Организации образовательной деятельности с детьми 5-6 лет через центры активности
статья (старшая группа) на тему

Цой Людмила Радионовна

Данный материал раскрывает организацию образовательной деятельности с детьми 5-6 лет через центры активности по программе "Открытия" под  редакцией Е.Г. Юдиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть  «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые  к первокласснику, заставляют родителей «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т.д.». Но зачастую дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.

В таких условиях долг взрослого- помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Использования инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Это и определила актуальность моей работы.

Целью  моей работы является  развитие свободной творческой личности ребенка, через проектную деятельность.

Для достижения этой цели, были определенны следующие задачи,

это развитие у  детей:

  • познавательной активности,
  • мышления,
  • коммуникативных способностей.

Для решения этих задач была создана предметно - развивающая среда, которая делится на центры активности:

 1.литературный центр

2.центр искусства

3. центр науки и природы

4. центр конструирования

5. центр математики и манипулятивных игр

6. центр сюжетно- ролевых и драматической игры/театр

7. центр «Открытая площадка»

8.центр кулинарии

9. центр «песок- вода»

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Основой является проблема, при работе с которой необходимо следующее: иметь несколько вариантов решения (принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности). Строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко заменялись, корректировались, модернизировались.

Основной формой организации образовательного процесса с детьми является утренний сбор «Круг друзей», задачи которого  следующие.

  1. Установить комфортный социально-психологический климат в детском коллективе через:
  • свободное общение со сверстниками;
  • возможность высказать и  выслушать друг друга, получая удовольствие от общения;
  • сопереживание друг другу;
  • выбор партнера по своему желанию ( с кем бы хотел сотрудничать в центре).
  1. Дать детям новую информацию посредством:
  • введения в тему с помощью загадки, пословицы, сюрпризного момента;
  • создание мотивации и обеспечения делового заинтересованного настроя;
  • презентации центров.
  1. Организовать планирование деятельности  (выбор детьми центра активности, в котором они будут работать, определение содержания работы).
  2. Развивать самостоятельность, самоорганизацию.

Утренний сбор- это прежде всего возможность несколько минут побыть вместе (рука в руке, глаза в глаза); рассказать,  о чем думаешь, что чувствуешь; задать вопросы; высказать свое  мнение. Основная задача состоит в том, чтобы развить у детей способность к самоанализу и самоорганизации, научить самостоятельно мыслить и выражать свое мнение.

С целью установления эмоционального  контакта утренний сбор начинается с приветствия, в котором выражается чувство радости от встречи детьми с или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обратив внимание на стенд « Мое настроение», все вместе радуемся, что сегодня у всех хорошее настроение, или придумываем, как поднять настроение тем, у кого оно плохое. Затем предлагаю детям сказать друг другу «ласковушки»- комплименты по поводу внешнего вида, душевных и деловых качеств. Далее начинается обмен информацией: кто, что увидел по дороге в детский сад, какие интересные события произошли в жизни детей в ближайшее время. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема: как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желания всех детей. Для решения данной проблемы мы с детьми в группе решили, что они сами будут выбирать, кого они сегодня будут слушать. Но так чтобы,  в следующий раз, был другой ребенок, а не один и тот же. Таким образом, дети учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарь.

По всем правилам проектной деятельности тема проекта,  должна предлагаться детьми, исходя из своих интересов и потребностей. Но так как мы работаем в рамках основной общеобразовательной программы «Детство» (под редакцией – Татьяны.Игор.Бабаева и др.), есть комплексно- тематическое планирование для старшего дошкольного возраста. То, соответственно к выбору темы для проектов  подвожу я (воспитатель)

Выбор темы нового проекта и выявление интересов детей начинается с «модели трех вопросов».

Что вы знаете?

Что вы хотите  узнать?

Что надо сделать для того, чтобы узнать?

Технология проектирования включает в себя  использование эффективных методов и приемов. Одним из них является метод исследования,  широко используемый для ответа на третий вопрос. Исследование помогает самостоятельно добывать знания и тем, самым повышает познавательный интерес. Для этого в нашей группе есть специальные обозначения.(слайд)

В нашей группе доминирующая деятельность- исследовательская, творческая, информационная. Составляется план – «паутинка», в которой отражается, содержание деятельности в центрах активности. Он может пополняться на протяжении всего проекта.  План – «паутинка» является образовательной основой плана. (представлен вам).

 Задача педагога  и родителей заключается в том, чтобы дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров.

Для родителей на стенде вывешивается информационный лист «Письмо к родителям», в котором мы информируем какая тема, какую помощь нам могут оказать родители. Для себя я  отмечаю, кто из родителей может принять участие в той или иной работе.

Наиболее важным моментом в утреннем сборе является дидактическая часть, в ходе которой совместно с детьми осуществляется планирование деятельности по проекту в центах активности.

На следующих утренних сборах уже осуществляется процесс реализации, данного проекта через работу в центрах активности: центрах литературы, искусства, игры и драматизации, конструирования и т.д.

Следующим шагом планирования на утреннем сборе является выбор детьми центров активности. Для этого в группе есть стенд, где дети сами принимают решение в каком центре активности, они сегодня будут заниматься. Сразу работает не более двух центров активности, так как дети еще до конца не могут спланировать свою работу в центрах.

Моя задача (педагога) заключается в том, чтобы подобрать материалы разного уровня сложности и выложить различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, литература во всех центрах  в зависимости от индивидуальных интересов и развития ребенка. Воспитатель в совместной деятельности выступает в роли ассистента, или партнера.

Спланированная работа может не быть закончена за один день. В моем случае проектная деятельность подразумевает работу продолжительностью неделю. Если ребенок не закончил работу он может закончить ее в вечернее время, в последующие дни, а помощники могут меняться в зависимости от желания детей.

Подведение итогов осуществляется на итоговом сборе, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, рассказать о свих замыслах на будущее.

Также на утреннем сборе дети могут высказать слова благодарности своим ассистентам( помощникам) или тем, кто оказал им помощь в работе. Иногда в процессе занятий в центрах активности возникают проблемы поведенческого характера, и тогда на утреннем сборе возникает необходимость привлечь детей к выработке определенных правил, в которых дается способ их выполнения. Привлекая детей в выработке правил позволяет им в дальнейшем осуществлять самоконтроль за своим поведением, а также требовать выполнения правил другими детьми.

По окончании работы над темой проекта я предлагаю детям вспомнить и обдумать все занятия в рамках проекта. Все вместе возвращается к списку вопросов о том, что дети хотели узнать данной по теме,  составленному в начале проекта, и всем предлагаю ответить на них. Это дает возможность понять, все ли дети поняли тему правильно, кто открыл что-то новое для себя, что особенно удивило, какое из занятий в проекте понравилось больше всего и почему.

По окончании и в ходе реализации проекта постоянно проводится анализ продуктов детской деятельности и результатов наблюдений за совместной и самостоятельной деятельностью детей в центрах активности в течение дня; обо всем этом информируются родители.

Из накопившихся фактов делается вывод об особенностях и о динамике продвижения ребенка по основным направлениям детской деятельности, включая и социально- личностное развитие. Результаты наблюдений фиксируются в индивидуальных картах развития и учитываются при определении последующих целей и задач образовательного процесса.

Хотелось бы отметить, что сравнивая начало года и середину года можно отметить положительную динамику в развитии у детей познавательной активности, коммуникативных  способностей и мышления.

Становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят вклад в развитие своего ребенка.

Посещая группу, участвуя в ее деятельности, родители:

  • видят, как их ребенок общается с другими детьми;
  • начинают  больше понимать о детском развитии;
  • получают представление о работе педагогов и начинают испытывать большее уважение к ним;
  • обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми   дома;
  • знакомятся с друзьями своих детей;
  •   устанавливают дружеские связи с другими родителями;
  • помогают ребенку дома в освоении программы.

Хочется отметить как положительный результат, что благодаря участию родителей в педагогическом процессе у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.

Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), реализуется личностно-ориентированный, компетентный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.

Он позволяет развивать мотивацию, способствует формированию навыков сотрудничества детей и взрослых, помогает осуществлять деятельностный подход в обучении, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО через игру (статья)

 «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете»                          ...

Формы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие интеграцию образовательных областей.

Материал полезен педагогам организующим деятельность на основе модульного построения образовательного процесса....

Педсовет «Развитие творческой речевой активности, связной речи дошкольников через внедрение педагогами ДОУ метода проектов музыкально – театрального направления в организацию образовательной деятельности с детьми»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию и театрализованной деятельности педагогов посредством внедрение проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.Задачи:1.Привлечь внимание ...

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО - образовательная деятельность в режиме дня

Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДО- образовательная деятельность в режиме дня...

Теоретический доклад: «Активные формы организации образовательной деятельности с детьми в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»

Теоретический доклад:«Активные формы организации образовательной деятельност с детьмив процессе реализации программы «Социокультурные истоки»...