«Планирование коррекционной работы с детьми во вторую половину дня»
статья на тему

Куснерж Анастасия Олеговна

 

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения  нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. С каждым годом количество таких детей возрастает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 97 «Калинка»

«Планирование коррекционной работы с детьми во вторую половину дня»

D:\New Folder\фоны\фоны с детками\pic_1326022957.png                               

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ С ДЕТЬМИ ОНР

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и её основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения  нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии. С каждым годом количество таких детей возрастает.

Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдаемость к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия динамической паузы.

Логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, а воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Каждое занятие воспитателя, каждый режимный процесс подчинены особым коррекционным задачам.

Вся работа воспитателей строится в двух направлениях: коррекционно-развивающее и общеобразовательное, но первое направление является ведущим.На занятиях по развитию элементарных математических представлений воспитатель ставит своей целью активизацию речи детей, закрепление основных грамматических категорий, над которыми работает учитель-логопед. Проводятся специальные дидактические игры и упражнения, в ходе которых педагог закрепляет не только количественный счёт, но и грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой.

Существенное место отводится дидактическим играм и упражнениям, направленным на развитие когнитивных процессов, тематика которых также совпадает с изучаемой лексической темой. В конце занятий изобразительной деятельности педагоги используют игровые упражнения, в ходе которых закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой.

При организации театрализованной деятельности воспитатель не только заучивает с детьми стихотворения, потешки, но и обыгрывает их с использованием разных видов театров. Для самостоятельной деятельности детей в группе создана разнообразная предметная среда, обеспечивающая каждому ребёнку максимум условий для контактов со сверстниками.

Работа воспитателя в группе с ОНР находится в прямой зависимости от планирования работы логопеда. Все темы, которые логопед проходит с детьми необходимо проработать воспитателю в группе. Но это не только работа по логопедической тетради – этого недостаточно. Коррекционное обучение проводится на общеобразовательных занятиях и в ходе ряда режимных моментов. Коррекционная работа по лексической теме должна проводиться воспитателем в течение всего дня: в утренней гимнастике, на занятиях, на прогулке – и это главное. В  вечерние и утренние часы дети рассматривают книги по данной теме, иллюстрации, фотографии, подобранные воспитателем и логопедом.

Еженедельно с детьми группы ОНР проводятся занятия логопедической ритмики по тематике занятий, запланированными учителем-логопедом. Логоритмика – это упражнения на координацию слова с движением.

Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Кроме основных задач, посредством логоритмических упражнений решаются
дополнительные: развитие устойчивости внимания, наблюдательности к языковым явлениям, способности к запоминанию, коммуникативной функции речи.

Задачи, стоящие перед воспитателем.

  • Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.
  • Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группе.
  • Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.
  • Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.
  • Расширение кругозора детей.
  • Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам.
  • Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).
  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.
  • Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.
  • Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.
  • Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.
  • Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни.
  • Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.
  • Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.
  • Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.

В течение всего дня воспитатель обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах. Вопросы педагога предполагают употребление детьми в ответах грамматические конструкции, включающие глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? – Я мою руки. Так же предполагается выполнение действий по инструкции педагога, которые  включают в себя глаголы, близкие по смыслу: завязывать (шнурки), застегивать (пуговицы), мыть (руки), умывать (лицо) и т.д.; заучивание чистоговорок, потешек (по заданию логопеда), включающих правильно произносимые детьми звуки. Таким образом, в работе воспитателя в течение всего дня -  в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке -  придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога, составления простых предложений и в итоге короткого рассказа.

Между логопедом, воспитателем и родителями установлена система непрерывной и эффективной обратной связи, которая превращает семью в активного субъекта коррекционного процесса и способствует осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье. В процессе работы с родителями используются разнообразные средства: специальные «логопедические уголки», информационные стенды, папки-передвижки, проводятся консультации и т.д. Работа воспитателя с родителями осуществляется в значительно большем объеме: объясняет задания логопеда, находящегося в индивидуальной рабочей папке ребёнка, логопедические термины, принцип выполнения задания. Особенно тщательно проводится такая работа в начале обучения.

  • формирование полноценной звуковой стороны речи

Устранение неправильного произношения, развитие умения и навыков дифференциации сходных по звучанию и артикуляции звуков; привитие навыка самоконтроля за речью.

а) постановка звуков (к ,г, д, т  - с, с’, з, з’, ц – ш – л, л’ – ж – р, р’ – ч, щ);

б) автоматизация звуков

- в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных);

- в словах (с ударением, без ударения, сложных);

- в предложениях;

- дифференциация звуков (с-з, с-с’, с-ц, с-ш, с-з-ц

ж-з, ж-ш,

ч-с’, ч-т’, ч-щ,

щ-с, щ-т, щ-ш,

р-л, р-р’, р’-л’, р’-й, л-л’

в) автоматизация звуков в речи.

  • развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа (умение выделять звук из слова, находить его место в слове /в начале, в середине, в конце/, определять твёрдость-мягкость звука, называть первый, второй и т. д. звуки, определять количество слогов в слове);
  • расширение словарного запаса;
  • формирование грамматического строя речи (умение изменять слова по родам, числам, падежам, образовывать новые слова при помощи приставок, суффиксов, согласовывать слова друг с другом, правильно употреблять местоимения, и т.д.);
  • развитие связной, выразительной речи (обучение рассказыванию по сюжетным картинкам, по серии картинок; пересказу, нормализация просодики);
  • Развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, логического мышления, ощущения, воображения);
  • Развитие сенсомоторики (правильное определение величины, цвета, формы предметов, развитие тактильных ощущений).

Все этапы идут параллельно с коррекцией произношения на базе правильно произносимых звуков