"Развитие Интеллектуальных способностей"
консультация по теме

Сафонова Оксана Владимировна

консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_oksana.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

«Развитие интеллектуальных способностей»

   Под интеллектом принято понимать не только сумму умственных способностей и   умение их продемонстрировать. Иногда бывает так, что ребёнок знает правильный ответ, но молчит – по причине собственной неуверенности и застенчивости, в знак протеста или просто  не видит смысла в том, чтобы давать правильный ответ. Что же необходимо сделать, чтобы  ребёнку, покидающему детский сад, было легче и интереснее в дальнейшем жить и учиться?  

   Прежде всего,  нужно развивать  основные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие.    

       Память бывает долговременная и кратковременная. И ту и другую можно тренировать. Не секрет, что развивать лучше не механическое запоминание. От пустых повторений проку не будет, наоборот, пострадает ещё и мышление. Развивать необходимо ассоциативную, образную и тактильную память.

    Внимание  может проявляться  внутри любого психического процесса. Сформированность  внимания - важный  показатель развития личности.  В дошкольном возрасте формируются основные свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение.

   Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём –  либо.  К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 – 1,5 часов.

     Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной         деятельности к другой, от одного занятия к другому.

    О распределении внимания мы говорим тогда, когда  человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6 – 7 предметами.

 Кроме того,  в дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребёнка предметами.  Произвольное внимание  предполагает умение сосредотачиваться на заданиях, даже если они не очень интересные.

       Мышление – самый фундаментальный процесс психики. Развитие мышления у ребёнка происходит при условии овладения им тремя основными формами: наглядно – действенным,  наглядно – образным и логическим.

     Наглядно – действенное мышление – это мышление в действии, оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.

     Наглядно – образное  - это основная  форма мышления  дошкольников, такая организация образов, которая  позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. В ходе игр ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами.

  К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

     Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны. При развитии воображения ребёнка целесообразно учитывать такие направления в работе:

 1) развивать воссоздающее воображение, представления.

 2) формировать способности творчески осмысливать действительность, создавать новые, ранее не знакомые знания и образы предметов.

 3) важно не увлекаться бесплодным фантазированием, а развивать способность к выдвижению новых, но рациональных способов решения проблем.  Воображение должно носить реальный, практический характер.

        Умственное развитие ребёнка невозможно без сформированных  процессов восприятия.  Успешное овладение учебной деятельностью зависит от способности выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, умения дифференцировать такие признаки, как цвет, форма, размер предмета и его отдельные элементы.

   Восприятие  - это не просто совокупность разных ощущений, это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также с особенностями личности. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх,  на прогулке, в труде, во время домашних работ необходимо обращать внимание ребёнка на те или иные предметы, явления, на их свойства, учить его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА

Формы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи по  развитию интеллектуальных способностей при помощи развития мелкой моторики рук ребенка...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...

Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия:  интег...