«Приемы эмоциональной самокоррекции личности».
консультация (старшая группа) на тему

Основными составляющими психического здоровья человека являются эмоции и чувства. И нужно ими управлять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_no2.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа №2

Новиковой Ларисы Викторовны,

воспитателя высшей категории МАДОУ д/с №50 «Ручеек» общеразвивающего вида.

Тема: «Приемы эмоциональной самокоррекции  личности».

Основными составляющими психического здоровья человека являются эмоции и чувства. И нужно ими управлять.

В настоящее время в психологической науке нет четкого разделения между чувствами и эмоциями. Эмоции определяются как способ непосредственного отражения окружающей действительности посредством пристрастного переживания. А в определении чувств имеются разночтения. Под чувствами понимают  и тактильные ощущения тепла и холода, и такие сложные чувства, как любовь. Мы под чувствами будем понимать осознанные устойчивые эмоциональные состояния. Психотерапия различает первичные чувства, вторичные, пережитые и метачувства. Первичные чувства (любовь, защищенность, безопасность), которые изначально испытывает и младенец и взрослый, когда он реагирует адекватно ситуации.

Вторичные чувства (злость, зависть, обида ит.д.) возникают  вследствие неудовлетворенности первичных чувств. Это в основном чувства, которыми люди реагируют на боль отказа. Практически вторичные чувства - это реакции на свои собственные внутренние образы и мысли. Перенятые чувства - это чувства «заимствованные» от старших по роду, когда они их вытесняли, поэтому чтобы их определить, нужна психологическая помощь. Большинство людей испытывают или вторичные или перенятые чувства. Метачувства - это переживания чего-то Великого. Например, всеобщего единения людей, божественного озарения ит.д. Эмоции являются формой отражения окружающей действительности, они есть индикаторы нашего благополучного и неблагополучного пребывания в этом мире. С этой точки зрения эмоции можно разделить  на позитивные и негативные.

      В случае,  когда мы говорим о работе с эмоциями, мы имеем ввиду именно негативные эмоции. С позитивными эмоциями нет необходимости работать, их просто переживают и культивируют. С так называемыми негативными эмоциями можно работать разными способами. Самое доступное и простое - выражать чувства и эмоции. Выражать их можно как посредством действия, так и посредством слов. Допустим, я испытываю злость. Я могу осознанно выразить ее, порвав бумагу, разбив тарелку, хлопнуть дверью. В этом случае я заземляю энергию чувства. Естественно, что таким способом я освобождаюсь от этого чувства и мне становится субъективно легче. Есть плюсы и минусы. Плюс в том, что человек не заземлил свою злость на кого-то другого и не оставил эту разрушительную энергию в своем теле. Минус заключается в том, что я в этой ситуации ничему не научилась. Негативный паттерн поведения остался, и ситуация может повториться. Однако, когда люди начинают учиться управлять своими эмоциями и чувствами, психологи рекомендуют такие способы: бег, уборка квартиры, стирка, крик и т.д. Самое главное, чтобы человек в этот момент осознавал,  что он делает и зачем.

  Более высокий уровень работы с эмоциями и чувствами - выражение их посредством слова. Эта техника называется «Я-сообщение». «Я-сообщение»-это форма передачи другому человеку вашего отношения к определенному предмету или явлению без обвинений и без требований изменения другого человека. Цель «Я-сообщение» не вежливость и мягкость, а ясность. В некоторых ситуациях «Я-сообщение» следует повторить  систематически, не один раз, чтобы вас услышали и прореагировали. Чтобы овладеть техникой «Я-сообщение»,  желательно пойти соответствующий тренинг.

  Следующий уровень работы с эмоциями и чувствами - рационализация. В этом случае может отсутствовать какое-либо внешнее выражение.

   Распознав в себе то или иное чувство, человек пытается понять его происхождение, что собственно его задело. Для этого следует сосредоточиться на том ощущении в теле, которое вызвало данное чувство.

Задает вопрос: чему это чувство меня учит? И терпеливо ожидает озарения. Самое главное в этом случае не перебирать мысли, не думать, а ждать ответа из-под сознания. Ответы могут быть разными, например: «Ты боишься, что тебя сочтут глупым?», или «Тебе надо научиться отстаивать свои границы», и т.д. Критерием того, что ответ получен подсознанием, а не посредством размышления, является то, что по осознанию ответа произойдет реакция тела. Неожиданно вы глубоко вздохнете или засмеетесь или выступят слезы, пот, появится дрожь, или ваше тело выпрямится. Все эти симптомы равны показателям освободившейся телесной энергии. Это очень неперспективный способ работы с эмоциями и чувствами; т.к. он позволяет изменить поведения и реагирования. Наконец, есть высший уровень работы с эмоциями и чувствами для людей уже имеющих трансформировать свои энергии. Эта работа основывается исключительно на наблюдении.  Когда возникает дискомфортное состояние, человек, как и в предыдущем способе работы с эмоциями, сосредотачивается на ощущении в теле, вызванном данным чувством. Но при этом он не задает себе вопросы, а максимально локализуя ощущения, «опредмечивая» его (форма, цвет, запах, консистенция, вид, звук и т.д.) наблюдает за этим ощущением. Такая работа над собой принята в тибетском буддизме. Лама Тартханг Тулку писал, что «…Любое переживание свежо и ценно, когда мы отказываемся от своих ожиданий и протестов, от своих рассуждений. Нужно в полной мере управлять своей энергией, делая это с пониманием. Мы всегда корим себя, вместо этого надо понять, что отрицательные стороны непорочны». В настоящее время общеизвестно, что ослаблен иммунитет людей.

       Поэтому на данном этапе жизни, я считаю, что мы должны переживать больше приятных эмоций и чувств, нужно самим стремиться к этому т.к. активизируется лимбическая система мозга, которая и стимулирует иммунную систему организма. Мощнейшим средством оздоровления является релаксация, только нужно вовремя и правильно выбрать форму релаксации. Релаксация - состояние, при котором снимается физическое, эмоциональное, умственное напряжение, человек освобождается от назойливых мыслей. Выбор релаксации зависит от возраста, типа нервной системы, особенностей характера. Формы:1) релаксация с концентрацией на работе с дыханием; 2)на телесных ощущениях; 3) релаксация с визуальным звуковым, тактильным рядом; 4) аутотренинг; 5) с фиксацией взгляда; 6) релаксация на фоне напряжения (прогрессивно-мышечная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих приемов формирования благоприятной эмоциональной сферы дошкольников"

Здоровьесберегающие приемы работы  помогают  формировать  положительные  эмоции дошкольников, создавать в группе благоприятный психологический климат. Гимнастика мозга (упражнения,...

Приемы и методы, используемыедля развития интеграционного качества ,,Эмоционально-отзывчивый"

Игры и упрупражнения используемые для развития у детей 5-7 лет умения  видеть,узнавать, называть, изображать, понимать эмоциональное состояние не только другого человека, но и свое....

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Приемы эмоциональной саморегуляции .

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Приемы эмоциональной саморегуляции . Способы повышения самооценки ....

Использование в коррекционно - логопедической работе приемов эмоциональной стимуляции неговорящих детей

В своей работе с неговорящими детьми делаю акцент на развитие эмоционально-волевой сферы через использование эффективных здоровьесберегающих средств арт-терапии: манная терапия, сказкотерапия....