Технологии в музыкальной деятельности
методическая разработка на тему

Никонова Людмила Алексеевна

Использование иновационных технологий в процессе музыкальной деятельности с дошкольниками.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование технологий в музыкальной деятельности.

В своей работе я использую 3 вида технологий:

  • Здоровьесберегающие  технологии;
  • Деятельностный подход;
  • Интеграция.

  • Здоровьесберегающие  технологии.

     Музыкальное развитие ребенка тесно связано с  его физическим развитием. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

    На музыкальных занятиях я учу детей правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз). С помощью глубокого и спокойного дыхания можно предупредить перепады настроения. Увеличение продолжительности вдоха способствует успокоению и полной релаксации. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику. Использование дыхательных упражнений приносит ощутимый результат в понижении заболеваний детей.

     Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, оно улучшает их артикуляцию и дикцию. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение.

      В целях музыкальной терапии я использую классическую музыку.          Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей. Замкнутые, дети становятся более, раскованными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими детьми. Улучшается речевая и сенсомоторная функция.

      Музыкально - ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно - психическое напряжение, помогают детям быстрее устанавливать дружеские связи друг с другом.

         Логоритмические упражнения являются одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

        Использую творческие задания. Предлагаю детям сочинить собственную мелодию, спеть своё имя, пофантазировать под музыку.

      Широко использую русский фольклор. Он доставляет детям огромное удовольствие. Диапазон песен, удобен для детей, много разнообразных игр, танцев и хороводов.

        Сказка – любимый жанр детей, помогает позитивно настроиться на деятельность.  Я стараюсь как можно чаще включать сказки в содержание сценариев утренников, и на обычных занятиях.

     Вся вокальная работа базируется на формировании певческого дыхания, которое влияет не только на качество звука, но и играет важнейшую роль в физиологическом развитии ребёнка в целом. Поэтому дыхательные упражнения необходимы на каждом занятии. Таким упражнениям уделяют буквально 2 -3 минуты. Но пользу их нельзя недооценивать.

 

      Представляю некоторые из дыхательных упражнений, используемых мною во время музыкальной деятельности:

  1. «Осторожно, пчёлы». Активный короткий вдох. На выдохе произносим звук «з-з-з». Нужно представить, что пчела садиться то на руку. То на ногу, то на плечо соседа.
  2. «Остров плакс». Мы на острове, где живут одни плаксы, которые постоянно хнычут. Всхлипывание – несколько активных вдохов подряд.
  3. «Полёт в космос» На выдохе произносим слог «жи», который нарастает по высоте и громкости. На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки без лишнего напряжения.
  4. «Гудок парохода». Через нос дети вдыхают. Задержав дыхание на 1-2 секунды, выдыхают на слоге «Ту» как можно дольше. Упражнение активизирует вдох, тренирует экономный расход воздуха. Активизируем мышцы губ.
  5. «Телята ищут маму». Губы сомкнуты, а зубы во рту не смыкать. Указательным пальцем прижать одну ноздрю, вдыхать через другую, на выдохе произносить «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем по ноздре. Упражнение повторить с другой ноздрёй.
  6. «Пёрышки». Для этого упражнения потребуется некоторый инвентарь. Между стульями натягивают верёвки с привязанными пучками пёрышек на расстоянии 10 см. друг от друга, или располагают их на пластмассовом обруче. После активного вдоха, сложив губы «трубочкой» дети сдувают поочерёдно пёрышки. При выполнении этого упражнения активизируется внимание, тренируются мышцы. Развивается ритмичное дыхание с коротким вдохом и направленным выдохом.

  • Деятельностный подход

        Всё чаще в своей работе я стала использовать такую технологию, как  деятельностный подход. Этот подход основан на том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью. Моя задача не только дать знания, но и научить добывать их самостоятельно.

      Главное в этой технологии понимание ребёнком смысла своей деятельности, наличие у него цели и мотивации. Любая деятельность начинается с потребности. Потребность необходимо вызывать. Например, на празднике, дети ждут подарков, они хотят нарядиться, покрасоваться. Моя задача – повысить уровень потребности и создать проблемную ситуацию в процессе музыкальной деятельности. Мотив – это опредмеченная потребность. Каждый ребёнок хочет быть добрым, помочь кому-то.  

Например:  Ребята идут «в лес» чтобы помочь медведице уложить спать её непослушного медвежонка, спеть ему колыбельную. Цель выдвигает взрослый, ребёнок её понимает и принимает. Предоставляю детям право выбора, из двух песен, танцев или игр. Воспитанники  выбирают  то, что им наиболее понравилось.

  • Интеграция

       В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Наиболее соответствующей этим требованиям, является интегрированная форма образовательной деятельности.

    Интегрированные занятия в последнее время становятся нормой музыкальной жизни в нашем детском саду. Отличительной особенностью этого вида занятий, являются соединение и взаимосвязь различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия). Важно не объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему.

     На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. Результатом творчества детей  в процессе интеграции являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на детей, на то, что им близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. 

     Сочетаясь с произведениями других видов искусства (художественной  литературой, живописью), музыка углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие. В то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для того, чтобы выразить в линиях, красках чувствования музыкального ритма, настроения, вызванного музыкальным произведением.

          Планирование интегрированных занятий

по музыке и изобразительной деятельности.

Циклы

Предварительная работа

Тема занятия: упражнения по изодеятельности

Прослушивание на занятии по изодеятельности

Музыкальная деятельность

  1. Музыкальные звуки

Дидактическая игра «Музыкальные инструменты» (большой и маленький колокольчик)

Нарисуй песню большого и маленького колокольчиков.

Прослушивание записи звона большого колокола и перезвона маленького колокольчика.

Дидактическое упражнение «Угадай песню большого и маленького колокольчиков»

Музыкальные тарелки, певучие треугольники

Исполнение детских песен на музыкальном треугольнике, металлофоне.

Дидактическое упражнение «Найди песенку музыкального треугольника.

  1. Пернатые музыканты

Слушание песен «Ласточки прилетели» Партцхаладзе, «Зима прошла» Красева, «Воробей» Герчик.

Голоса весеннего леса.

Прослушивание записи с голосами птиц.

Дидактическая игра «Отгадай, кто поёт».

  1. Классическая музыка

Слушание пьес «Волшебное озеро», «Кикимора» Лядова, «Времена года» Чайковского.

Волшебное озеро, Кикимора, времена года

Прослушивание отдельных фрагментов из произведений по просьбам детей.

Составление композиции «Озеро» из рисунков детей под звучание музыки. Дидактическая игра «Отгадай, песня какого времени года изображена»

  1. Весёлые песенки

Пение песен «Кашалотик» Паулса, «Мир похож на цветной луг» Шаинского, «Про осминога» Богач.

Моя любимая песенка, цветной мир

Пение отдельных куплетов по желанию детей

Дидактическая игра «Спой песенку» с опорой на рисунок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - игровые технологии в музыкальной деятельности

«ПОСИДЕЛКИ» Досуг для старшего дошкольного возраста совместно с родителями Разработала: Кепко Ольга Николаевна музыкальный руководитель Государственного бюджетного  образовательного учреждения ...

Использование мультимедийных технологий в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Выступление из опыта работы....

Музыкально-оздоровительная работа. Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности."

Данная презентация может использоваться на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах-практикумах....

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников http://yadi.sk/d/GvprUKnMEFmd3...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

Демонстрация на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности для активизации творческого потенциала детей»: «Путешествие с музыкальными гномиками"

Конспект  непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего  дошкольного  возраста  с  использованием здоровьесберегающих  технологий  на  тему  ...