ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!»
методическая разработка (младшая группа) по теме

Дополнительный курс развивающих игр, направленный на развитие у детей психических познавательных процессов и коммуникативных навыков. Педагогическая целесообразность в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, речь и многое другое.

В процессе игр-занятий  основное внимание уделяется сенсорному развитию ребенка, как базе интеллектуальной деятельности будущего дошкольника.

Разнообразие видов деятельности позволяет заниматься без потери интереса и без утомляемости. Интеллектуальные задания сменяются активными подвижными играми, а это,  как известно, полезно для детского здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ!»

Возраст 3-5 лет

Срок реализации 2 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительный курс развивающих игр, направленный на развитие у детей психических познавательных процессов и коммуникативных навыков. Педагогическая целесообразность в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, речь и многое другое.

В процессе игр-занятий  основное внимание уделяется сенсорному развитию ребенка, как базе интеллектуальной деятельности будущего дошкольника.

Разнообразие видов деятельности позволяет заниматься без потери интереса и без утомляемости. Интеллектуальные задания сменяются активными подвижными играми, а это,  как известно, полезно для детского здоровья.

Особенностью данной программы является то, что:

  • Ребенку не навязывается определенная программа обучения. Он погружен в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.
  • Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
  • Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших, в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.
  • Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.
  • Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
  • Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к более легким, уже сделанным  заданиям или временно оставить игру.
  • Если ребенок достиг «потолка» своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно на время отложить ее.

Цель курса

Целью игр-занятий является обеспечение грамотного психологического сопровождения естественного развития ребенка: коммуникабельных качеств, психических познавательных процессов, творческих способностей, развития координации, мелкой моторики.

Основные задачи курса

Возраст 3-4 года

  1. Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
  2. Развивать навыки классификации, развитие математического мышления.
  3. Познакомить ребенка с цветоощущениями.
  4. Развивать пространственные представления, познавательных способностей.
  5. Развитие психических функций, связанных с развитием речевой деятельности.

Возраст 4-5 лет

  1. Развивать знания и умения, необходимые для самостоятельного решения задач.
  2. Воспитывать самостоятельность, настойчивость, инициативу в достижении цели.
  3. Совершенствовать познавательные процессы, мыслительные операции.
  4. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  5. Совершенствовать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  6. Развитие гибкости интеллектуальной деятельности.

Выполнение данных задач позволит в дальнейшем успешно овладеть основами математики, логики.

Итоговые знания, умения и навыки, что должны достигнуть дети к концу года

Первый год обучения

  • Сформирован начальный интерес к развивающим играм
  • Сформированы математическое мышление в соответствии с возрастом детей
  • Развита способность к элементарному анализу и синтезу, развито пространственное мышление и воображение
  • Расширен и активизирован словарный запас, развита диалоговая речь
  • Скоординирована мелкая моторика рук
  • Умение ориентироваться на плоскости, в пространстве, относительно себя
  • Умение работать самостоятельно, в коллективе, оказывая друг другу помощь

Второй год обучения

  • Сформирован устойчивый интерес к развивающим играм
  • Сформированы представления о математических понятиях в соответствии с возрастом ребенка
  • Сформированы навыки оперировать свойствами (обобщать, классифицировать, сравнивать объекты)
  • Развиты способности комбинаторного мышления, моделирования
  • Развито умение видоизменять составленную фигуру, находить новые пути решения
  • Развито умение свободно владеть счетом, ответ на вопрос: «Сколько?» не вызывает затруднений
  • Усвоены элементы художественного конструирования
  • Дети умеют самостоятельно придумывать простейшие узоры, составлять объемные фигуры
  • Развита диалоговая и связная речь в соответствии с возрастом детей, умение придумывать и фантазировать невероятные истории, что является следствием развития фантазии

Формы работы

  1. Совместная работа: воспитатель – ребенок в небольших подгруппах.
  2. Самостоятельная игровая деятельность  ребенка после объяснения игры – задания (самостоятельное выполнение ребенком задания).

Структура занятия

  1. Приветствие (направлено на развитие коммуникативных качеств в ребенке)
  2. Двигательная разминка (включают игры на координацию, внимание, память и мелкую моторику)
  3. Речевая разминка.
  4. Тематическое путешествие (игры-задания)
  5. Прощание (Основная цель развитие коммуникативных качеств)

        Итоговые формы учета и контроля

  • Диагностические таблицы
  • Организация математических праздников, начиная со средней группы
  • Конкурс «Юные математики», начиная с младшей группы
  • Тематические путешествия для закрепления пройденного материала 1 раз в два месяца
  • Открытые занятия, в рамках открытых дверей и по желанию родителей


Содержание программы (краткое описание тем)

Первый год обучения

Месяц

Название и основное содержание раздела

Игры

Октябрь

Развитие цветоощущений, усвоение соотношения целого и части, формирование логического мышления

  1. Сложи узор
  2. Продолжи ряд
  3. Блоки Дьенеша
  4. Палочки Кюизинера
  5. Цветные фоны

Ноябрь

Развитие математического мышления, обучение ребенка навыком классификации

  1. Геометрическая мозаика
  2. Парные картинки
  3. Что изменилось?
  4. Собери квадрат
  5. Блоки Дьенеша

Тематическое путешествие для закрепления математического и логического мышления

Декабрь

Развитие творческого воображения, наблюдательность

  1. Что изменилось?
  2. Что сначала, что потом?
  3. Угадай что это?
  4. Геометрик
  5. Чем это может быть?
  6. Сложи узор

Январь

Развитие аналитических способностей, наглядно-действенного мышления

  1. Геометрическое лото
  2. Чем похожи, чем отличаются?
  3. Скажи наоборот
  4. Составь картинку
  5. Геометрик

     6. Сложи узор

Тематическое путешествие для закрепления творческого мышления

Февраль

Развитие пространственного воображения, развитие способности к анализу и синтезу изображений

  1. Когда это бывает?
  2. Что изменилось?
  3. Справа, как слева
  4. Кто быстрее пройдет свой путь?

Март

Развитие образного мышления, логики, памяти

  1. Парные картинки
  2. Что сначала, что потом?
  3. Собери бусы
  4. Палочки Кюизинера

Тематическое путешествие для закрепления образного мышления и пространственного воображения

Апрель

Развитие логического мышления, сообразительности, мелкой моторики

  1. Справа, как слева
  2. Блоки Дьенеша
  3. Геометрик
  4. Где чей домик?
  5. Сложи узор

Май

Совершенствование познавательных процессов

  1. Вперед – назад
  2. Кто быстрее пройдет свой путь?
  3. Проведи дорожки
  4. Продолжи рисунок

Тематическое путешествие для закрепления интеллектуальных способностей

Содержание программы (краткое описание тем)

Второй год обучения

Месяц

Название и основное содержание раздела

Игры

Октябрь

Развитие воображения, умения  решать логические задачи, развитие наблюдательности

  1. Назови как можно больше отличительных признаков
  2. Разложи правильно
  3. Геометрик
  4. Светофор
  5. Где спряталась матрешка?

Ноябрь

Развитие смекалки, сообразительности, фантазии, аналитического восприятия, мелкой моторики

  1. Сложи узор
  2. Продолжи ряд
  3. Найди отличие
  4. Палочки Кюизинера (сложи ковер)
  5. Скажи наоборот

Тематическое путешествие для закрепления логического и аналитического восприятия

Декабрь

Развитие комбинаторных способностей, совершенствование цветоощущения, навыков счета

  1. Цветная лесенка
  2. Сколько мишек?
  3. Лабиринт
  4. Разложи по порядку

Январь

Развитие пространственного воображения

  1. Сложи узор
  2. Что сначала, что потом?
  3. Лабиринт
  4. Когда это бывает?
  5. Сложи квадрат
  6. Вперед - назад

Тематическое путешествие для закрепления комбинаторных способностей

Февраль

Развитие способности к анализу и синтезу плоских изображений объемных форм, способности классифицировать по 2-3- признакам

  1. Блоки Дьенеша
  2. Палочки Кюизинера
  3. Продолжи ряд
  4. Собери бусы
  5. Геометрическая мозаика

Март

Развитие причинного мышления

  1. Когда это бывает?
  2. Что сначала, что потом?
  3. Игры с палочками
  4. Времена года
  5. Найди лишнюю картинку
  6. Разложи по порядку

Тематическое путешествие для закрепления образного мышления и пространственного воображения

Апрель

Развитие умения предвидеть результат своей деятельности, развитие мелкой моторики

  1. Сложи квадрат
  2. Сложи узор
  3. Дорисуй и назови предмет
  4. Веселый счет
  5. Найди недостающую

Май

Совершенствуем навыки счета, математическое мышление

  1. Веселый счет
  2. Занимательная арифметика
  3. Вперед – назад
  4. Блоки Дьенеша
  5. Лабиринты

Тематическое путешествие для закрепления интеллектуальных способностей

Учебно-тематический план

Первый год обучения

Название тем

Время теоретического занятия

Время практического занятия

1 блок

8 занятий

Развитие математического и логического мышления

40 мин

1 час 20 мин

2 блок

8 занятий

Развитие творческого мышления

40 мин

1 час 20 мин

3 блок

8 занятий

 Развитие образного  и пространственного воображения

40 мин

1 час 20 мин

4 блок

8 занятий

Развитие интеллектуальных способностей

40 мин

1 час 20 мин

ИТОГО: 32 ЗАНЯТИЯ

2 часа 40 мин

5 часов 20 мин

Второй год обучения

Название тем

Время теоретического занятия

Время практического занятия

1 блок

8 занятий

Развитие логического и аналитического восприятия

1 час

1 час 40 мин

2 блок

8 занятий

Развитие комбинаторных способностей

50 мин

1 час 50 мин

3 блок

8 занятий

 Совершенствование образного  и пространственного воображения

40 мин

2 часа

4 блок

8 занятий

Совершенствование интеллектуальных способностей

40 мин

2 часа

ИТОГО: 32 ЗАНЯТИЯ

3 часа 10 мин

7 часов 30 мин


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Давайте поиграем!»

  1. Разработанные конспекты с поурочными занятиями.
  2. Карточки для фиксации достижения успехов ребенка.
  3. Основные пособия  
  • Блоки Дьенеша
  • Палочки Кюизинера
  • Альбом с иллюстрациями
  • Волшебный мешочек
  • Кубики Никитина
  • Геометрик + резиночки
  • Иллюстративный материал для развития причинного мышления
  • Карточки с лабиринтами
  1. Игровая атрибутика
  • Обручи – основные цвета 3 шт.
  • Мячи – основные цвета 3 шт.
  • Кубики пластмассовые – основные цвета по количеству детей
  1. Карандаши цветные, бумага

Список литературы

  1. Кузнецова А. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М., 2006
  2. Книга развивающих игр, ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005
  3. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для детского сада/Автор З.А. Михайлова, СПб.: «Акцидент», 1997г.
  4. Никитин Б.Н. Развивающие игры для детей. – М., 1990
  5. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ, Воронеж – 2006
  6. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., 1991
  7. Финкельштейн Б.Б. «Дом с колокольчиками» Альбом – игра (палочки Кюизинера), Изд-во ООО «Корвет», 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»

Стендовая консультация для родителей «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «КРУЖОК «ПОИГРАЕМ!»

Данная программа предназначена для детей 4-7 лет и учитывает их физические и психические возможности....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНЫЙ КРУЖОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДАВАЙТЕ ПОИГРАЕМ»

Основная цель - содействие всестороннему развитию личности дошкольника  и воспитание интереса к играм и упражнениям с элементами спорта....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественно - эстетическому развитию в подготовительной к школе ГРУППЕ КРУЖОК «ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ»

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, разв...

Справка о деятельности кружка по дополнительному образованию «Поиграй-ка» для детей 4 - 7 лет

Программа кружка «Поиграй-ка»  направлена на спортивно-оздоровительное  развитие личности дошкольника, содержит игры, задания, упражнения на формирование коммуникативных, дв...

Авторская программа дополнительного образования для детей от 1,5 до 2 лет "Давай поиграем?"

Направленность программы: Данная программа является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Содержание программы направленно на создание необходимых условий ...