Игры с водой
картотека (старшая группа) по теме

Вершинина Кристина Робертовна

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию картотеку игр с водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_vodoy.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с водой

Водяная мельница

Педагогический замысел: учить детей координировать движения обеих рук; развивать зрительно-двигательную реакцию детей; формировать у детей навык скоростного режима при выполнении игрового задания; учить детей экспериментировать с не прерывным и дискретным множеством; уточнить свойства и качества воды.

Оборудование и материалы: стол-ванна без воды (используется одна емкость), пластмассовая игрушка-мельница, кувшин объемом 0,5 л, ведро с водой, пластмассовые палочки, цифры из мягкого полимера, полотенце.

Сколько ведерок с водой?

Педагогический замысел: учить ребенка координировать свои движения на основе барического чувства; формировать навыки счета с использованием символов для запоминания количества.

Оборудование и материалы: стол-ванна (без воды), большое ведро с водой, пустое маленькое ведро, камешки, полотенце.

Содержание игры. Сначала педагог оговаривает с ребенком размеры двух ведер (большое и маленькое), обращает его внимание на отсутствие воды в емкости стола-ванны. Затем он предлагает ребенку посчитать, сколько маленьких ведерок воды он нальет в емкость стола-ванны. Чтобы не сбиться со счета, ребенок должен опускать в емкость камешки: вылил ведерко воды — бросил в воду камешек. Количество игровых заданий соотносится с пределами обучения счету. Педагог просит ребенка сказать, сколько маленьких ведерок воды он вылил в ванну. Если ребенок затрудняется с ответом, то взрослый обращает его внимание на брошенные в воду камешки. Ребенок считает камешки в воде и соотносит их количество с количеством ведерок вылитой в емкость воды.

Педагог предлагает ребенку перелить воду обратно в большое ведро, но не всю, а только два или три (четыре) ведерка. Для этого он советует ребенку снова воспользоваться камешками, по одному доставая их из воды: зачерпнул одно ведро воды, вылил воду в большое ведро, достал один камешек и т. д. Затем ребенок должен сказать, сколько маленьких ведер воды осталось в емкости стола-ванны. Ответить на этот вопрос можно тоже с помощью камешков.

Такие игры могут проводиться с использованием различных предметов, например, намоченных в воде пластиковых геометрических фигурок или цифр, которые приклеиваются на кафельную стенку или зеркало в соответствии с количеством вылитых ведерок воды.

Уточки в озере

Педагогический замысел: учить детей понимать ситуацию, представленную в задаче; развивать речь детей, используя глаголы с противоположным значением; учить детей обыгрывать ситуации, отражающие действия с противоположным значением; учить детей решать задачи-иллюстрации на сложение и вычитание; формировать у детей умение повторять условие задачи, вопрос, называть ответ; развивать тонкую моторику рук; развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Оборудование и материалы: стол-ванна с водой, пластмассовые игрушки (уточки), полотенце.

Содержание игры. В емкости стола-ванны с водой плавают пластмассовые уточки. Взрослый рассказывает ребенку содержание задачи и просит повторить в действии все то, о чем в ней говорится, а потом решить ее: «В озере плавали три уточки. Потом в озеро пришла плавать еще одна уточка. Сколько уточек стало плавать в озере?» Ребенок выполняет игровое задание в соответствии с содержанием задачи и решает ее на наглядном материале.

Затем педагог предлагает другую задачу: «В озере плавали четыре уточки. Одна уточка устала плавать и вышла на берег. Сколько уточек осталось плавать в озере?» Ребенок выполняет игровое действие и решает задачу.

В игре можно использовать и другие плавающие игрушки (рыбки, лодочки).

Игра-экспериментирование «Ветер и лодочки».

Взрослый дает каждому ребенку лодочку, предлагает пустить их в озеро. Дети изображают ветер, дуют каждый на свою лодочку. Таким образом создается ситуация для экспериментирования: можно ли дуть на свою лодочку, не определив всем вместе направление ветра? Сначала дети выполняют это действие без договоренности о том, в какую сторону они будут дуть. Ситуация анализируется. Дети определяют направление ветра, то есть начинают дуть синхронно в одну сторону. Затем взрослый предлагает детям поменять направление ветра. Если дети не могут самостоятельно до говориться о направлении ветра, то взрослый помогает им.

В ходе этой игры взрослый обращает внимание на формирование правильного (диафрагмального) дыхания.

По окончании игры дети вытирают руки и ложатся на коврики-полотенца, звучит спокойная мелодия, дети закрывают глаза о направлении ветра, то взрослый помогает им.

Собери большие и маленькие камешки

Ребенок и взрослый подходят к столу-ванне, наполненной водой. В ванне находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а по том маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую.

Аналогичное задание можно проводить, используя дополни тельные предметы-орудия (сачок, ложку и т. д.).

Выкупаем куклу

Оборудование и материалы: кукла-голыш, стол-ванна с двумя емкостями с водой (в одной емкости куклу моют, в другой — ополаскивают), мыло, мочалка, полотенце, халатик для куклы.

Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они будут купать куклу. Вместе они уточняют название, свойства и назначение предложенных предметов:

  1. В чем мы будем купать куклу Машу?
  2. Что нальем в ванну?
  3. Какая нужна вода?
  4. Что нам нужно для купания куклы?

Затем вместе с ребенком взрослый наливает воду в одну из емкостей и сажает туда куклу. Все действия сопровождаются со ответствующими речевыми высказываниями. Взрослый предлагает ребенку помыть куклу, последовательно выполняя действия и уточняя по ходу игры, что он делает. Затем он просит ребенка поместить куклу в другую емкость и ополоснуть ее, затем тщательно вытереть полотенцем и надеть на куклу халат.

Если ребенок хорошо освоил игру, то в следующий раз мож но предложить ему помыть куклу самостоятельно.

Игра со струей воды
Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом – столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

Водопад
Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».

Окрашивание воды
Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.

Тонет – не тонет
Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак
Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» – половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» – для этого подойдет дуршлаг или сито.

Растворяется или не растворяется
Что еще может растворится в воде, кроме красок?
Пусть малыш наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?

С места на место
Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача малыша – выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

Пузыри
Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.

Лейся, лейся
Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Много, много пены
Взрослый выливает немного детской пены в бассейн, где находится малыш. С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену.

Поймай льдинку
Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок . Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды.

Учимся измерять
Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.

Поиск сокровищ
Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение на воде "Играем с водичкой"

Развлечение на воде«Играем с водичкой» Средняя группа Задачи: • Учить погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде.• Учить всплывать и лежать на воде с опорой. • Учить выполнять разные движени...

Игра – эксперимент «Водичка, водичка….» «Прозрачная вода»

В гости к ребятам приходит Капелька._ Кто такая  капелька? Где живёт?...

Консультация для родителей "Изучаем свойства воды, играем с водой"

Знакомство дошкольником со свойствами воды, с её состояниями в природе. Интересные игры с водой....

Игры с водой "Путешествие в мир воды" для детей старшей группы.

Игры с водой "Путешествие в мир воды" включает в себя игру,экспериментирование с водой, физкультминутку,закрепление ранее полученных математических знаний и умений....

Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета....

Игра-путешествие «Вода, вода, кругом вода…»

Итоговое  мероприятие по проекту: «Волшебница – вода».Игра-путешествие «Вода, вода, кругом вода…»Цели: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах ...