План коррекционной работы. Старшая логопедическая группа первый год обучения (ОНР)
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Ломовцева Оксана Владимировна

В документе представлено планирование работы логопеда по развитию общеречевых навыков, звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова,развитие фонемаьтческого анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи по периодам обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

План коррекционной работы

Старшая логопедическая группа первый год обучения (ОНР)

1-й период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Обследование состояние речи и неречевых психических функций; выявление структуры и механизмов речевых нарушений; заполнение речевых карт (первые две недели сентября)

Развитие общих речевых навыков

  • Выработать четкое, координированное движение органов речевого аппарата
  • Учить детей делать короткий и бесшумный вдох, не поднимая плечи,  спокойный и плавный выдох, не надувая щеки
  • Работать  над постановкой диафрагмального дыхания
  • Работать над мягкой атакой голоса. Выработать у детей умение пользоваться громким и тихим голосом

Звукопроизношение

  • Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков: [м] - [м`], [б] – [б`], [д] – [д`], [н` - [н`], [в] – [в`], [г] – [г`], [п] – [п`], [т] – [т`], [ф] – [ф`], [к] – [к`], [х]
  • Подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков
  • Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа)

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  • Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост)
  • Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик)
  • Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек)
  • Деление слов на слоги

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  • Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки)
  • Знакомство со звуками [а], [у], [и], [о], [н], [м] [т]
  • Выделение первого  гласного и согласного звука  в словах
  • Выделение последнего согласного в словах
  • Придумывание слов на гласные и согласные звуки
  • Анализ звукосочетания: ау, уа, иа
  • Звуковой анализ слов: ам, ум, му, мы, да, он, на, но, ну
  • Определение наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если есть звук в слове) – на материале изученных звуков

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»,  «Деревья», «Домашние  птицы», «Дикие животные»,  «Домашние животные и их детеныши», «Одежда», «Обувь», «Дикие животные холодных стран»

Грамматический строй речи

(по лексическим тема I периода обучения)

  • Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа
  • Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число
  • Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут)
  • Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже
  • Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи-фрукты» и т.п.
  • Согласование числительных два и пять с существительными

Развитие связной речи

  • Знакомство с понятием «живые – неживые» предметы, обучение постановке вопросов к одушевлённым предметам -  кто это? К неодушевлённым предметам - что это?
  • Формирование понятия о действие.
  • Составление простых распространенных предложений
  • Научить детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом
  • Учить детей составлять описательные рассказы по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Домашние  птицы», «Дикие животные»
  • Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений)
  • Учить детей пересказывать небольшие рассказы и сказки (дословный и свободный пересказ)

Развитие мелкой моторики

Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода)

Составление фигур, узоров из элементов (по образцу)

Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков

  • Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей
  • Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной

Звукопроизношение

  • Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа)
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  • Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость)
  • Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  • Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы, пишу, носки)
  • Выделение гласных звуков в трех звуковых словах (мак, дом, сук, мышь, кит)
  • Знакомство со звуками [к], [х], [хь], [п], [пь], [ть] , [кь], [ы] , [ль]
  • Выделение твердых согласных звуков в начале и в конце слова (дом, лес)
  • Знакомство с понятиями твёрдые-мягкие согласные.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Новогодний праздник», «Животные жарких стран»,  «День Защитника Отечества», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный), «Правила дорожного движения», «Рыбы», «Мебель», «Продукты питания».

Грамматический строй речи

  • Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа
  • Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа
  • Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже
  • Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по)
  • Образование притяжательных прилагательных по теме «Дикие и домашние животные», образование относительных прилагательных по темам II периода обучения
  • Образование глаголов движения с приставками
  • Образование существительных единственного и множественного числа по теме «Зимующие птицы»
  • Согласование числительных  с существительными

Развитие связной речи

  • Знакомство с понятие признак
  • Учить составлять рассказы цепной структуры с опорой на картинно-графический план.
  • Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы
  • Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин

Развитие мелкой моторики

  • Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)
  • Работа по развитию конструктивного праксиса
  • Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам)
  • Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради

III период обучения (март, апрель, май)

Общие речевые навыки

  • Продолжить работу над речевым дыханием
  • Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи

Звукопроизношение

  • Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа)
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков

Работа над слоговой структурой слова:

  • Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных начале слова
  • Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш)

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  • Знакомство со звуками [с], [в], [ф], [фь] , [з], [ц] , [б], [бь]
  • Анализ трехзвуковых слов с гласными [а], [о], [у], [ы], [э], [и], составление схемы слова (ива, осы, уха, эхо, мак, кот, душ, сыр, кит и др.)
  • Дифференциация на слух парных согласных [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш] в словах (бочка - почка, удочка - уточка и т.д.)

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Женский день. Семья», «Дом и его части», «Весна», «Профессии», «Насекомые», «Наш город Сельцо»,  «Части тела», «Сказки», «Домашние электроприборы»,  «Инструменты», «Праздник 9 Мая», «Насекомые», «Здравствуй лето. Цветы»

Грамматический строй речи

  • Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа
  • Согласование числительных два и пять с существительными
  • Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: из -за, из-под, около, возле и др.
  • Образование сравнительной степени прилагательных (длинный - длиннее –самый длинный)
  • Образование наречий от прилагательных (быстрый - быстро и др.)
  • Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов

Развитие связной речи

  • Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта
  • Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами
  • Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов
  • Учить распространять  рассказы цепной структуры с опорой на картинно-графический план за счёт слов-признаков.

Развитие мелкой моторики

  • Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)
  • Усложнение работы с карандашом
  • Усложнение работы над конструктивным праксисом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НС(К)НШ-Д/С V вида на 2011-2012 учебный год.

Программно-целевое планирование позволяет воспитателю осознанно решать задачи воспитания, осуществлять взаимосвязь социального, познавательного, эстетического, физического развития детей, ориент...

Перспективный план работы старшей логопедической группы

Перспективный план работы старшей логопедической группы МБДОУ д/с 28 на 2012-2013 учебный год...

Перспективный план коррекционной работы средней логопедической группы

Перспективный план коррекционной работы средней логопедической группы...

Комплексная коррекционная работа в логопедических группах ДОУ коррекционной направленности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Предлагается материал по взаимосвязи специалистов логопедических групп детского сада коррекционной направленности в соответствии с требованиями ФГОС. Главная цель данной работы - учитывать особен...

Конспект занятия в старшей логопедической группе (первый год обучения) Звуки [А], [У], [И], [О].

Коррекционно-образовательные: учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А] , [У] , [И], [О] ; определять наличие изолированного гласного звука в словах; учить производить слухо-произносите...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В  ЛОГОПЕДИ­ЧЕСКОЙ ГРУППЕ...