«Волшебная страна » Арт-терапевтическая коррекционная технология для дошкольников.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Волчок Ирина Николаевна

Инновационная технология «Волшебная страна» адресована психологам, которые в практической дея­тельности широко используют проективные методы, а так­же арт-терапевтические и сказкотерапевтические технологии.

Я надеюсь, что данная технология не только обогатит инструментарий психолога, но и станет основой для дальнейшего творческого развития специалиста.

Активно используя  иг­ровую терапию, работу с песочни­цей и сказкотерапевтические техно­логии, такие как «Карта внутренней страны», рисование «волшебными красками», сочинение сказок (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева) позволило выделить преимущества используемых технологий, обоб­щить их и создать новую, которую я назвала «Волшебная страна».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Волшебная страна »

Арт-терапевтическая коррекционная  технология для дошкольников.

    Инновационная технология «Цветные просторы» адресована психологам, которые в практической деятельности широко используют проективные методы, а также арт-терапевтические и сказкотерапевтические технологии.

Я надеюсь, что данная технология не только обогатит инструментарий психолога, но и станет основой для дальнейшего творческого развития специалиста.

Я  сама активно использую  игровую терапию, работу с песочницей и сказкотерапевтические технологии, такие как «Карта внутренней страны», рисование «волшебными красками», сочинение сказок (Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева). Данный опыт позволил выделить преимущества используемых технологий, обобщить их и создать новую, которую я назвала «Цветные просторы».

В работе используются следующие материалы:

  • ящик из дерева светлого тона;
  • кусочки плотной цветной двухсторонней бумаги (для создания цветного ландшафта);
  • прозрачные пластиковые стаканчики, куда помещаются кусочки бумаги различного цвета;
  • миниатюрные предметы и игрушки, символизирующие мир.

 Подбор предметов осуществляется на основе классификации, предлагаемой в песочной терапии, а также, расширенной, в сказкотерапии. Это фигуры человечков, здания, домашняя утварь, транспортные средства, оружие, животные, растения, естественные (природные) предметы, символические предметы, персонажи сказок.

Я предлагаю  детям два типа инструкции:

 1.Создать цветной ландшафт (чаще всего данная инструкция используется на первых этапах — при знакомстве с материалом).

 2.Создание мира (включает в себя создание цветного ландшафта, а также работу с миниатюрными предметами, символизирующими мир):

а)        в свободной форме (для создания мира специалистом обозначаются только темы: «Волшебная страна», «Рождественская сказка», «Заброшенный город», «Необитаемый остров», «Страна счастья» и др.);

б)        по определенному алгоритму (для создания мира специалист использует конкретную инструкцию, четко определяющую ландшафт и/или мир, например: «В этой стране были непроходимые леса, круглое озеро, высокие снежные горы» и др.). Свободно проявляя фантазию и воображение, моделируя, преображая, изменяя сказочные, волшебные миры, человек получает уникальную возможность воплотить все это в творчестве, обнаружить многообразие своих ресурсов и богатый внутренний потенциал.

«Цветные просторы» используются как в индивидуальной (например, консультативной), так и в групповой работе (в группе сверстников или паре родитель-ребенок).

При использовании технологии «Цветные просторы» целью психологической работы могут быть:

  • проективная диагностика;
  • психокоррекция;
  • психотерапия;
  • психопрофилактика;
  • обучение.

Задачи разнообразны, например, исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, замещение неэффективных стилей поведения на продуктивные, помощь в разрешении внутриличностных конфликтов, развитие самосознания, раскрытие смысла и значимости определенных знаний.

Инновационная технология «Цветные просторы» — это создание ландшафта души человека и его внутреннего мира.

Конспект занятия

для детей старшего и подготовительного

возраста.

Цель: проективная диагностика

Задачи: исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Форма: индивидуальная.

Оборудование: ящик из дерева светлого тона, кусочки плотной цветной двухсторонней бумаги, прозрачные пластиковые стаканчики, миниатюрные предметы и игрушки, фотоаппарат, компьютер, видеопроектор.

   Те, кто начинает применять данную технологию, сразу оценят такие важные в нашей работе вещи:

- комфортность работы с материалом (материалы удобные и доступные, соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, яркие и привлекательные, интересны для детей различного возраста и даже взрослых), что позволяет избежать страха «белого листа» и комплекса «неумелого художника»;

-  на первых же занятиях можно наблюдать положительные психотерапевтические эффекты, которые связаны непосредственно с ситуацией взаимодействия со специалистом, материалом, условиями его предъявления, создаваемой средой, это – изменение эмоционального фона, снижение внутреннего напряжения, повышения познавательной, творческой и коммуникативной активности, повышение уровня саморегуляции;

-   данная технология способствует процессу активизации внутренних ресурсов, потенциала личности.

    Создавая цветные просторы, мы получаем незаменимый опыт, ребенок и взрослый имеют возможность почувствовать, что все находиться в их  руках, что они являются творцами не только сказочной, но и своей собственной жизни.

Ход занятия

Этапы

Педагог-психолог

Участник занятия

Создание ландшафта

Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие, и не простое, а сказочное. Представь, что ты волшебник. А любой волшебник умеет творить чудеса, и сейчас здесь (указывает на ящик) произойдет маленькое чудо. Для этого понадобятся цветные кусочки, с помощью которых ты можешь создать неповторимый волшебный мир. Здесь могут появиться леса, поля, реки и озера, горы и равнины, все, что пожелает волшебник

Ребенок создает ландшафт

Создание мира

Я вижу, что здесь появилась новая местность. Дорогой волшебник, не могли бы вы немного рассказать об этой чудесной стране (рекомендуется избегать конкретных вопросов, например, «Что/кто это?»).

Пришло время населить этот уникальный волшебный мир

Ребенок перечисляет местности, рассказывает

о ландшафте своей страны. Используя фигурки и игрушки, он создает мир.

Путешествие (сочинение сказочной истории по картине).

Начало беседы по картине.

Примерный план путешествия

Психолог говорит о своих ощущениях от созданной ребенком картины («Я-сообщение»),

И вот однажды в эту страну заглянул путешественник. Давай же найдем его!

  • А скажите, пожалуйста, уважаемый волшебник, можно ли как- нибудь попасть в этот мир?
  • В каждой стране есть места, которые обязан посетить каждый путешественник. И конечно, здесь они тоже есть.
  • В каждой волшебной стране происходит что-то очень интересное
  • В каждой волшебной стране есть свои секреты и тайны.
  • Это путешествие многому научило нашего героя.
  • Поблагодарив за все волшебника, наш герой стал искать выход из этого волшебного мира, ведь любое путешествие когда -нибудь заканчивается.

Ребенок выбирает фигурку, отдает ее специалисту. Фигурка совершает путешествие.

Фигурка завершает путешествие

Интеграция

В любом путешествии мы узнаем что-то новое, оно чему-то нас учит. Как ты думаешь, о чем бы мог рассказать наш герой, вернувшись из сегодняшнего путешествия? Он наверняка что-то приобрел для себя, узнал что-то важное, понял что-то нужное. А как ты думаешь, мог бы этот сказочный, волшебный опыт пригодиться нам в нашей реальной жизни? Давай заберем из этого путешествия все самое важное и нужное и оставим в своем сердце.

Ребенок вместе со специалистом обобщают опыт, говорят о ресурсах. Ребенок вместе со специалистом интегрируют сказочный опыт. Ребенок вместе со специалистом протягивает руки над картиной, символически собирает полученный опыт в ладони

и прикладывает их к груди в области сердца.

Завершение

Спасибо большое, (имя ребенка), за это чудесное путешествие, оно оказалось не только интересным, но и поучительным. Пришло время разобрать сказочную картину, а это всегда делает ее создатель. Все самое важное мы уже забрали с собой.

Ребенок разбирает сказочную картину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Золушка в волшебной стране - Электричество»

Задачи:1)     Сформировать у детей представление о том, где живет электричество и как оно помогает («Познание»).2)     Поддержать у детей интерес к познанию о с...

Волшебные краски - арт-терапевтическое занятие

Волшебные краски - арт-терапевтическое занятие...

Создание комнаты психологической разгрузки в ДОУ для полноценного развития дошкольника «Волшебная страна»

Цель создания сенсорной комнаты: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей...

«Сочинение сказок – истоки качества связной речи дошкольников. Волшебная страна Выдумляндия»

Работа содержит несколько авторских способов сочинения сказок....

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....