий шаг вперёд по кругу

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке                    Лёгкий бег по кругу

Туда же по дорожке.

 

«Капельки».

Задача: Развитие внимания, выразительности движений, координации.

Побежали капельки в синеньких сапожках (лёгкий бег),

Превратились капельки в ручейки-дорожки,

Бежал ручей по камешкам, по камешкам бежал (бег),

Потом в прозрачной лужице лежал, лежал, лежал (дети приседают: «засыпают»),

Вот снова он помчался вскачь и громко зажурчал (подскоки с перестроением в круг),

Увидел речку- прыг туда (прыжки вперёд),

И сразу замолчал (дети садятся на ковёр).

«Лиса по лесу ходила».

Задача: развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходил, Дробный шаг по кругу

Звонки песни заводила. На последний слог – разворот лицом в круг

Лиса лычки драла, Хлопки-тарелки

Лиса лапотки сплела.

Поочерёдное выставление ног на пятку

«Осенние листочки».

Задача: почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихе.

Листья осенние тихо кружатся,             

Листья нам под ноги тихо ложатся        

И под ногами шуршат, шелестят,            

Будто опять закружиться хотят.  

 

 «Скок-скок-поскок».

 

Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.

 

Скок-скок-поскок,       ритмичные поскоки по кругу,

Сколочу мосток,         в руках – деревянные ложки или кубики, на них

Серебром замощу,      отстукивается ритм стиха

Всех ребят пущу.

В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников («ритмический разговор»).

 «На стене часы висели».

Задача: закреплять слуховые представления о равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках. Использование звучащих жестов и шумовых инструментов.

 

На стене часы висели: Качание

«Тик-так, тик-так». Хлопки    Деревянные палочки

Тараканы стрелки съели, Качание

«Хрум-трак, хрум-трак». Хлопки-тарелки Рубель, ксилофон

Мыши гири оторвали, Качание

«Бом-бом, бом-бом». Шлепки Тарелка

И часы ходить не стали: Качание

«Динь-стон, динь-стон». Притопы Треугольник

«Апрель!»

Задача: Декламация стиха со звучащими жестами и с музыкальными инструментами.

а) декламация стиха с пластическими жестами; 

б) подбор сопровождения к стиху:

      - мелодическое остинато;

      - сопровождение на треугольнике (капельки);

      - остинато на ксилофоне: тоническая квинта или терция 2-мя руками

        одновременно.

Апрель, апрель! 4 хлопка

На дворе звенит капель, «капельки» или шлепки

По полям бегут ручьи, перебор пальцами, «ручьи»

На дорожках лужи, ладошки вниз, руки двигаются как по поверхности лужи перебирают пальцами, как бы поднимаются вверх

Выбегают муравьи

После зимней стужи. имитируют шаги

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник. взмахи рук

Стали птицы громче петь

И расцвёл подснежник изображают подснежник

«Едем, едем на тележке».

Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.

Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки.

Едем, едем на тележке Скрип-скрип

 

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат, Ш-ш-ш

Птички звонко так свистят. Фью-фью

Белочка на ветке орешки грызёт, Цок-цок

Рыжая лисичка зайца стережёт. Тс-тс

Едем, едем на тележке Скрип-скрип

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит, Болтание языком

В речку он бежит.

Долго-долго ехали, Скрип-скрип

Наконец, приехали!

Ух! Хором

«Будем листья собирать».

Задача: развивать ритмичность, мелкую моторику.

Раз, два, три, четыре, пять, Сжимают и разжимают кулачки

Будем листья собирать. Поочерёдно загибают пальцы

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберём.

В садик  осенний букет принесём. Сжимают,  разжимают  кулачки

«Осенние листочки».

Задача: почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихе.

Листья осенние тихо кружатся,             

Листья нам под ноги тихо ложатся        

И под ногами шуршат, шелестят,            

Будто опять закружиться хотят.  

«Снежинка».

Цель: развитие внимания, координации слова и движения. Тренировка плавного длительного выдоха.

Кружатся снежинки Кружение на носочках

 В воздухе морозном.

Падают на землю Медленно присесть, показать плавное падение снежинок

Кружевные звёзды.

Вот одна упала Встать, поймать воображаемую снежинку на ладошку

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко! Бережно прикрыть рукой снежинку другой ладошкой

«Воронята»

Воронята крепко спят Дети сидят на стульчиках,  лоложив ладошки под щечку и закрыв глаза («спят»).

Все по гнездышкам сидят,

  А проснутся на заре,        

Будут каркать во дворе. «Каркают» на проигрыш.

Полетели, полетели, Бегают по залу, делая легкие взмахи руками.

Воронята полетели.        

Полетели, полетели

И на веточки присели. Присаживаются на одно колено.

Вышла Маша на дорожку, Педагог «крошит крошки»,

Воронятам сыплет крошки. дети-«воронята» смотрят.

Крошки вкусные, ребята.

Прилетайте, воронята!

Воронята прилетали дети-«воронята» смотрят.

И все крошки поклевали. Сели на корточки и стучат

Тук-тук-тук, тук-тук-тук — пальчиками по полу («клюют»).        

Клювами стучали.

Воронята полетели, Убегают на места.

На заборе дружно сели,

На солнце поглядели,

Песенку запели. «Каркают», взмахивая руками.

Кар! Кар!..        

«Такой разный дождь»

Рассердилась туча злая,        Дети стучат кулачком о кулачок.

И закапал мелкий дождь.

Быстро ритмично постукивают указательным пальцем правой руки о ладонь левой.

Капля падает за каплей.

Ритмично щелкают пальцами рук.

Сколько набежало слез!

Собирают «слезы» в ладонь.

Дождь сильнее стал, и ветер

Сделал вдруг его косым.

Делают движения ребром ладони сверху вниз по диагонали.

Вправо капли, влево капли, Диагональные движения ребром ладони в разные стороны.

Словно всех косой косил. Имитируют движения косаря.

Ливень туча посылает, Делают резкое движение рукой вперед.

И стеной вода течет. Вытягивают руки вперед ладонями к себе и опускают их так, словно опускают занавес.

Где бы спрятаться от ливня? Пожимают плечами, смотрят по сторонам.

Зонтик нас раскрытый ждет.  Поднимают руки вверх, изображают купол зонтика

«Сенокос».

Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Старый заяц сено косит,    - «косит»

 А лиса сгребает.               -  «сгребает»

Муха сено к возу носит,   -  «носит»

А комар кидает.     -            «кидает»

Довезли до сеновала.  -  вращение колёс

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,  -  движение головы вправо-влево

Я оттуда упаду,  -           притопы

Ноженьку сломаю,   -   4 прыжка на одной ноге

Буду я хромая.          -          «хромает»

«Дождик»

Дождик, дождик, что ты льешь?  -  4 хлопка,

Погулять нам не даешь.  -     притопы.

Дождик, дождик, полно лить,  -  4 хлопка

Деток, землю, лес мочить.  -  Прыжки на месте.

После дождика на даче  -  Ходьба.

Мы по лужицам поскачем.  - Прыжки "через лужицы"

 

«Помидоры».

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Методика проведения: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

«Яблонька».

Задача: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности  движений.

Веточки на яблоньке  - Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

Висли от печали.  -        Качание опущенных рук вправо-влево.

Яблочки на веточках

Висели и скучали.

Девочки и мальчики

Ветки раскачали,  -         Качание рук вперёд-назад

Яблоки о землю

Громко застучали.          Хлопки по коленкам

«Ай, дуду».

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду,  -   Пружинка с разворотом

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,  -     Имитация игры на трубе

Во трубу серебряну.

Через мышкин, мышкин дом

Идёт дым столбом, столбом.  -  Изображают дым

Кошка с мышкой подрались,  -  Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

В одной ямке собрались.   -           Сужение круга в центре, присесть

«Волк».

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Через речку, через мост            приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.      

Страшный волк-волчи-ще,        выбрасывание пальцев рук вперёд, 

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.             4 хлопка

Острые зубищи,                          выбрасывание пальцев рук вперёд, 

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.              4 хлопка

«Как на горке снег».

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег,  -  4 хлопка

И под горкой снег, снег.  - 4 шлепка по коленкам

 А под снегом спит медведь,   -7 притопов

Тише, тише, не шуметь.  -   «тс» - показать 4 раза

«Ты, мороз!»

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Ты, мороз, мороз, мороз,  -  Сужение круга

Не показывай свой нос!  -    Расширение круга

Уходи скорей домой,  -        Сужение круга

Стужу уноси с собой.  -        Расширение круга

А мы саночки возьмём - Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

И на улицу пойдём.

Сядем в саночки-самокаточки,  -   Присели

 С горки –Ух!        

«Тили-бом!»

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом!  -   Прист. шаг, пружинка (2 раза)

Сбил сосну зайчишка лбом!  -  3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

Жалко мне зайчишку –        наклоны головы вправо-влево

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,  -      лёгкий бег по кругу

Сделай заиньке компресс!        -  на последнее слово - присесть

 

«Тук-тук».

Задача: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

 Тук-тук-тук-тук-      Кулачок о кулачок

Это что за стук?   -  Хлопки

Деревянный это звук:  - Шлепки

 Тук-тук-тук-тук.   - Кулачок о кулачок

 Тук-тук-тук-тук-  -  Кулачок о кулачок

Это что за стук?  -  Хлопки

Дятел жил в дупле пустом,  - Шлепки

 Дуб долбил, как долотом.  -  Кулачок о кулачок

«Едет мышка на ежах».

Задача: развивать внимание, координацию, чувство ритма.

Трах-трах-тарарах!  -  Хлопки

Едет мышка на ежах.  -  Шлепки по коленкам

 - Подожди, колючий ёж!    Щелчки-клювики

 Больше ехать невтерпёж!    Притопы

Больше ехать невтерпёж!  - Хлопки – «тарелочки»

 Очень колешься ты, ёж!  -    Хлопки

«Маляр».

Задача: развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

Есть у мастера сноровка:  -  Плавные движения рук, будто красим кистью

Водит кистью очень ловко,

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой.

Удивлялась птичья стая,  -  «Незнайка»

Мимо дома пролетая:

«Вот так крыша! Чудеса!  -  Хлопки

Голубей, чем небеса».        

«Котенька-коток».

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток,  -  Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,  -  «Зовут» ручками 

Нашу деточку качать.  -  плавные движения качания

Я тебе коту, коту  -  Шаги по кругу в другую сторону

 За работу заплачу.

Дам кусочек пирога,

Полну миску молока.        - Будто держат пирог и миску на ладошках, делают пружинки в это время

 «Утята».

Задача: освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.

Методика проведения:

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.

  Вышли с мамой налегке                          шаг ( q q q q ) + игра на барабане

  Малые ребята.        

  И поплыли по реке                               «плывут» + глиссандо на металлофоне

  Жёлтые утята.

«Стужа»

Наконец настали стужи.             4 хлопка

 Во дворе замёрзли лужи.              (будто шлёпают ладошками по льду)

 И, чирикая, детей                        («клювики»)

 Поджидает воробей.                (повороты головы вправо-влево  с кивком на 4 счёта)

 «Еж»

Что ты, ёж, такой колючий?       (2 приставных шага с «незнайкой»)

   Это я на всякий случай.                  (4 раза грозят пальчиком)

   Ведь в лесу мои соседи                    (сужение круга, 4 шага)

  Лисы, волки да медведи.                (расширение круга, 4 шага)

«Капли».

Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.

Методика проведения:

Капли раз, капли два,

Капли медленно сперва –

Кап-кап, кап-кап,                              (ладошки-капельки q q q q )

Кап-кап, кап-кап.

Стали капли поспевать,          

Капля каплю догонять –

Кап-кап, кап-кап,                                 (ладошки-капельки  eeee )

Кап-кап, кап-кап.

  Зонтик поскорей раскроем,        

От дождя себя укроем.                        (имитируют крышу)

 

«Ёж».

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

По дорожке ёж, ёж               шаги ( q q q q )

Собирает, фош-фош,

Яркие листочки  пружинка с разворотом

Вкусные грибочки.  ( 4 раза)

 

«Волк».

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

Через речку, через мост          eeeeee q  приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.      eeeeee q

Страшный волк-волчи-ще,      eeee q q  выбрасывание пальцев рук вперёд,

 раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            q q q q      4 хлопка

Острые зуби-щи,                    eeee q q  выбрасывание пальцев рук вперёд,

  раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            q q q q       4 хлопка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений...

Картотека музыкальных игр. Игры с музыкальными инструментами

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкальных игр. Музыкально-дидактические игры.

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....


 

Комментарии