Педаческий проект "Радуга" для детей с нарушениями зрения
проект (подготовительная группа) на тему

Младенцева Дарья Геннадьевна

Проект направлен на развитие цветовосприятия, цветоразличения в группе для детей с нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_proekt_raduga_v_gruppe_dlya_.docx56.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Дружба»

Педагогический проект «Радуга»

в группе для детей с нарушениями зрения

C:\архив\d\Дашина\Работа\аттестация\проект.радуга\ори.jpg

                                                                                                     Составил: Младенцева Д.Г.,

                                                                                            воспитатель 1 к.к.

г. Качканар

2014

Краски в общем вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете.

                                                  И.В.Гёте

Актуальность проекта: Проблемами цвета с глубокой древности и до наших дней занимается ряд научных дисциплин (философских, естественнонаучных и гуманитарных), каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет, условно можно определить как область науки о цвете или цветоведение (условность термина вполне объяснима, если принять во внимание скорее формально-тематическую, нежели содержательно-наполненную природу образования этого понятия: наличие множества различных подходов к изучению цвета в условиях актуального отсутствия их единства).

В энциклопедическом словаре изобразительного искусства цвет (др.-русск., ст.-слав. цвѣтъ; праслав. květъ — "мерцать, блестеть"; сравн. цветок; цветы) описывается как зрительно воспринимаемое качество среды, окружающей человека.

Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи: Венгер Д. А, Запорожец А. В., Мухина В. С. и др., искусствоведы: Бакушинский А. В., Волков Н. Н. и др., педагоги: Езикеева В. А., Комарова Т. С., Я. А. Коменский, М. Монтессори, Ф. Фребель и др.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, в частности освоения им сенсорных эталонов. У детей с нарушениями зрения отмечаются особенности в овладении сенсорными эталонами. При отсутствии специальной поддержки в дошкольном возрасте формируется значительно меньший объём представлений о сенсорных эталонах. Многие дети к моменту поступления в школу имеют низкий уровень представлений о цвете. В то же время нормально видящие дети к этому возрастному периоду в полной мере овладевают системой сенсорных эталонов, что, обеспечивает полноту восприятия, и, в свою очередь, сенсорную готовность к школьному обучению.

Низкий уровень сформированности и овладения сенсорными эталонами у детей с нарушениями зрения приводит к стойким вторичным отклонениям в зрительном восприятии, что влечёт за собой трудности в учебной деятельности.

Исследования показывают, что само по себе чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира.

Эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом на него и основано на эстетическом переживании. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Эти качества необходимо поддерживать и развивать в процессе обучения, т. к. они являются условиями развития художественного восприятия цвета у детей. Выбор цвета ребенком во время работы - показатель его психического состояния и творческого самовыражения.

Большое значение имеет, когда воспитание ведется вне стен комнаты, когда перед ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы, тогда, нет сомнения, поле, лес, луг, звездный небосвод и закат солнца, постоянно меняющий свой цвет будут служить воспитателям средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания ее. Природа полна жизни, полна интереса; всякий дидактический материал мертв, и нужно большое искусство со стороны педагога, чтобы оживить его и поддержать интерес к нему в ребенке.

Наверное, нет человека, который бы не любовался радугой. Это великолепное красочное явление издавна поражало воображение людей.
Радуга - добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце; напоивший посевы дождь, сделав доброе дело, теперь окончится, настанет хорошая погода.
         Радуга неуловима и недолговечна, поэтому, чтобы напомнить детям эти минуты мимолётного счастья в эту пасмурную весну я решила реализовать проект «Радуга». Проект позволит не только поднять детям настроение, но и даст реализовать ряд педагогических задач.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации проекта: 5 недель (краткосрочный).

Участники проекта: воспитанники коррекционной группы №2, воспитатель группы, младший воспитатель, родители.

Цель: Расширение, уточнение представлений детей о явлениях природы (радуга). Развитие зрительного восприятия,  цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Задачи проекта:

Образовательные:

1.Учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.

2.Формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях (радуга);

3.Систематизировать и закрепить имеющиеся знания.

4.Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

5. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.

Развивающие:

1.Развитие способностей у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.

3.Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.

4.Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, активность, целеустремлённость и т. д.

5. Расширять и обогащать практический опыт детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к собственной деятельности и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

3.Способствовать накоплению опыта, доброжелательного отношения со сверстниками в процессе игр и совместной деятельности

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

•на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).

Продукты проекта:  художественное творчество, выставки, фотоотчёты.

Проблема: в связи с особенностями развития, не все дети подготовительной к школе группе различают цвета.

Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети – родители:

Дети:

  • Формирование знаний о радуге, как о природном явлении.
  • Возрастание речевой компетенции (отвечать на вопросы, делать простейшие выводы).
  • Развитие познавательных и творческих способностей.

Родители:

  • Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Педагог:

  • Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Проект состоит из трёх этапов:

  • 1 этап подготовительный – 2 недели;
  • 2 этап – основной – 2 недели;
  • 3 этап – заключительный – 1 недели.

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Радуга»

Мероприятия

Цели

Ответственные

Срок реализации

Подготовительный этап

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Привлечь родителей к реализации проекта «Радужный мир».

Воспитатель

1-2 недели

2. Подбор дидактических, подвижных и настольных игр;

игрушек по цвету;

создание мини-лаборатории по работе с цветом, для опытов и нетрадиционного рисования.

Систематизация материала.

Воспитатель

1-2 недели

Основной этап

3 . Беседы с детьми в рамках темы проекта:

«Радуга -дуга»

«Семь цветов радуги»

«Краски вокруг нас»

«Чем пахнет цвет»

Расширить кругозор детей; учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.

Воспитатель

3-4 недели проекта

4. Дидактические игры «Найди пуговки», «Полосатый коврик»,

«Посади бабочку на цветок»,

«Найди цвет»,

"Цветик - семицветик", «Пуговички - ниточки»,

«Цветовой код»,

«Лабиринт шарики»,

«Цвета и формы»,

«Форма, цвет, размер»,

 «Теплые и холодные цвета»

Подвижные игры 

«Прыжки за цветом», «По малину в сад пойдём»,

«Краски»,

«Цветные шарики»,

Развитие цветовосприятия, цветоразличения, зрительного восприятия. Уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у детей представления о цветах в природе. Развивать память, внимание, наблюдательность. Обогатить словарный запас, способствовать воспитанию у детей умения играть вместе.

Развивать двигательные навыки.

Воспитатель

В течение проекта

5. Разучивание стихотворений, поговорок, песен, связанных с темой проекта. 

Познакомить с фольклорными произведениями по теме проекта.

Воспитатель

В течение проекта

6. Рассматривание иллюстраций, картинок (репродукции картин П. Рубенса «Двойная радуга» и  А. Куинджи «Радуга»).

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

Воспитатель

В течение проекта

7.Художественное творчество с детьми в рамках темы проекта.

Развивать фантазию, творческие способности; повышать сенсорную чувствительность; формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат; развивать глазомер; воспитывать эстетический вкус.

Воспитатель

В течение проекта

8.Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта.

Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.

Родители

Дети

4 неделя

9. Выставка «Вот какая радуга!»

Фотоотчёт

Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

Воспитатель

Дети

5 неделя

10. Чтение художественных произведений

Познакомить детей с произведениями о радуге, цветах спектра.

Воспитатель

В течение проекта

Заключительный этап

11. Украшение группы работами детей

Привлечь к совместному труду всех детей в группе.

Воспитатель

Младший воспитатель

Дети

5 неделя

12. Викторина «Разноцветная радуга»

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Развивать фантазию, творчество, воображение.

Воспитатель

5 неделя

13. Фотоотчёт  «Радужный мир»

Подведение итогов проделанной работы.

Воспитатель

5 неделя

План экспериментальной деятельности по реализации проекта «Радуга»

Название мероприятия

Цель

Материал, оборудование

«Весёлые превращения»

Получение новых цветов путём смешивания основных цветов.

Палитра, кисти, краски основных цветов.

«Сосуды - растения»

Выяснить каким образом флористы могут менять цвета растений.

Листья фиалки, ёмкости с окрашенной водой.

«Цветная гусеница»

Используя действие капиллярных сил, показать один из способов окрашевания материала (бинта).

Ёмкости с окрашенной водой, пустые ёмкости, бинт 50 см.

Таким образом, данный проект полностью оправдал ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагог – дети – родители. В результате у детей улучшилось цветовосприятие и цветоразличение; сформированы знания о радуге, как о природном явлении; возросла речевая компетенция (отвечают на вопросы, делают простейшие выводы, устанавливают причинно-следственные связи в рамках темы проекта.

Список литературы:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук. – Ярославль, Академия развития. 1999 г.

2. Белая К.Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС. Москва 2007.

3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры детей –  М. Просвещение 1988 г.

4. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников -  М., 1997.3. С.

5. Малева З.П. Диагностика и коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Челябинск, 2006

6. Могилевская С.А. Семь разноцветных сказок. 1981г.

7. Нищева Н.. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.

8. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг.- СПб.: Речь, 2003.- 152 с.

9. Фопель К. Привет глазки. 2009г.

10. Утробина К. К. Увлекательное рисование методом тычка.

Приложение

Педагогический проект «Радуга» в группе для детей с нарушениями зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"

Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения» (в старшей возрастной группе)

     Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с д...