консультация для педагогов «Интегративные формы работы с детьми в группе компенсирующей направленности»
консультация по теме

Валентина Алексеевна Пундзис

Интегрированное занятие в группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_na_temu.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №3 г. Конаково

Консультация для педагогов  на тему:

Исполнитель: воспитатель группы

 компенсирующей направленности

Пундзис В.А.

Цель: повысить уровень педагогической компетентности педагогов по вопросу: «Интеграция образовательных областей».

План:

1. Теоретическая часть в форме презентации:

1.1. Актуальность вопроса.

1.2. Понятие «интеграция».

1.3. Интеграция основных направлений развития ребенка и ОО.

1.4. Интеграция ОО.

1.5. Интеграция ОО на основе видов детской деятельности

1.6. Варианты интеграции видов детской деятельности

1.7. Формы интеграции коррекционно-развивающей образовательной деятельности: интервью, моделирование, комментированное рисование

2. Практическая часть: показ интегрированного занятия.

Федеральные государственные образовательные стандарты  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают включение в содержание образовательной программы ДОУ образовательную область "Социально- коммуникативное развитие», направленную на достижение целей овладения конструктивными средствами и способами взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Роль развития коммуникативной компетентности у детей трудно переоценить. Именно за счет ее происходит интеграция ребенком содержания других образовательных областей.

А какова роль самой интеграции?

Обладая достаточным запасом знаний, дети не всегда могут ими воспользоваться в поведении и деятельности, а так же при решении практических задач. Формирующие знания чаще всего отрывочные и недостаточно ориентированы на дальнейшее их использование в деятельности.

В этом случае нам поможет интеграция ОО в различных видах деятельности. Интеграция в содержании образования означает объединение обобщенных знаний.

Понятие «интеграция» -восстановление, восполнение, взаимопроникновение, объединение в одно целое. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова.

Интеграция в ДОУ- взаимопроникновение разных образовательных областей и видов деятельности, которое должно вывести ребенка на понимание единой целостной картины мира.

Чаще всего интеграция рассматривается как процесс и как результат этого процесса.

Интеграция содержания дошкольного образования - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Н.В.Федина

В качестве результата интеграция выступает как форма, которую обретают объекты, вступая во взаимодействие друг с другом.

Как формы могут быть: интегрированные программы, интегрированные виды деятельности, различные технологии.

В ФГОСах обозначены пять образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям- физическому, социально-коммуникативному, познавательному,речевому и художественно-эстетическому направлению. Это дает вам право говорить о двух уровнях интеграции: интеграция основных направлений развития ребенка и интеграция образовательных областей. На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов, объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции ОО устанавливаются связи между целями и задачами одной ОО и целями, и задачами других ОО. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных ОО, что является основой обобщения. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемой образовательной области с использованием основных анализаторов (ребенок видит, слышит, чувствует), дошкольник легко переориентируется с познания одной ОО на познание другой ОО.

ФГОСы определяют, что образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. При этом каждый вид деятельности является приоритетным в соответствующей образовательной области и обеспечивает наиболее эффективное решение ее задач.

Например: определить вид детской деятельности, определить ОО, в которой данный вид деятельности является приоритетным, выбрать способ интеграции.

ОО Познание.

Раздел «Природа»

Тема «Природа и человек».

Содержание экспериментирования «Вода и ее свойства».

 

Определить другой вид детской деятельности:

Вид деятельности: игровая.

Вид игры-сюжетно-ролевая.

ОО: Социально- коммуникативное развитие. (Задача-формировать умение разворачивать сюжет-ученый проводит эксперимент, определять игровое поведение в роли ученого)

Интегрированный вид деятельности: игра-эксперимент.

 

Вид деятельности: коммуникативная.

ОО: речевое развитие (задача-развивать диалогическую речь и навыки общения в ходе игры-эксперимента.)

Интегрированный вид деятельности: совместная игра-эксперимент.

 

Таким образом, формула интеграции ОО на основе задач: Познание + коммуникация + социализация.

Далее представлены варианты интеграции видов детской деятельности.

 

Я хочу представить вашему вниманию некоторые из многих современных форм интеграции коррекционно-развивающей образовательной деятельности, которыми я активно пользуюсь.

На пути реализации коммуникативного намерения у детей, имеющих недостатки речевого развития, встают серьезные проблемы: страх обратиться к другому с вопросом, не умение оформить мысль, удержать предмет разговора, правильно произнести звуки родного языка.

Эту проблему помогает решить такая форма работы, как интервью.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов.

Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога.

Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, проводим беседы с детьми на эту тему, предлагаем дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “У кого микрофон?”, “Кем быть?”, “Что за профессия” и т. д. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи мы используем моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мы воспользовались опытом работы учителя-логопеда Самохваловой Елены Андреевнаы детского сада г. Москвы, разработанными ею опорными картами-схемами, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. А так же разработали свои карты-схемы по другим темам диалога.

Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками -символами. Вместе с ребятами мы оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок – корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.

Другой формой интеграции может стать комментированное рисование.

Его цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности.

Привлекая внимание детей к комментированному рисованию, можно использовать примерную схему рассказа о будущем рисунке

Расскажи, что ты будешь делать?

Что будешь использовать?

Что будешь делать сначала, что-потом?

Как будешь делать?

Что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?

Хорошо, если воспитатель сможет записать рассказы детей на диктофон, а потом вместе с ними их послушать. Сам факт записи вызывает интерес у детей и выступает хорошим стимулом для повышения речевой и познавательной активности воспитанников.

После того как дети научились комментировать процесс рисования, их учат комментированию содержания рисунка непосредственно в ходе изобразительной деятельности. Основное внимание уделяется комментированию действий персонажей рисунка, их мыслей, чувств. Этот прием рекомендован Дж. Алланом.

Важно, чтобы комментированное рисование сочеталось с другими формами выражения эмоций и мыслей ребенка по поводу создания картины мира: нужно, чтобы в процессе комментированного рисования активно использовались драматизация, сюжетно-ролевая игра, игровые обучающие ситуации. В частности, на занятиях по экологическому воспитанию комментированное рисование включается как элемент «игры в путешествия». Дети выступают то в качестве туристов или путешественников в Африку, то в качестве экскурсантов зоосада. Дети на основе полученных впечатлений делают рисунки- «фотографии» и рассказывают, что у них получилось.

А теперь вашему вниманию я  хочу  представить интегрированную деятельность. В НОДе предложен один из вариантов интеграции следующих образовательных областей: Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие

Здесь же представлены следующие виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, познавательно-исследовательская в подгруппе, которые помогают решить вопросы интеграции ОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических упражнений, направленных для развития правильного дыхания, в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Представленная картотека дидактических упражнений рекомендована в работе по формированию правильного физиологическтго и речевого дыхания. Правильное дыхание - обязательное условие хорошей речи. Н...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Коррекционно-развивающая работа с детьми в группах компенсирующей направленности»

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению ФФНР (на 3 недели)....

Картотека дидактических упражнений, направленных на развитие ритма речи в работе с детьми в группах компенсирующей направленности

Использование дидактических упражнений, направленных  на развитие ритма речи,  в работе с детьми в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы с детьми в организации НОД, направленные на реализацию ФГОС ДО»...

Роль семьи при работе с детьми в группах компенсирующей направленности. (консультация)

Консультация предназначена в помощь родителям средней группы, которая была реорганизована в группу компенсирующей направленности....