Главные вкладки

    "Новые формы организации взаимодействия с родителями". Выступление на августовской конференции
    консультация на тему

    Гармоза Ксения Николаевна

    Сегодня обновление системы дошкольного образования, процессы  гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_avgustovskoy_konferentsii.docx20.42 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                               МБДОУ «Октябрьский детский сад»

    Новые формы организации  взаимодействия с родителями.

    выступление на августовской конференции

     Воспитатель: Гармоза Ксения

    Николаевна

    2014г.

      Новые формы организации  взаимодействия с родителями.

    Сегодня обновление системы дошкольного образования, процессы  гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

    Поэтому в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

    Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др.

     Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

    Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и  консультирует  родителей по вопросам воспитания детей.

    В нашем дошкольном учреждении складывается своя система взаимодействия с родителями воспитанников. Одной из главных целей образовательного процесса сформировать единое сообщество: родители – дети – педагоги, которое должно быть основано на гармоничных партнёрских отношениях, для создания единого пространства детского развития. Поэтому в первую очередь важным этапом для нас,  стало создание условий для развития таких отношений, которые бы обеспечивали целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

    Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью детского сада. Нужно отметить, что за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей.

     Признание педагогическим коллективом приоритета семейного воспитания с учетом социальной среды, окружающей ребенка, потребовало иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Один из способов реализации поставленных задач сотрудничества педагогов и родителей –  это организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, так как включение в деятельность ДОУ актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей, как основных заказчиков образовательных услуг. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские встречи, лекции, практикумы, так и современные  – устные журналы, газеты, экскурсии, родительские клубы, акции, семейные конкурсы, конференции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

    Планируя ту или иную форму работы, мы как всегда исходим из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

    Самая популярная и любимая форма у родителей  семинары – практикумы с элементами тренинга – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным ( «На пороге школьной жизни», «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?», «Играем всей семьей» и др.). Они направлены на повышение психолого-педагогической компетенции родителей; на отработку полученных знаний в практической деятельности. На таких встречах родителям предлагается решение проблемных практических ситуаций,  активно включиться в игры, в которые педагоги советуют играть дома с детьми, познакомиться с практическими формами работы в детском саду с воспитанниками. Для этого воспитатели готовят видео просмотр познавательно-развивающих игр педагогов с детьми в совместной деятельности. Для родителей всегда представлена подборка методической, познавательной литературы по теме, подготовлены  памятки с рекомендациями.

    Например, готовясь к проведению практикума для родителей на тему «Играем дома – развиваем речь» педагогами поставлены задачи:

    -обучить родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребёнком;

    - вовлечь родителей в процесс обучения детей через игру;

    - способствовать формированию у родителей своей значимости в процессе игры с ребёнком.

    Для этого подготовлены постеры с фотографиями детей в процессе игры, видео речевых игр педагогов с детьми в группах, памятки с описанием игр, в которые могут играть родители с детьми самостоятельно, мяч для игры с родителями в предлагаемые игры, презентация, сопровождающая  общение воспитателя с родителями.

    На ряду с красочными консультациями и рекомендациями для родителей в уголке, оформлен «индивидуальный блокнот», куда  воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, просто позитивные моменты в жизни ребёнка в детском саду. Родители, в ответ, могут помечать, что их интересует в воспитании детей.  Воспитатель в свою очередь уголке помещает полезные статьи и справочные материалы-пособия. Такое взаимодействие с родителями  направлено на развитие личности ребёнка, позволяет правильно подготовить рекомендации  для родителей по вопросам воспитания.

    Хотелось бы отметить об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав определённую работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.  Поэтому  благодарность  обязательно получат и ребята и родители в торжественной обстановке и так же будут отмечены в  обращении с благодарностью в уголке для родителей.

    Можно применять разные формы организации взаимодействия с родителями. Каждая форма общения педагога с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. 

     Применяемые формы взаимодействия с родителями должны быть прописаны в Обще-развивающей Программе детского сада в разделе «Работа с родителями» и быть направлены, как помощь в работе с родителями.

    Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

    Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал к выступлению на августовской конференции по теме «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

    Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства...

    Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.

    Важным в дошкольном образовании  является  согласованность  совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...

    Выступление на августовской конференции

    "Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования"...

    выступление на августовской конференции педагогических работников "Проблема раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ"

    презентация к выступлению "Проблема раннего выявления и ранней коррекционной помощи  детям с ОВЗ"...

    "Организация кружковой работы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки".Выступление на Августовской конференции педагогических работников образовательных организаций МО "Кабанский район".

    Реализуя вариативную часть программы, мы организуем работу по дополнительному образованию, создавая кружки коррекционной направленности, кружки, направленные на развитие одарённых детей и кружки на ра...