Конспект занятия по инновационной программе "Синтез искусств"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Акчурина Зульфия Алиевна
Конспект занятия по инновационной программе «Синтез искусств» Тема: «Главное и второстепенное» Цель: Учить детей выделять в произведениях искусства главное и второстепенное. Задачи: • Дать представление о главном и второстепенном в жизни и в искусстве. • Дать представление об основных и фоновых деталях в произведениях живописи. • Учить детей составлять небольшие рассказы по заданным сюжетам. • Рассказать об элементах сценической композиции. Учить детей выстраивать мизансцены и участвовать в них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sintez_iskusstv.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по инновационной программе
  «Синтез искусств»


Тема: «Главное и второстепенное»

Цель: Учить детей выделять в произведениях искусства главное и второстепенное.

Задачи:

  • Дать представление о главном и второстепенном в жизни и в искусстве.
  • Дать представление об основных и фоновых деталях в произведениях живописи.
  • Учить детей составлять небольшие рассказы по заданным сюжетам.
  • Рассказать об элементах сценической композиции. Учить детей выстраивать мизансцены и участвовать в них.

Материалы: Кукла Карандашкин, рабочая тетрадь, цветные карандаши, цветные флажки, музыкальный материал: К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Ход занятия:

Карандашкин: Здравствуйте, ребята!
Как я рад вас видеть! Вот как вежливо я поздоровался с вами. Главное в жизни- уважительное, доброе отношение друг к другу и на занятиях в саду, и дома в семье. Ребята, а кто главный в семье? (ответы)
Но можно считать, что в семье все главные? Можно. И папа, и мама, и дедушка, и бабушка, и дети – все живут одной семьей, имеют свои обязанности по отношению друг к другу.


Педагог: Ребята, а можно ли выделить главное в природе? Что важнее: деревья или вода, земля или солнце? В природе все главное! Ведь без воды не растут деревья, без солнца на земле ничего не вырастет.

Карандашкин: Но кроме главного существует еще и второстепенное, не очень важное, не главное. Весной, когда все деревья распустились и на земле лежит зеленая трава- это главное! И вдруг из-за тучи посыпал настоящий снег, это главное для весны? Нет- это второстепенное, этого весной может и не быть. Для цветущей весны снег- это редкое явление.
В произведениях искусства тоже встречается главное и второстепенное. Главные и важные детали произведения определяют его смысл.


Педагог:
- Если на картине изображена девушка в лесу, что главное: лес или девушка?
- Если лес главное, то как будет называться жанр картины?
- Если главное – девушка, то как будет называться картина?

Карандашкин: Иногда главное бывает трудно заметить среди второстепенных деталей, но в то же время не заметить главное- нельзя, потому что главное является центром композиции, смыслом произведения.

Работа по тетради (стр.40, задание 1)

Вопросы для общения:

- Какие детали повторяются в панно? (Цветы)
- Какого они цвета?

- что кроме цветов изображено в произведении? (Маска)
- Как можно назвать эту картину «Цветы с портретом» или «Портрет с цветами»? Почему?
- какая маска по настроению трагическая или комическая, мажорная или минорная? (Мажорная)
- что является главным в картине: цветы или маска? (маска)

Педагог: По этому примеру можно сказать, что главное в произведении искусства не то, чего много, а то, что существенно, важно, без чего это произведение существовать не может.

Если в живописи- изображение, то в музыке- звучание мелодии. Мелодия музыки передает различные интонации, настроение музыки.
Сейчас я вам предлагаю послушать фрагмент пьесы К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Вопросы для общения:

- Сколько инструментов исполняет эту музыку? Один или несколько?
Какой инструмент?

- Как звучит мелодия? Резко, скачками или плавными переходами? (Плавно вверх и вниз)
- Какой лад у этого музыкального произведения? Мажорный или минорный?
- Композитор назвал это произведение «Девушка с волосами цвета льна». Как вы думаете, какого цвета волосы у девушки: темные, черные,, рыжие или светлые? ( цвет льна- это светлый цвет)

- Мелодия передает движение развивающихся на ветру волос (покажите рукой, как колышутся волосы)

- Ребята, как вы думаете, что главное в этой музыке, портрет самой девушки или впечатление от красивых волос?
Композитор подсказывает в названии, что является главным- волосы девушки.

Карандашкин: Хотя в природе все для человека является главным, но что- то человек видит более подробно, более четко. Когда вы идете по городу, какие дома лучше видны, те, что ближе или те, что дальше?


Этюд «Встань по планам»

Девочки встают в первый ряд, мальчики - во второй.

Педагог: Кто лучше виден в нашей композиции? Девочки, т.к. они ближе, хорошо просматриваются, не загораживают друг друга. Сейчас девочки- главные, они хорошо видны на переднем, ближнем плане. Мальчики дальше, они дополняют – это дальний план.

Теперь я предлагаю вам перестроиться: мальчики в первом ряду, девочки- во втором.

-Что изменилось в композиции?
В театре, когда режиссер ставит спектакль, он репетирует с актерами их расположение во время спектакля. Это расположение называется
мизансцена.
На сцене, на переднем плане сидит девочка на стульчике, а вдали мальчики играют в кубики.
- Отгадайте, кто в этой мизансцене главный, а кто - второстепенный герой? (Ответы детей.)

- Где режиссер располагает главное: на переднем плане или в глубине сцены?

Девочка  ушла в глубину сцены, а мальчики погрузили кубики на машину, перевезли их к скамейке и стали строить дом.
- Что изменилось на сцене? Кто стал главным героем? Кто второстепенным? Почему?

Карандашкин: Главные детали в произведении искусства подсказывают нам  самое важное.
Для каждого времени года важным является какой-то один цвет.
Сейчас я вам предлагаю  поиграть в игру и определить время года по цвету флажка.

Работа по тетради:  (зад.2) Завершите рисунок так, чтобы можно было определить время года.

Итог занятия.
Карандашкин: В жизни, в искусстве есть главное и второстепенное.
В искусстве главное является центром композиции. Оно хорошо просматривается, прослушивается, узнается.

Я хочу поблагодарить вас всех за занятие, наше «Путешествие в прекрасное» продолжается, а на сегодня я с вами прощаюсь.