Доклад для педагогов
консультация по теме

Анисимова Ирина Владимировна

Доклад для педагогов по проблеме использования в фольклоре для развития речи у детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Влияние фольклора на развитие связной речи детей

младшего дошкольного возраста

Подготовила:

Анисимова И.В.

воспитатель гр. «Ягодка»

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания. Самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Слайд 2.

 Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Многое в нем создавалось, специально для детей. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, загадки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Слайд 3.

 Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор. Слайд 4.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил  русский педагог К. Д. Ушинский. А.П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Слайд 5.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается  внимание малышей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, пословиц, песенок  вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию связной диалогической (разговорной) речи. Слайд 6.

Народные песенки, потешки, пестушки  представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать:

фонематический слух

грамматический строй речи

звуковую культуру речи.

обогащать словарь Слайд 7.

Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.

Второй и третий год жизни является самым благоприятным для развития связной речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка  - овладение нормами и правилами родного  языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому мы решили использовать фольклор в воспитании, обучении детей раннего возраста. Слайд 8

В своей работе мы выделили два направления:

1) Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникации и чтении художественной литературы.

  1. Использование фольклорных произведений в совместной партнерской деятельности. Слайд 9.

Чтение х/л проводим с включением методик Борисенко, Лукиной. Авторы широко используют фольклорный материал, подобранный по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок 2-го и 3-го года жизни. Слайд 10.

Организованную образовательную деятельность  мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на их глазах  разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья - вот в чём приоритет фольклорных игр. Слайд 11.

Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений художественной литературы используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр,  ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Слайд 12.

Используем наглядные средства (игрушки, картинки, игровые пособия, маски для игр) с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые и подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Слайд 13.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, мы решили прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания приговариваем «Водичка-водичка умой мое личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.  Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Щи, да каша — пища наша».Слайд 14.

Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю». Слайд 15.

Используем  прибаутки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.

Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время физкультурной деятельности показывая движения, проговариваем «Большие ноги шагают по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке». Слайд 16.

Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Слайд 17.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие связной речи детей раннего возраста - неоспоримо. Слайд 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Требования к организации исследовательской деятельности"

В докладе для педагогов дошкольных образовательных учреждений освещены общие требования к организации исследовательской деятельности дошкольников, требования к процессу исследования и к педагогу....

Доклад для педагогов "Проявление у детей творческих способностей в изображении природы "

Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строиться в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формиро...

презентация к докладу "Имидж педагога"

презентация к докладу "Имидж педагога"...

Приобщаем детей к русской народной культуре. Доклад для педагогов ДОУ.

Приобщаем детей к русской народной культуре. Доклад для педагогов ДОУ.«Народ, который не знает своей культуры и истории-презренен!» (Н.М.Карамзин)    Участие в народных праздниках, сопр...

Доклад для педагогов «Работа с родителями педагога-психолога ДОУ в рамках дополнительных образовательных услуг»

Муниципальный уровень, городская дистанционная педагогическая конференция «Педагоги и родители – два берега одной реки», Онлайн zoom конференция, 15.12.2020г....