Программа адаптационной группы кратковременного пребывания детей в возрасте от 2 до 3 лет «Бусинка»
рабочая программа (младшая группа) по теме

С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_businki.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей «Лучик»

п. Коммунистический.

Программа

адаптационной группы кратковременного пребывания

детей в возрасте от 2 до 3 лет

«Бусинка»

Педагог – психолог: Сорокопудова Л.С.

Блок «Психологическое сопровождение».

Объяснительная записка

           С поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.

           Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризам, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

     Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

          Адаптация неизбежна в тех случаях, когда возникают противоречия между возможностями ребенка и требованием среды, а усиление образовательной нагрузки и вовсе чревато болезнями и эмоциональными стрессами как у детей, так и у родителей. Особенно сложно проходит адаптация у детей с трудностями в развитии.

         Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит, в первую очередь, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла.

Цель:  Создание условий для организации психопрофилактической поддержки и раннего сопровождения детей от 2 до 3 лет, способствующих мягкой адаптации, формированию положительного отношения к дошкольному образовательному учреждению.

Задачи:  

  1. Обеспечить психологическое здоровье детей.
  2. Помочь детям преодолеть стресс при поступлении в детский сад,  и успешно адаптироваться.
  3. Формировать у детей чувство уверенности в окружающем.
  4. Развивать у детей зрительное восприятие (формы, цвета, размер предмета)
  5. Формировать навык общения со сверстниками и взрослыми.

Направление:

  • Организация игровой деятельности с детьми.
  • Взаимодействие с родителями.

№ п/п

Месяц

Содержание

Задача

Литература

1.

Сентябрь

Игра направлена на сближение детей друг к другу и взрослыми «Давайте познакомимся».

Игра «Раздувайся пузырь», «Лови – лови», «Покажи мне игрушку», «Карусели»

Обеспечение эмоционально – психологического здоровья детей в период адаптации к новым условиям.

«Я работаю психологом» под ред. И. Дубровиной, стр.198.

Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19

2.

Октябрь

Игра «Зайка», «Козлик», «Мишка», «Магазин игрушек», «Игрушки рассыпались», «Столяры»

Формировать у детей чувство уверенности в окружающем. Учить передавать в речи смысловые отношения между предметом и действием.

Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19.

3.

Ноябрь

Игра «Паровозик», «Связующая нить», «Игрушки рассыпались», «Как пройти», «Чей голосок», «Зарядка», «Найди игрушку», «Сороконожка»

Учить детей налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Севостьянова Е.О. «Дружная семейка», стр. 21.

Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр 14-19

4.

Декабрь

Игра «Что катится», «Сверни ленту», «Подарки для куклы», «Найди то, что спрятано», «Что лежит в мешочке», «Знакомство с величиной предмета», «Собери матрешку»

Развивать у детей зрительное восприятие формы и размера предмета.

Пилюгина Э.Г. «Занятие по сенсорному воспитанию» стр. 24, 40.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под ред. Венгера Л.А. стр. 61, 65.

«Чего на свете не бывает», стр. 7,9

5.

Январь

Игра «Чей голосок», «Найди игрушку», «Что лежит в мешочке», «Найди предмет такой же формы», «Расскажи стихи руками», «Носик», «Раздувайся пузырь»

Развивать у детей зрительное восприятии (форма, цвет). Формировать способность подражать и осваивать общение всеми доступными средствами: указательным жестом, словами, звукоподражанием.

Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19

Пилюгина Э.Г. «Занятие по сенсорному воспитанию» стр. 24, 40.

6.

Февраль

Игра «Чьи вещи», «Какая игрушка», «Сравни предметы»,  «Спрячь шар в ладошках», «Раздувайся пузырь», «Покажи мне игрушку», «Карусели»

Развитие внимания. Формировать представление о величине и основных цветах

Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19.

«Чего на свете не бывает», стр.127

Сенсорное воспитание в детском саду, стр141

7.

Март

Игра «Кто я?», «Соберем овощи», «Чей голосок», «Найди игрушку», «Что лежит в мешочке», «Лови – лови»,

Развивать у детей зрительное восприятии (форма, цвет). Развитие творческих способностей. Учить детей узнавать, различать и называть знакомые овощи

«Чего на свете не бывает», стр.137

Сенсорное воспитание в детском саду, стр142

Пилюгина Э.Г. «Занятие по сенсорному воспитанию» стр. 24, 40.

8.

Апрель

Игра «Шарик на горке», «Игрушки рассыпались», «Как пройти», «Зайка», «Козлик», «Что катится»

Учить детей налаживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Учить передавать в речи смысловые отношения между предметом и действием. Развиваем мышление

«Чего на свете не бывает», стр.136

Севостьянова Е.О. «Дружная семейка», стр. 21.

Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19.

9.

Май

Игра «Магазин» , «Расскажи стихи руками», «Носик», «Раздувайся пузырь», «Найди игрушку», «Сороконожка»

Формировать способность подражать и осваивать общение всеми доступными средствами: указательным жестом, словами, звукоподражанием Развитие памяти

«Чего на свете не бывает», стр.135

Калинина Р.Р. «В гостях у золушки», стр. 14-19

Пилюгина Э.Г. «Занятие по сенсорному воспитанию» стр. 24, 40.

Блок «Игровая деятельность»

Перспективный план

организации дидактических игр с детьми в возрасте 2-3 лет.

Мероприятие

Задачи

Дата

Литература

1.

Дидактическая игра с куклой «Новая кукла»

1.Вызвать у детей интерес к иге с куклой.

2.Уточнить их знание о строении тела человека: руки, ноги, голова, уши.

3.Дать элементарные представления о гостеприимстве.

4.Воспитывать у детей доброжелательность и бережное отношение к игрушкам.

Сентябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -230

2.

Дидактическая игра с куклой «Устроим кукле комнату»

1.Продолжать учить детей игре с куклой.

2.Расширять у детей представление о мебели, ее назначении.

3.Активизировать в речи слова: шкаф, диван, кровать, кресло, стол, класть, ставить.

4.Воспитывать умение играть с другими детьми.

Сентябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -230

3.

Дидактическая игра с куклой «Кукла ждет гостей к обеду»

1.Закрепить знания детей о посуде и мебели, их назначении.

2.Продолжать учить объединять в сюжет несколько игровых действий.

3.Расширять представления детй о процессе приготовления пищи.

4.Побуждать к использованию в речи развернутых предложений.

5.Воспитывать у детей заботливость.

Сентябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -231

4.

Дидактическая игра с куклой «Оденем куклу на прогулку»

1.Закрепить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания.

2.Обогащать сюжет детской игры.

3.Воспитывать у детей желание помогать другим.

Сентябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -232

5.

Дидактическая игра с куклой «Девочка чумазая»

1.Учить детей купать куклу, запомнить последовательность игровых действий.

2.Побуждать к использованию в игре предметов – заместителей.

3.Обогащать детскую игру новыми сюжетами.

4.Активизировать в речи слова: купаться, теплая, мыльная.

5.Воспитывать у детей добрые чувства, заботливое отношение к кукле.

Октябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -232

6.

Дидактическая игра с куклой «Постираем кукле платье»

1.Способствовать обогащению детских игр новыми сюжетами.

2.Закрепить у детей представление о необходимости содержать одежду в чистоте.

3.Воспитывать интерес к труду, желание принимать в нем посильное участие.

Октябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -232

7.

Дидактическая игра с куклой «Кукла заболела»

1.Расширить у детей представление о работе врача, его действиях и инструментах.

2.Дать понятие о том, что больному нужно пригласить врача, проявить сочувствие, заботиться о лечении

3.Обогатить словарь детей понятиями: компресс, лечить, пожалеть, приласкать, градусник, лекарство.

4.Симулировать у детей умение использовать в речи законченные предложения.

5.Способствовать развитию сюжетной игры.

6.Воспитывать у детей умение сочувствовать другому

Октябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -233

8.

Дидактическая игра с куклой «Едем к кукле в гости»

1.Расширить знания детей об основных цветах спектра, умение узнавать и называть их.

2.Учить детей различать и подражать домашним животным.

3.Упражнять в умении различать предметы «чайной посуды», стимулировать использование в речи слов: чашка, чайник, сахарница.

4.Воспитывать в детях доброжелательность.

Октябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -235

9.

Дидактическая игра   «Ремонтируем автобусы»

1.Расширить представление у детей о различных видах транспорта (грузовой и пассажирский), их характерных отличиях.

2.Формировать представление об основных геометрических формах: круг,  квадрат.

3.Продолжать учить детей группировать предметы по размеру, узнавать и называть цвета: красный, желтый.

4.Воспитывать в детях отзывчивость, доброту.

Ноябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -237

10.

Дидактическая игра   «Заинька, повернись»

1.Продолжать расширять знания у детей о пассажирском транспорте, его характерном отличии.

2.Формировать представление об основных геометрических формах: круг, квадрат.

3.Продолжать учить детей группировать предметы по размеру, узнавать и называть цвета: красный, желтый.

4.Воспитывать в детях отзывчивость, доброту

Ноябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -238

11.

Дидактическая игра   «В кукольном уголке»

1.Учить детей играть с игрушками – заместителями.

2.Обогащать словарный запас.

3.Воспитывать бережное отношение к игрушкам – партнерам по игре

Ноябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -291

12.

Дидактическая игра   «Дом для машин»

1.Дать детям представление о труде водителя.

2.Познакомить детей с понятием гараж.

3.Закрепить знания детей о грузовом и легковом транспорте.

4.Продолжать формировать у детей навыки правильных взаимоотношений, совместных действий, выполнения установленных правил

Ноябрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -297

13.

Дидактическая игра   «Про маленькую капельку»

1.Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.

2.Подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения.

3.Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.

Декабрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -165

14.

Дидактическая игра   «Петушок с семьей»

1.Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.

2.Расширять у детей умение ориентироваться в окружающей обстановке.

3.Обогащать у детей речь словами и строками народных поэтических творений.

Декабрь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -331

15.

Дидактическая игра   «У кого какая мама»

1.Расширить знания детей о домашних животных и их детенышей.

2.Продолжать учить детей звукоподражать домашним животным.

Декабрь

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 103.

16.

Дидактическая игра   «Игрушки»

1.Учить детей запоминать простые по смыслу стихотворения А.Барто.

2.Упражнять детей в умении общаться со взрослыми.

3.Развивать у детей умение сочувствовать животным.

Декабрь

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 151.

17.

Дидактическая игра   «На птичьем дворе»

1.Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы.

2.Закрепить у детей правильное звукопроизношение.

Январь

К.Белая. Первые шаги.:М.,ЛИНКА –ПРЕСС,2002 -185

18.

Дидактическая игра «Кто что ест»

1.Уточнить представление детей о пище;

2.Активизировать в их речи употребление  глаголов лакать, есть, грызть.

Январь

К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 -186

19.

Дидактическая игра «Кто что делает»

1.Учить детей внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы и их качества, выполнять действия, которые они видят на картинке;

2.Разывивать игровые навыки.

Январь

К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 -186

20.

Дидактическая игра «Игра с пальчиками»

1.Приучать детей слушать речь, вникать в смысл потешки;

2.Соотносить слово с действиями пальцев.

Январь

К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 -187

21.

Дидактическая игра «Кто живет в лесу»

1.Формировать у детей представление о диких животных, их внешнем виде, образе жизни.

2.Развивать умение ориентироваться в пространстве,

3.Активизировать словарь: медведя, заяц, лапки, скачет, прыгает.

4.Побуждать к использованию в речи предлогов: под, над, за.

5.Воспитывать доброжелательное  и бережное отношение ко всему живому.

Февраль

К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 - 239

22.

Дидактическая игра « Карлсон в гостях у детей»

1.Учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, а также здороваться и прощаться.

2.Активизировать воображение малышей,

3.Обогащать их словарный запас.

Февраль

К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 - 322

23.

Дидактическая игра «Водичка, водичка…»

1.Прививать детям культурно – гигиенические навыки,

2.Учить правильно называть предметы туалета,

3.Обогащать словарный запас,

4. Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.

Февраль

К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 - 324

24.

Дидактическая игра «Мы едем, едем, едем…»

1.Учить различать по цвету одинаковые предметы,

2.Закрепить знания детей о транспорте.

3.Расширить словарный запас.

4.Развивать координацию движений,

5.Обучать ориентировке в пространстве,

6.Активизировать  речевое дыхание.

Февраль

К.Белая, «Первые шаги» -М.; ЛИНКА –ПРЕСС, 2002 - 329

25.

Дидактическая игра «Кто с нами рядом живет»

1.Учить различать на картинках животных и птиц, живущих рядом с человеком («Кошка», «Собака»,  «Петушок»)

2.Запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных и птиц.

3.Учить умению подражать голосам животных.

4.Постепенно вытеснять из активной речи облегченные (лепетные) слова, заменяя их общеупотребительными.

5.Использовать фольклорные сюжеты, отражающие отношение человека к братьям нашим меньшим.

Март

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 82.

26.

Дидактическая игра «Кто как кричит»

1.Закрепить знания детей о знакомых животных и птицах.

2.Учить находить их на картинках, называть, подражать их голосам.

3.Продолжать развивать операции сравнения и обобщения при рассматривании и выборе картинок.

Март

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 83.

27.

Дидактическая игра «Кого мы встретили в лесу»

1.Учить узнавать животных на картинках и называть их

2.Продолжать учить рассматривать изображения, замечать отличительные признаки.

Март

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 84.

28.

Дидактическая игра «Покупка овощей»

1.Закреплять знания об огородных культурах,

2.Учить узнавать их на картинках, выбирать из большего числа (20-30 шт.) картинок, относящихся к игрушкам, посуде и пр.

3.Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинки.

4.Развивать речевые навыки, активную речь.

5.Учить называть изображенные на картинках предметы.

6.Формировать понятие «Овощи»

Март

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 86.

29.

Дидактическая игра «Наш огород»

1.Закрепить знания об отдельных огородных культурах (капуста, морковь, картошка, огурец, помидор, редис, репа, горох)

2.Показать натуральные овощи и картинки соответствующего содержания.

Апрель

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 91.

30.

Дидактическая игра «Овощи»

1.Закрепить знания детей об овощах.

2.Ввести в активную речь детей существительные «овощи»

3.Развивать мыслительные операции анализа, синтеза и сравнения,

4.Учить рассматривать картинки и называть, что на них нарисовано.

5.Использовать картинки в качестве наглядного, иллюстрированного материала в процессе прослушивания художественного произведения.

Апрель

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 94.

31.

Дидактическая игра «Курочка – пеструшечка»

1.Расширять представления детей о домашних животных и птицах.

2.Развивать умение узнавать, а затем сравнивать животных и птиц на картинках, вначале по различным признакам. Используя произведения фольклора, активизировать речь, побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, к звукоподрожанию голосам животных.

3.Формировать реалистические представление о домашних животных .

Апрель

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 96.

32.

Дидактическая игра «Животные и их детеныши»

1.Познакомить детей с животными и их детенышами.

2.Расширить представления о них.

3.Закрепить знания о домашних животных.

4.Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи.

5.Ввести в понимаемую, а затем и активную речь существительное с обобщающим значением: «детеныш», и «детеныши».

6.Учить строить простые предложения из 3-4 слов.

7.Побуждать к диалогу по поводу изображенного на картинке.

8.Использовать художественную литературу для ознакомления и запоминания слов: «щенок», «котенок», «жеребенок» и т.д.

Апрель

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 99.

33.

Дидактическая игра «На экскурсию в зоосад»

1.Учить узнавать знакомых животных на картинке, называть их.

2.Учить правильно строить предложение из 3-4 слов, употреблять сложноподчиненные предложения («потому что», «когда» и т.д.

Май

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 108.

34.

Дидактическая игра «Что для чего нужно»

1.Формировать обобщенное представление о функциональном назначении предметов.

2.Побуждать детей строить предложения из 3-4 слов.

3.Грамматически правильно употреблять существительные.

Май

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 109.

35.

Дидактическая игра «На чем люди ездят»

1.Закрепить и расширить знания детей о транспорте.

2.Учить понимать обобщенное значение слова «транспорт».

2.Пользоваться им в активной речи.

3.Понимать, что относится к транспортным средствам (самолет, поезд, автобус, автомобиль, троллейбус)

Май

Л.Н.Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления», Москва, Мозаика – Синтез, 2000 – 112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...

Авторская программа для оказания дополнительных образовательных услуг для группы детей кратковременного пребывания разного возраста.

В жизни любой семьи рано или поздно возникает проблема : нужен ли ребенку Д\С? И как трудно устроить ребенка. Но сейчас и есть выбор частных Д/С и групп кратковременного пребывания. А как начать работ...

Новогоднее представление " Заячья избушка" для групп кратковременного пребывания младшего возраста 1,5 - 3 лет.

Театрализованное представление для детей младшего возраста. Дети вместе со Снегурочкой помогают Зайчику выгнать из домиа Лису....

План недели «Неделя детской книги» Группа кратковременного пребывания .Конспект открытого занятия в группе кратковременного пребывания «Путешествуем вместе с солнышком» по стихотворениям А.Барто из цикла «Игрушки»

открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любви к книге; становление детей как будущих читателей. Воспитание у детей способностей и умение эстетически воспринимать произведения л...

Перспективное планирование адаптационного периода в группе кратковременного пребывания ранний возраст

Перспективное планирование адаптационного периода в группе кратковременного пребывания ранний возраст (2-3 лет), сентябрь 2021...

Сценарий группового игрового занятия педагога-психолога в 1 младшей группе и группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста Тема «Кукла»

Основная форма группового сопровождения детей раннего возраста – игровые занятия. Тема и содержание занятия определяется тематикой стихотворения Агнии Барто из цикла «Игрушки», ...