Материал к выступлению на августовской конференции по теме «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ»
методическая разработка по теме

Тернова Ольга Владимировна

 

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются  первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ohrana_i_ukreplenie_zdorovya_detey.doc38 КБ
Microsoft Office document icon roditeli.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в Концепции дошкольного воспитания, коллектив работая по программе “Радуга”, поставил перед собой три основные задачи:

  • сохранить здоровье детей;
  • создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В связи с этим, наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Модель сохранения здоровья детей, разработанная нашим педагогическим коллективом, содержит 5 блоков (работа воспитателей, физкультурного работника, учителя-логопеда, педагога – психолога и музыкального работника, направленная на воспитание здоровых, гармонично развитых детей).

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;
  • комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  • созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в МДОУ;
  • формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего МДОУ осуществляется по нескольким направлениям.

1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

Этапы работы

1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды МДОУ.

2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в МДОУ.

Использование в режиме дня:

  • отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей;
  • различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
  • комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
  • физкультурных занятий всех типов;
  • оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки, музыкально-ритмические занятия) мы включаем в воспитательно-образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:

а) пятиминутки здоровья;

б) двигательные переменки между занятиями;

в) проведение дней здоровья;

г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;

д) занятия ЛФК;

3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Родители привлекаются к участию в физкультурно-массовых мероприятиях дошкольного учреждения.

4. Конечные результаты:

  • формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
  • внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
  • формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;
  • обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей;
  • улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.



Предварительный просмотр:

Консультация «Как работать с родителями по профилактике ДТТТ»

        Организуя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, большое внимание в детском саду уделяется работе с родителями.         Используя разнообразные формы работы, всегда обращается внимание на моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

Основные формы работы с родителями:

  • анкетирование
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД
  • консультационный материал “Дошкольник и дорога”
  • фото-стенды, папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми
  • оформление мини-книжек по правилам дорожного движения с целью закрепления знаний детей, сочинение сказок
  • родительские собрания
  • встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
  • разыгрывание ситуаций, пропаганда необходимости соблюдения правил дорожного движения родителями
  • привлечение к изготовлению игр, атрибутов для игр
  • совместные с детьми экскурсии по городу.

        На родительских собраниях и конференциях  обсуждаются следующие вопросы:
1. Дисциплина на улице — залог безопасности пешеходов.
2. Для чего нужны правила дорожного движения и что они  собой представляют.
3. Типичные случаи детского дорожно-транспортного травматизма.
4. Роль взрослых в обучении детей правилам поведения на улицах.

        Индивидуальные и групповые консультации для родителей проводятся по самым разным вопросам:

  1. Какие книги читать детям.
  2. Как проводить дома работу с ребенком по безопасному поведению на улице.
  3. Какие настольные игры купить ребенку.        

        Используя такие формы работы с родителями, повышается активность, как родителей, так и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые формы организации взаимодействия с родителями". Выступление на августовской конференции

Сегодня обновление системы дошкольного образования, процессы  гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей....

Выступление на августовской конференции

"Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования"...

"Организация кружковой работы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки".Выступление на Августовской конференции педагогических работников образовательных организаций МО "Кабанский район".

Реализуя вариативную часть программы, мы организуем работу по дополнительному образованию, создавая кружки коррекционной направленности, кружки, направленные на развитие одарённых детей и кружки на ра...

Выступление на августовской конференции « Работа воспитателя с детьми ОВЗ в ДОУ»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации...

Выступление на августовской конференции.

Тема: "Оказание дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ" (из опыта работы О.А.Егоровой)...