Развитие мелкой моторики с помощью игр с использованием нестандартного оборудования.Картотека игр.
картотека (средняя группа) по теме

Холодкова Наталья Юрьевна

"Представление, что при любом двигательном тренинге... упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов" Н.А Берштейн

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.odt32.68 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТЕНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

"Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"                                                          В. А. Сухомлинский

«Представление, что при любом двигательном тренинге...                                                 упражняется не рука, а мозг, вначале казалось                                                          парадоксальным и лишь с трудом проникло                                                                              в сознание педагогов.»

Н.А. Бернштейн

Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Совершенствование мелкой моторики-это совершенствование речи.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться этими движениями. Головной мозг ( его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

О влиянии мануальных воздействий на развитие человеческого мозга известно давно, начиная со II века до н.э. Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в нармонию тело и разум, развивают психику и речь.

Так, для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае с давних пор применяются специальные упражнения с камнями и металическими шариками. В Японии широко распространнены упражнения с грецкими орехами.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики    рук , среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с  использованием  нестандартного оборудования:

  1. массажных мячиков;
  2. платочков;
  3. ковриков;
  4. крупных бигуди;
  5. прищепок;
  6. счётных палочек;
  7. зубных щёток;
  8. бус;
  9. резинок для волос;
  10. шестигранных карандашей.                                                                                           

Все игры сопровождаютс стихотворениями- это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заменителями, придумывать для них новое применение.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержащие стихотворения изображаются с помошью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова,руки, ноги, туловище).

Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоционнальное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Основной целью таких игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Образовательные задачи:

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Развивающие задачи:

  1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия, творческого воображения.
  3. Развитие тактильной чувствительности рук.
  4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
  5. Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.
  6. Упражнение в умении выражать своё эмоциональное состояние ,используя мимику и выразительные движения пальцев рук.
  7. Совершенствование двигательной деятельности.
  8. Развитие речемыслительной деятельности.
  9. Развитие мимической мускулатуры.
  10. Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи

Воспитательные задачи:

  1. Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
  2. Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
  3. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  4. Формирование дружеских взаимоотношений.
  5. Воспитание внимания к обращённой речи.
  6. Развитие чувства уверенности в себе.
  7. Воспитание самоконтроля за речью.
  8. Формирование умения радоваться, достигая цели.
  9. Формирование коммуникативных навыков.

Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнения вместе с ребёнком важно демонстрировать ему собственную увлечённость игрой.

Работу проводить нужно регулярно ,систематически. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом , но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять –в течение дня к ним можно обращаться несколько раз,но играть понемногу.

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТЕНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

  1. Игра с массажными мячиками

Ёжик

Ходит ёжик без дорожек,

По лесу, по лесу.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

И иголками своими,

Колется, колется.

Кладут мячик на правую ладошку.

Каждым пальчиком левой руки, поочерёдно нажимают на «бугорки» мячика. (Затем меняют руки).

А я ёжику, ежу,

Ту дорожку покажу.

Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плечика в ладошку правой руки. (Затем меняют руки).

Где катают мышки,

Маленькие шишки.

Катают мячик в руках,

делая движения «вперёд – назад» «вправо – влево» между ладоней.

О.И. Крупенчук

  1. Игра с платочками

Червячок

Когда дождик поливает:

Кап, кап, кап, кап…

Кладут платочек на коленки, или на любую ровную поверхность.

Показывают ладошку правой руки.

Указательным пальчиком левой руки «собирают на неё капельки дождя».

Дождевой червяк гуляет.

Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – в разные стороны!

Когда сухо вниз ползёт.

Указательным пальчиком правой или левой руки (все остальные пальчики сжаты в кулачок) «передвигаются» по поверхности платочка – вниз!

Землю в темноте жуёт!

Пальчики обеих рук собирают платочек в обе ладошки.

Е.А. Янушко

  1. Игра с ковриками

Тропинка

Шёл мишутка –

Топ, да, топ!

Кладут коврик на коленки, или на любую ровную поверхность.

Указательные и средние пальчики обеих рук «ноги», «идут» по неровной поверхности коврика в любом направлении.

Вдоль звериных тайных троп

Подушечками пальцев водят по неровной поверхности коврика «чертят тропинки или линии» в любом направлении.

Но устал и сел на пень

Ставят кулачок на кулачок,

«медведь на пеньке»

И ему подняться лень!

Кладут ладошки на неровную поверхность коврика,

«медведь спит»

О.И. Крупенчук

  1. Игра с крупными бигуди

Машина

В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина,
Идёт, гудит.
Би – би - би!

Би – би - би!

Катают бигуди между ладошек

Вперёд – назад.

Руки держат перед собой.

Н. Найдёнова

  1. Игра с прищепками

Гусь

Гусь стоит,

И всё гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет.

Га – га – га!

Берут в руки бельевую прищепку.

Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).

На каждый ударный слог.

От большого пальца к мизинцу.

В.В. Цвынтарный

  1. Игра со счётными палочками

Цапля

На одной ноге стоит,

Берут в руки счётную палочку.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат указательным пальчиком правой руки.

В воду пристально глядит.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат средним пальчиком правой руки.

Тычет клювом наугад,

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат безымянным пальчиком правой руки.

Ищет в речке лягушат.

Ставят счётную палочку на большой пальчик правой руки и держат мизинцем правой руки.

На носу сверкает капля -

Касаются счётной палочкой кончика носа.

Узнаёте? Это

Цапля!

Показывают счётную палочку.

Затем проделывают те же действия, но с левой рукой.

Н.В. Нищева

  1. Игра с эспандерами

Зарядка

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда,

Не боялись бы труда!

Берут эспандер в руки.

Сжимают и разжимают в руках эспандер на каждый ударный слог.

Сначала в правой, а затем в левой руке.

О.И. Крупенчук

  1. Игра с длинными бигуди

Гном Скрут

Кто живёт под потолком? –

Гном!

Берут в руки длинную бигуди и замыкают её в «кольцо».

Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Надевают только после вопросительного предложения, то есть во время ответа по ходу текста.

Затем меняют руки.

Надевают кольцо на большой палец.

У него есть борода? –

Да!

На указательный.

И манишка и жилет? –

Нет!

На средний.

Как встаёт он по утрам? –

Сам!

На безымянный.

Кто с ним утром кофе пьёт? –

Кот!

На мизинец.

И давно он там живёт? –

Год!

На большой.

Кто с ним бегает вдоль крыш? –

Мышь!

На указательный.

Он капризничает, да? –

Ни –

ког –

да!

Надевают кольцо поочерёдно на три пальца руки, на каждый слог.

На средний,

на безымянный,

на мизинец.

С. Чёрный

  1. Игра с решётками

Считалка для мышки

1, 2, 3, 4 –

Сосчитаем дыры в сыре!

Если в сыре много дыр,

Значит, вкусным будет сыр!

Если в нём одна дыра!

Значит, вкусным был вчера!

Кладут решёточку на коленки, или на любую ровную поверхность или держат одной рукой перед собой.

«Ходят» указательным и средним пальцами, как «ножками», по клеткам решётки, делают шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя руками одновременно.

В. Левин

  1. Игра с зубными щётками

Подарки Деда Мороза

Дед Мороз принёс подарки!

Берут в руки зубную щётку.

Растирают зубной щёткой подушечки пальцев либо правой руки, либо левой руки. Начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Буквари,

Растирают зубной щёткой большой палец.

Альбомы,

Указательный.

Марки.

Средний.

Кукол,

Безымянный.

Мишек,

Мизинец.

И машины,

Перекладывают зубную щётку в другую руку.

Растирают зубной щёткой большой палец.

Попугая,

Указательный.

И пингвина,

Средний.

Шоколадок пол мешка,

Безымянный.

И пушистого щенка!

Мизинец.

Н.В. Нищева

  1. Игра с бусами

Бусы

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.

Перебирают бусы в руках.

Счёт бус в прямом и в обратном порядке.

О.И. Крупенчук

  1. Игра с резиночками для волос

5 телят

Этот телёнок – пьёт молоко!

Берут в руки резиночку для волос.

Надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Затем меняют руки.

Надевают резиночку на большой палец.

Этот телёнок – ушёл далеко!

На указательный.

Этот телёнок – травку жуёт!

На средний.

Этот телёнок – копытцами бьёт!

На безымянный.

А этот телёнок –

Мычит: - Почему? – у – у ?

Все разошлись?

Скучно мне одному – у – у!

На мизинец.

И.С. Лопухина

  1. Игра со щётками

Снежок

Топ, топ сапожок,

Берут в руки щёточку.

Проводят круговыми движениями щёткой по правой коленке.

Затем по левой.

Хлоп, хлоп вот снежок.

Проводят круговыми движениями щёткой по правой ладошке.

Затем по левой.

Заберусь на горку,

Ух!

Щётку держат в левой руке и проводят её от ладошки до плечика по правой руке.

«Забрались на горку».

(Затем меняют руки).

Съеду с горки,

Бух! И в снежок!

Щётку держат в левой руке и проводят её от плечика до ладошки по правой руке.

«Съехали с горки».

(Затем меняют руки).

Г. Гриц

  1. Игра с шестигранными карандашами

Карусели

Карусели, карусели,
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!

Берут в руки шестигранный карандаш.

Вращают карандаш пальчиками обеих рук, вверх – вниз, вправо – влево.

Затем вращают карандаш пальчиками одной руки.

Правой и затем левой.

А. Кулешова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики с помощью "Су-Джок"-терапии

"Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев" - В.А.Сухомлинский...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов лепки и аппликаций с использованием природного материала»

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и разв...

Презентация на тему: "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"

quot;Развитие мелкой моторики детей  младшего дошкольного возраста посредством нестандартного оборудования"...

Развитие мелкой моторики с помощью использования нетрадиционных техник у детей с ОВЗ

В данной статье представлена работа ребенка с использованием разных техник, соданная под руководством педагога-психолога....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по развитию речи на развитие мелкой моторики «На помощь лесной фее»

Цель: -Закреплять умение отгадывать загадки, называть правильно детенышей животных. - Развивать связную и правильную оформленную грамматически речь. - Совершенствование координации движений, мелко...