Проект "Приобщение детей к праздникам и культуре русского народа"
методическая разработка на тему

Топычканова Марина Николаевна

Чувство любви к Родине, знакомство  детей с русскими народными традициями, праздниками, обрядами, народными промыслами надо прививать с детства. Знакомя детей с календарно

обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, детям дается возможность познакомиться с историей русского народа, с его укладом жизни, с его мудростью.

 В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь не возможно, представить себе народный праздник  без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни

изготовление сувениров, оберегов, подарков.

В праздничных обрядах  осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизни в дальнейшем. А яркая эмоциональная форма и содержание календарно – обрядовых праздников воспитывают положительные чувства у детей.

 Паспорт проекта:

•Тип проекта - информационно – практический;
•Продолжительность – долгосрочный  (февраль 2013 - февраль 2014);
•По количеству участников – групповой;
•Участники проекта – дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители;

 

•Форма представления – презентация.
 
 
Цель проекта:
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Задачи проекта:

-Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Покров», «Рождество», «Пасха», «Троица»;

-Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством , бытом, обычаями, костюмом и др.; 
-Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
-Развивать  эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;

 

-   Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Ожидаемые результаты:

-Устойчивый интерес к культуре русского народа.
-Знание детьми народных традиций,  устного народного творчества, песен, предметов декоративно-прикладного искусства русской культуры, игр.

 

Планируемый результат:

- активность в продуктивной деятельности и в разговоре;

-применение усвоенных способов в самостоятельной деятельности;

-умение работать по образцу, следовать правилам  продуктивной деятельности;

-овладение необходимыми умениями и навыками в изготовлении подарков;

-проявление эмоциональной отзывчивости

-знание народных традиций, русского народного творчества, народных игр.
Выводы:

Дети познакомились с произведениями народных мастеров, обычаями русской культуры. Изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего  развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры  детей дошкольного возраста. 

Продукт  деятельности:

 

По данному проекту оформлена выставка, где помещены изделия, выполненные руками детей. Подарки дети подарили родителям во время праздника.

Вывод:

    На заключительном – итоговом этапе реализации проекта, по сравнению с началом проектной деятельности,  низкий уровень сформированности основ русской народной культуры у детей отсутствует, высокий и средний уровни, соответственно, выросли на 15% и 11%.

 

         На основании итогового мониторинга, можно сделать вывод, что в ходе реализации проекта «По страницам народного календаря», уровень сформированности основ русской народной культуры значительно повысился.  

Список используемой литературы:

-    Н.Зарецкая, З.Роот. Праздники в детском саду / 6-е издание, Москва Айрис пресс 2007.

-     Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. Изд. «Мозаика-Синтез», Москва 2005 г.

-     Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,  

        аппликации. – М. : Скрипторий, 2008.

 -    Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной

        культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

 -     Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским  

        народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

-     Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

-      http://www.liveinternet.ru/users/ar56/post113682107/

-Гаврилов И. Г., Истоки народной культуры в детском саду, «Детство - Пресс», 2008г.
-Антонова, О.М.Ельцова, Н.Н. Николаева, Воспитание духовности через приобщение дошкольников к праздничной культуре русского народа, ООО Изд.« Детство - Пресс», 2012год.
-Косорева В.Н., Народная культура и традиции, Изд. «Учитель», 2011год.
-Кочанова Л.А., Лялина И.А., Традиционные игры в детском саду, ООО «ТЦ Сфера», 2011год.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50 комбинированного вида, п. Бердяуш Педагогический проект: «По страницам народного календаря». Тема: «Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками». Авторы проекта: Крылосова В.Н. - воспитатель высшей квалификационной категории, Топычканова М.Н. - воспитатель высшей квалификационной категории, Киселенко Е.В. – музыкальный руководитель высшей квалификационной категории. 2014 г.

Слайд 2

Введение : Чувство любви к Родине, знакомство детей с русскими народными традициями, праздниками, обрядами, народными промыслами надо прививать с детства. Знакомя детей с календарно - обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, детям дается возможность познакомиться с историей русского народа, с его укладом жизни, с его мудростью. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь не возможно, представить себе народный праздник без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни, изготовление сувениров, оберегов, подарков. В праздничных обрядах осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь в дальнейшем. А яркая эмоциональная форма и содержание календарно – обрядовых праздников воспитывают положительные чувства у детей.

Слайд 3

Паспорт проекта: Тип проекта - информационно – практический; Продолжительность – долгосрочный (февраль 2013 - февраль 2014); По количеству участников – групповой; Участники проекта – дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители; Форма представления – презентация.

Слайд 4

Цель проекта: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.

Слайд 5

Задачи проекта: Познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года: «Покров», «Рождество», «Пасха», «Троица»; Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством , бытом, обычаями, костюмом и др.; Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности; - Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Слайд 6

Модель реализации проекта: Центр познавательно-игровой деятельности: Центр художественного творчества Центр музыкального развития

Слайд 7

Ожидаемые результаты: Устойчивый интерес к культуре русского народа. Знание детьми народных традиций, устного народного творчества, песен, предметов декоративно-прикладного искусства русской культуры, игр.

Слайд 8

Этапы реализации проекта:

Слайд 9

Этапы реализации проекта:

Слайд 10

Пасха

Слайд 11

Троица

Слайд 12

Покров

Слайд 13

Рождество

Слайд 14

Центр художественного творчества

Слайд 15

Введение : В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям».

Слайд 16

I этап подготовительный II этап основной III этап заключительный Цель: -выявление знаний детей о народных традициях, росписях; -привлечение родителей для совместной работы, сплочение их с детьми единой творческой мыслью; -подбор материала, наглядности, художественной литературы. Цель: -просмотр презентации «Русские народные праздники»; - разучивание с детьми пословиц, примет, русских народных песен, чтение художественной литературы; -знакомство с элементами праздников и проигрывание их; разучивание русских народных игр; -Рисование элементов декоративно прикладной росписи, лепка яиц из ячеек и последующая роспись, обучение плетению из трёх нитей, изготовление кукол оберегов; -изготовление родителями совместно с детьми подарков к празднику, оформление газет к русским народным праздникам. Цель: -организация выставки в детском саду совместных работ детей и родителей: «Предметы русской старины»; -организация и проведение русского народного календарного праздника («Троица», «Покров», «Рождество», «Пасха») и дарение подарков изготовленных детьми; -освещение итогов проекта по художественному направлению на сайте: http://www.maaam.ru/users/mnt40 .

Слайд 17

Планируемый результат : - активность в продуктивной деятельности и в разговоре; -применение усвоенных способов в самостоятельной деятельности; -умение работать по образцу, следовать правилам продуктивной деятельности; -овладение необходимыми умениями и навыками в изготовлении подарков; -проявление эмоциональной отзывчивости знание народных традиций, русского народного творчества, народных игр.

Слайд 18

«Пасха» Яйца – писанки Пасхальное яйцо это символ надежды, новой вечной жизни, чистой, светлой, которую даёт нам своим Воскресением Христос Бог. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен и не держишь на него зла.

Слайд 19

Кукла – оберег Руки фиксируем вместе, кладём яичко ( писанку ). Это будет оберег – Пасхальная /Вербная , несущая писанку или веточку вербы, - является олицетворением Богородицы. Такая кукла обеспечивала связь времен и поколений, придавала силу плодородия, защищала от сглаза и порчи, болезней, стихийного бедствия, пожаров, бедности, даровала красоту и богатство. Она хранится на почётном, видном , но не доступном для «чужого» человека месте . Если в руки куколки дать узелок с монеткой, то этот оберег сбережет домашний очаг, будит хранить семью и благополучие, приносит и сохраняет достаток. Дарят на Новый год, как надёжную помощницу.

Слайд 20

«Троица» Украшение лент. В праздник «Троицу» в особом почёте была Берёзка. В этот праздник все верующие приходят в церковь с букетом березовых веток и различных цветов. Эти букеты символизируют расцветающую жизненную силу. На праздник «Троицы» принято дарить букеты из берёзы . Берёзонька скрипела, к себе гукала, добрых гостей созывала: «Приходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу, украшать», обещала сама согнуться, сама в веночки завиваться. В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»: Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала), Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать), Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев), Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).

Слайд 21

«Покров» Плетение поясов В обрядах и быту русскому поясу издревле придавалось огромное значение. До сих пор бытующее в нашем языке выражение ''распоясаться" свидетельствует об утрате приличия в поведении. Мужчине на народе, в обществе, находиться без пояса считалось непристойным. По русскому поверью ходить без пояса так же грешно, как и без креста. В русском фольклоре без пояса и креста появляются только отрицательные герои.

Слайд 22

Это мощнейший магический оберег, способствующий удаче и благополучию того, кто его носит. Пояс - источник жизненной силы, наделялся животворящими и оздоравливающими функциями. Особенно действенным считался пояс с навязанными на нем узелками, которые не мог сосчитать колдун. Магические свойства пояса, скрепляющие союз молодых, использовали при сватовстве и в свадебном обряде. Проигрывание элементов праздника

Слайд 23

«Рождество» Подарочные свечи Свеча символизирует жизнь – яркую, горящую, светлую, а также уют в доме.

Слайд 24

Изготовление атрибутов к празднику: платочки для танца

Слайд 25

Выводы: Дети познакомились с произведениями народных мастеров, обычаями русской культуры. Изучение народного прикладного искусства является основой для дальнейшего развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста. Продукт деятельности: По данному проекту оформлена выставка, где помещены изделия, выполненные руками детей. Подарки дети подарили родителям во время праздника.

Слайд 26

Оценка результатов проекта: В процессе реализации проекта были обозначены следующие критерии сформированности основ русской народной культуры у детей: Сформирован устойчивый интерес к русской народной культуре; Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России; Расширились знания о традициях и праздниках русского народа; Используют в активной речи потешки , считалки, загадки.

Слайд 27

Сравнительные результаты уровня сформированности основ русской народной культуры у детей на начало и конец реализации проекта:

Слайд 28

Вывод: На заключительном – итоговом этапе реализации проекта, по сравнению с началом проектной деятельности, низкий уровень сформированности основ русской народной культуры у детей отсутствует, высокий и средний уровни, соответственно, выросли на 15% и 11%. На основании итогового мониторинга, можно сделать вывод, что в ходе реализации проекта «По страницам народного календаря», уровень сформированности основ русской народной культуры значительно повысился.

Слайд 29

Список используемой литературы: - Н.Зарецкая , З.Роот . Праздники в детском саду / 6-е издание, Москва Айрис пресс 2007. - Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина , Т.В. Антонова. Изд. «Мозаика-Синтез», Москва 2005 г . Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М. : Скрипторий, 2008. - Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент , 1997. - Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006. - Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. - http://www.liveinternet.ru/users/ar56/post113682107/ http://tildas.ru/narodnaya-kukla/317-kukly-oberegi-master-klass.html Гаврилов И. Г., Истоки народной культуры в детском саду, «Детство - Пресс», 2008г. Антонова, О.М.Ельцова , Н.Н. Николаева, Воспитание духовности через приобщение дошкольников к праздничной культуре русского народа, ООО Изд.« Детство - Пресс», 2012год. Косорева В.Н., Народная культура и традиции, Изд. «Учитель», 2011год. Кочанова Л.А., Лялина И.А., Традиционные игры в детском саду, ООО «ТЦ Сфера», 2011год.

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа

Педагог детского сада, стремящийся развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый  момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т.п., строит свою работу так, чтобы...

Педагогический проект "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками"

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре русского народа через ознакомление с русскими народными календарными праздниками...

Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»

В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят...

Духовно – нравственное воспитание детей на народной культуре русского народа

Актуальность  На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание.  Безусловно, что благоприятная развивающая среда способна оказывать позитивно...

Проект «Русская изба» по знакомству детей с историей быта русского народа»

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей и направлен на воспитание духовно-нравственных чувств через ознакомление с историей своего народа. Народная культура ...