КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Коррекционно-развивающая работа с детьми в группах компенсирующей направленности»
материал по логопедии (старшая группа)

Чичваркина Лорэна Эдуардовна

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению ФФНР (на 3 недели).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr_po_vkr.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГУ

Кафедра педагогики и специального образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине «Коррекционно-развивающая работа с детьми в группах компенсирующей направленности»

 

Работу выполнила:

Кормителева Лорэна Эдуардовна,

студентка 5-го курса 2-ой группы

заочной формы обучения

факультета педагогики и психологии

направления подготовки:

44.03.03 Специальное (дефектологическое)

образование (профиль "Логопедия")

Руководитель:  

Лебедева Светлана Антольевна,

Кандидат психологических наук,  доцент

Шуя, 2018


Цель работы: разработка коррекционно-развивающей программы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

Дима М., 5 лет 2 мес.

Заключение о развитии ребенка:

Нарушение звукопроизношения – межзубный сигмматизм, ФФНР

Сильные стороны развития:

•        Сохранный интеллект;

•        Мотивация к деятельности, интерес к логопедическим занятиям.

Слабые стороны развития:

•        Несформированность фонематических представлений;

•        Нарушение звукопроизношения;

•        Уровень развития мелкой моторики –  средний;

•        Слабо развиты мимические мышцы лица.

Цель: работа по коррекции нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.

Задачи:

  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов;
  • Развитие речевого дыхания;
  • Постановка звуков и ввод их в речь;
  • Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений;
  • Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи;
  • Развитие      психических функций:  слухового     внимания, зрительного   внимания,   слуховой  памяти, зрительной   памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание коррекционно-развивающей работы:

План работы на 3 недели (2 занятия в неделю).

1.        Артикуляционная гимнастика.

1)        «Заборчик».

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны —

От краёв и до десны.

2)        «Хоботок» («Трубочка»)

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботком» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: У – у – у…

3)         «Любопытный язычок».

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперёд?» —

Удивляется народ.

4)         «Накажем непослушный язык

А теперь уж не зубами —

Я пошлёпаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

5)         «Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние — не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

6)         «Лопаточка»

Поперёк улыбки лёг

Отдыхает язычок.

7)         «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе —

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

8)         «Загнать мяч в ворота»

2.        Пальчиковая гимнастика.

1)        Упражнение «Уточка».

На волнах качаясь,

Уточка плывет. |

То нырнет, то вынырнет

– Лапками гребет.

Описание: Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

2)        Упражнение «Листочки».

Ты весною видел чудо?

 Как из маленький из почки

Появляются листочки.

Описание: Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.

3)        Упражнение «Овощи».

Собираем мы в лукошко

И морковку, и картошку.

Огурцы, фасоль, горох

– Урожай у нас не плох.

Описание: Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

и т.д.

3.        Дыхательная гимнастика.

«Загнать мяч в ворота», «Буря в стакане»

4.        Упражнения и игры направленные на формирование фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук», «Подбери и назови», «Эхо».

5.        Фонетическая гимнастика, ритмика. Упражнения по развитию высоты голоса.

1)        «Петрушка»

Посмотрите, как Петрушка

Тянет ротик прямо к ушкам

И скажите: И – И – И – И,

Ротик к ушкам растяни.

2)        Песенка «Ослика»

Ослик так поет всегда. И – А, И – А!

3)        «Лошадка»

Эй, лошадка,

Нас вези.

И быстрее ты скачи. И – И – И – И!

4)        «Водичка»

Кран откройся!

Нос, умойся!

Нос, умойся!

Воды не бойся! С – С – С – С.

5)        «Полёт ос»

 Кто же так поёт – СА – СА – СА?

Это к нам летит оса. ОС – ОС – ОС

Превращаю деток в ос!

В поле летите, «С» говорите.

6.        Упражнения по развитию ритма. 

«Молоточек», Игры с музыкальными инструментами, «Звуковые дорожки».

7.        Игры и упражнения на формирование зрительной памяти. 

«Чего не стало?»,«Фотограф».

8.        Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи.

«Один-много», «Назови ласково», «Из чего сделана посуда», «Скажи наоборот».

9.        Игры и упражнения на развитие связной и образной речи.

«Скажи какой», составление описательных рассказов по картинкам.

10.        Психогимнастические упражнения на формирование эмоциональных состояний, развитие воображения; снятие мышечного напряжения.

Цикл этюдов « Кот Василий». Описание: Словесное сопровождение с выразительными движениями.

Удовольствие Дети располагаются на ковре в свободной позе, можно лежа. Прикрывают глаза от удовольствия, мурлычут, легкая улыбка на губах, мышцы расслаблены. Перекатываются с боку на бок.

 Удивление Дети лежат на ковре в свободной позе. Расслаблены мышцы, глаза полуоткрыты, улыбаются. Рот открыт, глаза широко раскрываются, брови приподнимаются.

Гнев, Печаль . Дети садятся. Хмурят брови. Нос сморщенный. Сидят, поникшая голова, плечи опущены. Брови приподняты и сдвинуты, вздыхают.

Страх. Стоят, голова втянута в плечи. Напрягают мышцы, спина дугой. Вздрагивают и в этой позе слегка пятятся назад. Глаза расширены, тело дрожит. Рот раскрыт как бы для восклицания.

Возмущение.  Руки на поясе, хмурят брови. Грозят пальчиком.

Радость.  Брови подняты, на лице широкая улыбка. Смех, потирают руки одну о другую. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.

11.        Игры и упражнения на формирование словесно-логического мышления.

«Четвертый — лишний», «Загадки», «Сравнения», «Назови одним словом».

Рекомендации для родителей.

Уважаемые родители!

1.        Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно.

2.        Просматривайте видео- и прослушивайте аудиоматериалы, которыми увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит. Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на текст оригинала.

3.        Домашнюю работу проводите в игровой форме в течение 5–20 минут в день. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, сделайте перерыв.

4.        Артикуляционная, дыхательная гимнастики и мимические упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенок должен визуально контролировать правильность движений и амплитуду артикуляторных органов. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), в ненавязчивой форме напомните о его правильном произношении.

5.        Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

6.        Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Упражнения и игры.

Артикуляционная гимнастика.

На каждое упражнение выделяется 5-10 секунд, повторение упражнения 2-3 раза.

  1. «Заборчик». Описание: Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

  1. «Хоботок» («Трубочка»). Описание: Рот открыт. Вытянуть сомкнутые губы вперёд. Боковые края языка загнуты вверх.            

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,

Губки хоботком тяни.

  1. «Накажем непослушный язык». Описание: Губы растянуты в улыбке. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем по­шлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

  1. «Чистим зубы снаружи». Описание: Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.      

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

  1. «Вкусное варенье». Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону.

Губка верхняя в варенье

Ах, неаккуратно ел.

Вот облизывать придётся

Будто нету других дел.          

Каждый раз по  воскресеньям

Мы едим с тобой варенье.

Верхнюю губу вареньем

Мы намажем, а потом

Язычком широким сразу

Мы варенье облизнем.

  1. «Загнать мяч в ворота». Описание: Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя предметами (ворота). Щеки не должны надуваться.

Дыхательная гимнастика.

Основные параметры правильного ротового выдоха:

  • «набираем полную грудь воздуха» – выдоху предшествует сильный вдох через нос;
  • выдох происходит плавно, а не толчками;
  • во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
  • во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух;
  • во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов;
  • продолжительность дыхательных игр и упражнений ограничивается 1-2 минутами во избежание головокружения;
  • упражнения на дыхание повторяются 2-3 раза.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания:

«Мыльные пузыри», «Вертушка», «Свистульки».

Упражнения на развитие мимической мускулатуры лица.

1)        «Зеркало». Описание: Взрослый показывает, изображает разные эмоциональные состояния (веселое, грустное, злое, строгое, радостное и т. д.), а ребенок их повторяет.

2)        «Мы умеем...» Описание: Взрослый читает стихи и показывает ребенку карточки с изображением клоунов.

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем огорчаться.

3)        «Маша и медведи». Описание: Взрослый просит показать выражение лица Маши из сказки «Три медведя». (При помощи картинок). Сначала она веселая — пошла в лес с подружками. Заблудилась — растерялась. Попала в избушку — стало любопытно. Пришли медведи — испугалась. Прибежала домой — счастлива.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

1)        «Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Пальцы рук соединяются ритмично в замок.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.

2)        «Человечки»

Побежали вдоль реки. движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю

Дети наперегонки. Повторить несколько раз.

3)        «Сухой бассейн» (из любой крупы). Описание: запускать ручки в миску с крупой совмещая с мелкими игрушками. Можно просто поручить сортировку и перебирание различных круп.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

 «Будь внимателен!», «Поймай звук», «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

«Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)», «Чего не стало?», «Измени предложение», «Назови ласково».

Задание на автоматизацию поставленного звука

1)        Проговорите звук совместно с ребенком.

2)        Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука. Используете ли вы голос при произнесении этого звука.

3)        Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

4)        Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.

Список использованной литературы:

1.        Борисова, Е.А. «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками». Методическое пособие/ Издательство: Сфера, 2011.

2.        Комарова Л. А. «Автоматизация звука С в игровых упражнениях». Издательство: Гном, 2017 г., С. 32

3.        Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики». 2-е изд. — СПб.: КОРОНА-Век, 2007. —  32 с.

4.        Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). — М., 1993.

5.        Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Учись говорить правильно. — М., 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на 2013-2014 учебный год

  Настоящий план составлен в соответствии с  «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопед...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...

Итоговый конспект коррекционно-развивающей деятельности по теме: «Цветы» (старшая группа компенсирующей направленности)

Данное итоговое занятие направлено на закрепление знаний по разделам программы: "Звукопроизношение", "Лексико-грамматические категории", "Связная речь". В занятии использ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы  с детьми средней группы  компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Открытое комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет.

Интегрированное  комплексное коррекционно - развивающее занятие по лексической теме в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития 5-6 лет....

Конспект группового коррекционно-развивающего психологического занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Развитие произвольности, является основой готовности к школьному обучению! Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллект...