Выступление на августовской конференции
консультация на тему

Нурмеева Альбина Салимовна

"Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avgustovskaya_konferentsiya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №4 города Агрыз Агрызского муниципального района

Республики Татарстан

Выступление на августовской конференции

на тему «Педагогические технологии как эффективное

средство повышения качества образования».

                                                                 

 Воспитатель Нурмеева А.С.

                                     

                                                                                                                                                                         

                                           

                                                 2015 год.  

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте узнаем, что же означает сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т.Лихачёв).

Сегодня быть педагогическим грамотным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Выделим наиболее известные педагогические технологии, используемые в работе с детьми.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

личностно-ориентированные технологии;

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

 от программы, по которой работают педагоги,

 конкретных условий ДОУ,

 профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

 В нашем МБДОУ № 4педагогами успешно используются целые комплексы технологий по сбережению здоровья детей. Такие как:

1) технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2) технологии обучения здоровому образу жизни;

3) коррекционные технологии

Данные технологии применялись в течение года и дали положительные результаты. Отсутствие детей в ДОУ по причине болезни сократилось более, чем в 2 раза.

 В нашем саду используется технология  подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

Проектная деятельность требует от педагога терпения, любви к ребёнку и веры в его возможности.  Она включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, творческих и проблемных методов познания окружающего мира. Она строится на уникальных отношениях «ребёнок – взрослый», на соучастие взрослых и детей. Это подразумевает общение на равных, где никому не принадлежит право указывать, оценивать и контролировать. В данном виде деятельности педагог постепенно ведёт ребёнка от подражательно – исполнительской деятельности к творческой.

Первый этап проектной деятельности

«Подражательно – исполнительский», реализация данных проектов возможна с детьми начиная с трёх лет (младшая, средняя группа). На этом этапе дети действуют на «вторых ролях». Они участвуют в проекте по прямому предложению взрослого или подражая ему. Это не противоречит психологическому развитию маленького ребёнка т. к ещё сильна потребность установить и сохранить хорошее отношение к взрослому и научиться подражать ему.

Второй этап проектной деятельности

- «Оценивающий». Его реализация возможна с детьми пятого – шестого года жизни (старшая группа). Они уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности и могут согласовывать действия, оказывая помощь друг другу. Дети уже меньше обращаются с просьбами к взрослым и более активно организуют совместную деятельность со сверстниками. Так же развивается самоконтроль и самооценка. Дети способны объективно оценивать не только свои поступки, но и поступки сверстников. В этом возрасте дети могут принять не только проблему предложенную педагогом, но и уточнить цель проекта и способы его реализации, а так - же сами предложить проблему их интересующую. Именно это желание и становится отправной точкой для следующих исследовательских, социальных, творческих и опытно – ориентировочных проектов.

Третий этап проектной деятельности

– «Творческий». Этот этап характерен для детей шести – семи лет (подготовительная группа). Очень важно в этот период поддерживать и способствовать развитию творческой активности детей, а так же создавать условия для самостоятельного определения цели проекта и способах его реализации. Именно на этом этапе деятельности наиболее ярко проявляются уникальные взаимоотношения «взрослый – ребёнок».

Для планирования проектной деятельности можно использовать «алгоритм деятельности педагога» разработанный Н. А. Рыжовой.

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из интересов детей и их потребностей.

2. Вовлекает детей в решение проблемы.

3. Намечает план к решению проблемы (поддерживает интерес детей к ней и вовлекает к решению этой проблемы родителей) .

4. Обсуждает план реализации проекта с родителями.

5. Совместно с детьми и родителями составляет план – схему проведения проекта.

6. Собирает информацию и материал по проекту.

7. Проводит занятия, игры, наблюдения, создания минимузеев, выставок (основная часть проекта) .

8. Даёт домашние задания для родителей и детей.

9. Поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей по теме проекта (поиск материалов, изготовление поделок, рисунков, стенгазет, коллажей и т. д) .

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, КВН, составляет альбом, презентацию.

11. Подведение итогов (выступление на педсовете, обобщение опыта работы) .Таким образом, в проектной деятельности у ребёнка формируется и раскрывается его индивидуальность, а так же реализуются его потребности и исследовательские интересы.

В нашем саду в прошлом учебном году был проведен цикл проектов к 70-летию Победы. Перед педагогами была поставлена цель-воспитание патриотических чувств у детей, в данную проектную деятельность были вовлечены родители, был объявлен конкурс «Цветы для ветеранов». Также была проведена большая работа с детьми при подготовке к конкурсу «Дети читают стихи». В итоге были проведены мероприятия посвященные 75-летию победы, куда были приглашены ветераны.

Технология исследовательской деятельности Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.

В нашем саду есть центры экспериментально-опытной деятельности в каждой группе, где детям предоставлена возможность наблюдать и экспериментировать.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.

Выявляем способности детей, развиваем их. Исходя из этого наши дети принимают участие в мероприятиях различного уровня: конкурс чтецов «Дети читают стихи», худ.самодеятельности «Весенняя капель», интеллектуальные конкурсы «Росток», «Мечтай!Исследуй!Размышляй», «Велогонки» и т.д.

Игровые технологии (игровая деятельность).Игра на ряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые мы используем в своей работе , является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится? ” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот? ” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания) .

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья, а ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.

В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.

Мы используем  нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

 Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

  Для этого необходимо:

 В нашем саду организовывается проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей

В группах есть специальная  игрушка – герой занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность.

В конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее (вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …..); продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом, желательно, обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

   диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),

   содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),

   рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Я бы хотела рассказать об одном из них.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

 С таким портфолио наши дети выпускаются из детского сада.

 В конце своего выступления я бы хотела отметить, что технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза  Диккенса

Человек не может по настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к выступлению на августовской конференции по теме «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства...

"Новые формы организации взаимодействия с родителями". Выступление на августовской конференции

Сегодня обновление системы дошкольного образования, процессы  гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей....

"Организация кружковой работы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки".Выступление на Августовской конференции педагогических работников образовательных организаций МО "Кабанский район".

Реализуя вариативную часть программы, мы организуем работу по дополнительному образованию, создавая кружки коррекционной направленности, кружки, направленные на развитие одарённых детей и кружки на ра...

Выступление на августовской конференции « Работа воспитателя с детьми ОВЗ в ДОУ»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации...

Выступление на августовской конференции.

Тема: "Оказание дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ" (из опыта работы О.А.Егоровой)...