Использование нетрадиционных технологий в аппликации с дошкольниками
материал по теме

orlova svetlana viktorovna.

Использование нетрадиционных технологий в аппликации с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материал по теме13.8 КБ

Предварительный просмотр:

"Использование  нетрадиционных  технологий

в  аппликации  с  детьми

младшего  дошкольного  возраста".

Подготовила воспитатель    

 дошкольной группы

Орлова  С. В.

2014 г.

        - 2 -

                   "В одно мгновенье видеть вечность

                  Огромный мир - в зерне песка,

                В единой горсти - бесконечность

              И небо в чашечке цветка."                    Уильям Блейк.

        Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидате- лем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий     момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям определён-    ной  группы детей, способствовал развитию интеллектуальных и творческих способ-ностей дошкольника.  Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства  обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.

       Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать вооб-ражение, желание включаться в творческую деятельность. Развитие творческих спо-собностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Одним из таких видов является конструктивно – художественный труд в детском саду,            а именно аппликация.                                                                                                                                 Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов – это «кладо-вая» для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поде-  лок или сюжетов не только положительно сказывается на развитии эстетических         чувств, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но и развивает мелкую мо-  торику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетра- диционным апплицированием способствует развитию воображения, зрительной па-мяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка. Значимыми моментами использования нетрадиционных техник в развитии аппликации у детей младшего дошкольного возраста являются:

● развитие мелкой моторики, благодаря разнообразию материалов, которые стиму-лируют их обследование и, следовательно, совершенствуют сенсорную сферу детей;

●создание интересного образа, благодаря различным материалам, которые могут    «подсказывать» детям оригинальные сюжеты;

● многообразие материалов для аппликации, техник и способов крепления позволя-ет активизировать творческое экспериментирование;

● простота некоторых техник облегчает получение результата.

          Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обра-     ботки, изменения состояния (В. М.Шепель). Изобразительные техники понимаются,   как совокупность методов, приемов создания художественного объекта изобрази-    тельными средствами. Традиционными способами создания аппликации являются    использование бумаги и картона, менее широко используются кожа, как материал.   К нетрадиционным техникам в аппликации можно отнести использование различно-го материала (пищевые продукты – макароны, крупы, соль, сахар); сочетание различ-ных материалов, например, засушенные листья и нитки; «необычные» способы обра-ботки материалов.Общепринятого определения термина «нетрадиционные изобра-  зительные техники» на данный момент нет. Вместе с тем, характеризуя нетрадицион-ные изобразительные техники, авторы выделяют ряд их особенностей:

★для создания образа используются не только обычно применяемые изобразитель-ные материалы (цветная бумага, картон), но и сочетание данных материалов;

★применяются дополнительные материалы, вещества (вата, салфетка, скорлупа);

★используются приёмы, инструменты создания изображения.

          В разработках И. В. Новиковой, Лыковой, Базулиной, Дубровской представлены рекомендации и занятия с детьми по изобразительной деятельности с использовани-ем различного материала. Большое значение в развитии ребенка отводится разнооб-разию материала, который рождает у детей оригинальные идеи, развивает вообра-  жение и фантазию, вызывает желание придумывать новые конструкции и использо- вать их в игре. В занятиях предлагают использовать такой материал как: пенопласт,  ракушки, бисер, ткань, пуговицы, шишки, скорлупу яиц, бересту и многое другое.      В методических разработках предлагается ознакомление детей с нетрадиционными   способами аппликации – аппликация на ткани, из опилок, из крупы, из перьев птиц,  из стружки, из бисера, из листьев и многое другое. Оригинальные композиции мож- но создать из пуха камыша, тополя, опилок. Они дают рельефную поверхность изоб-ражения, которое четко выделяется на яркой по цвету и мягкой по фактуре плоскости ворсовой бумаги или плотного картона. Так, из пуха камыша или тополя изображают цыплят, мохнатую собачку, медвежонка, длинноухого зайку, цветы одуванчика. Вы- полнение таких своеобразных аппликаций мы начинаем с наметки на основе контура      изображаемой фигуры. Затем ее поверхность намазываем клеем и сверху наклады-   ваем пух, стружку, крупу и т. д.  Глаза животных обозначаем накладными бусинками, пуговицами, семечками подсолнуха. Таким же способом создаем панно из опилок     или битой яичной скорлупы. Наряду с натуральным цветом опилок, скорлупы можно применять и окрашенный материал (анилиновые красители разных оттенков). Допол-нительно наклеиваем умело засушенные веточки, листья, цветы. Детям следует по-    стоянно раскрывать возможности применения тех или иных материалов, их многооб-разные комбинации. Это повышает интерес ребят к процессу художественного труда и его результату.

          Таким образом, обобщенный анализ исследований показывает наличие различ-ных технологий развития аппликации: как на уровне активизации замысла, так и на   технологическом уровне (оригинальное использование материалов). Вместе с тем во всех технологиях используются различные изобразительные техники: техника «кол-  лаж» - сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополня-ют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, и образуют компо-зиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произве-дения (возможные тематики: «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Зимняя сказка»); техника «обрывная аппликация» (возможная тематика: «Мой любимый Снеговик»,    «Мишка косолапый»); техника «скатывание бумаги»(тематика: «Ягнёнок», «Барашек»); техника «аппликация из листьев» (тематика: «Рыбки в аквариуме», «Бабочки», «Лис-  топад»); техника "аппликация из опилок" (тематика"В осеннем лесу", "Цыпленок");      техника «аппликация из ниток»; «аппликация из скорлупы яиц»; «аппликация из ма-  карон»; «аппликация из крупы».                                                                                                           Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадицион-    ных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих  педагогических условиях:

■доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению детьми;

■использование различных методов и приёмов, в младшем возрасте это чаще игро-вые приёмы, с игровыми персонажами и сюрпризными моментами;

■коллективные работы, организация выставок силами детей, их последующий про- смотр и обсуждение;

■использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстри-   рующего особенности каждой нетрадиционной техники;

■создание активно воздействующей предметно-пространственной среды;

■наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них.

Результативность.  Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник по-  зволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют:

●накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);

●обогащение изобразительного, эстетического опыта;

● развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);

●экспериментированию с различными материалами;

●развитию воображения, творчества ребенка;

●развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).

          Анализ исследований и методических разработок позволяют говорить о сочета-емости и интегративности данной технологии в педагогическом процессе и позволя-ет определить преимущества  развития аппликации в процессе освоения нетрадици-онных техник детьми младшего дошкольного возраста:

■Нетрадиционная изобразительная техника – сродни экспериментированию с мате-риалами, на основе которой возникает и поддерживается интерес детей к апплика-   ции.

■Варианты нетрадиционных изобразительных техник рассчитаны на интеграцию за-дач развития детей (эстетического, когнитивного, эмоционального, сенсорного).

■Нетрадиционные изобразительные техники, в ряде случаев, не требуют развитых  специальных технических умений, что облегчает процесс апплицирования.

■Использование разнообразных нетрадиционных изобразительных техник способ-  ствует принятию замысла, созданию оригинального образа, более глубокому освое- нию средств выразительности.

■Нетрадиционные техники в младшем дошкольном возрасте благоприятно влияютна развитие мелкой моторики, что является актуальным на данном этапе развития, т. к. это взаимосвязано с развитием речи и является сенситивным периодом для детей.

          Работа с нетрадиционными техниками позволяет развивать трудовые умения и навыки, создавая выразительность образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. пи-сал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник твор-   ческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской    руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необхо-  димое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общест-венным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерст-ва в детской руке, тем умнее ребенок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционных технологий в старшей группе

Конспект занятия по аппликации с использованием нетрадиционных технологий в старшей группе....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий аппликации.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных технологий аппликации.Интеграция образовательных областей: коммуникаци...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ «НЕТРАДИЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Никогда не прекращайте вашей самообразовательнойработы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,сколько бы ни знали, знанию и образованию нетни грани, ни пределов.Н.А. РубакинПроблемы вызваны осозна...

Инновационный проект по теме: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий по физическому оздоровлению дошкольников»

вид работы: практико- ориентированный проект; по предметно-содержательной области проекта: междисциплинарный; по продолжительности выполнения: долгосрочный; по характеру доминирующей проектной дея...

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн".

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн"....