ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_korrektsionnoy_raboty.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа» № 953
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила:
Учитель- дефектолог
Кудряшова Н.Н.
Москва
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
I КВАРТАЛ (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1—3-я недели сентября — обследование состояния речи и неречевых психических функций.
Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.
1-й раздел. Звукопроизношение.
- Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [BL [ф] и их мягких вариантов.
- Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т. д.
- С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.
3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].
- Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау], [уа].
- Учить выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах, различать слова с начальными ударными [а], [у].-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].
- Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау], [уа].
- Учить выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах, различать слова с начальными ударными [а], [у].
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова
- Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак - погремушка, кот -велосипед, дом - черепаха).
- Учить детей передавать ритмический рисунок слова
- Работать над двусложными, а потом над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны).
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков
- Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.
- Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
- Выработать правильный темп речи.
- Работать над четкостью дикции.
- Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей.
5-й раздел. Лексика Лексические темы Сентябрь
4-я неделя — «Осень». («Названия деревьев», «Дикие животные осенью».) Октябрь
1-я неделя — «Огород». («Овощи», «Домашние животные осенью».) ..
2-я неделя — «Сад». «Фрукты».
3-я неделя — «Лес». «Грибы и лесные ягоды».
kj 4-я неделя — «Игрушки».' Ноябрь
1-я неделя — «Одежда». 2-я неделя — «Обувь». 3-я неделя — «Квартира», «Мебель». 4-я неделя — «Кухня», «Посуда».
1. Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено.
Ввести в речь прилагательные хмурый, дождливый.
2. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.
Ввести в словарь существительные — названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель.
3. Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус).
Ввести в словарь существительные — названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.
4. Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, о подготовке зверей к
зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).
Ввести в словарь существительные — названия животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка; корова, лошадь, кошка, собака.
5. Закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель.
Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул, кровать, диван.
- Ввести в словарь прилагательные — названия цвета: красный, желтый, зеленый. Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение.
- Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ — слово»).
6-й раздел. Развитие грамматического строя речи
- Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа — названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели.
- Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев, мячей).
- Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
- Закрепить в речи простые предлоги: на — с, в — из.
- Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-.
7-й раздел. Обучение связной речи
- Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
- Развивать диалогическую речь. Стимулировать речевые реакции. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов: — Кто это? — Это кот. — Что ты видишь? — Я вижу дом. — Где книга? — Книга на столе.
- Учить детей составлять простые предложения из 2—3 слов (по демонстрации действия и по картинке).
- Учить детей повторять за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2—3 предложений об овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, обуви, посуды, мебели.
8-й раздел. Развитие пространственных и временных представлений
- Закрепить навыки счета в пределах пяти с участием слухового и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные в пределах пяти.
- Учить детей различать контрастные и смежные части суток, определяя их последовательность. Закрепить в речи названия частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Ввести в речь наречия: вчера, сегодня, завтра.
- Учить детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: вверху, внизу, влево, вправо, около, рядом.
- Учить детей сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Ввести в словарь сравнительные прилагательные: выше, ниже, шире, длиннее, короче.
II КВАРТАЛ
(декабрь, январь, февраль)
1-й раздел. Звукопроизношение
- Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
- Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию.
3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], !ф] и их мягких вариантов. 2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова
- Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.
- Работать над односложными словами из закрытого слога. 3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у].
- Учить детей выделять из ряда звуков гласные [о], [и].
- Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ои], [ио], [ао], [оа], [уо], [оу], [иу], [уи].
- Учить детей выделять начальные ударные звуки [у], [о] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и|, [о].
4-й раздел. Развитие общих речевых навыков
- Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
- Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.
- Закрепить умение изменять силу голоса, учить детей говорить тише, громче.
- Продолжить работу над темпом речи.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
- Стимулировать, развивать и поддерживать игры, развивающие голос, интонацию. 5-й раздел. Лексика
Лексические темы
Декабрь
1-я неделя — «Зима».
2-я неделя — «Зимующие птицы».
3-я неделя — «Комнатные растения».
4-я неделя — «Новогодний праздник».
Январь
2-я неделя — «Домашние птицы».
3-я неделя — «Домашние животные и их детеныши».
4-я неделя — «Дикие животные и их детеныши».
Февраль
1-я неделя — «Профессии. Продавец».
2-я неделя — «Профессии. Почтальон».
3-я неделя — «Транспорт».
4-я неделя — «Профессии на транспорте».
1. Обобщить и расширить представления детей о явлениях неживой природы зимой.
Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб. Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый. Закрепить знание белого цвета.
2. Расширить представления о разнообразии птиц и об их общих признаках.
Ввести в речь существительные — названия зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, снегирь,
синица.
Ввести в словарь существительные — названия домашних птиц: петух, курица, цыплята, гусь,
гусыня, гусята, утка, утята.
3. Учить различать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, размеру).
Ввести в словарь существительные — названия комнатных растений: толстячка, розан, герань, кактус.
- Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Ввести в речь детей глаголы, обозначающие способы передвижения животных: ходят, бегают, прыгают, скачут.
- Расширить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка.
- Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста.
Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет. 6-й раздел. Развитие грамматического строя речи
- Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
- Закрепить в речи простые предлоги: на — с, в — из, по.
- Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят. 1-й раздел. Обучение связной речи
- Заниматься совершенствованием диалогической речи. Закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.
- Закрепить умение строить предложения из 2—3 слов по демонстрации действий и по картинке.
- Закрепить умение повторять рассказ из 2—3 предложений. Упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний о зимующих и домашних птицах, диких и домашних животных.
- Учить детей пересказывать тексты из 2—3 простых предложений.
7-й раздел. Грамота
- Познакомить детей с гласными буквами А, У, О, И.
- Упражнять детей в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, в вырезании их из бумаги, в «рисовании» букв в воздухе.
- Дать детям представление о том, чем звук отличается от буквы.
- Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ,УИ.
III КВАРТАЛ
(март, апрель, май)
1-й раздел. Звукопроизношение
- Завершить работу по подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков.
- Завершить процесс автоматизации свистящих звуков в речи у всех детей.
- Начать формирование правильной артикуляции шипящих звуков и звука [р].
2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова
- Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.
- Работать над двусложными словами с закрытым слогам (бидон, вагон) и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, аист).
3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными [а], [у], [о], [и].
- Упражнять детей в выделении звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков.
- Учить выделять конечные, а затем начальные согласные [т], [п], [н], [м], [к] в словах.
- Упражнять детей в анализе и синтезе обратных слогов: an, on, уп, ип; am, от, у т, ит; ак, ок, ук, ик и т.д., а затем и прямых слогов: та, то, ту, ти и т. д.
- Дать детям представление о гласном и согласном звуках, их различиях.
- Учить детей подбирать слова на заданный согласный звук. 4-й раздел. Развитие общих речевых навыков
- Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
- Работать над плавностью речи.
- Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи. 5-й раздел. Лексика
Лексические темы
Март
1-я неделя — «Весна».
2-я неделя — «Мамин праздник», «Профессии наших мам».
3-я неделя — «Первые весенние цветы».
4-я неделя — «Цветущие комнатные растения».
Апрель
1-я неделя — «Дикие животные весной».
- Закрепить знание детьми гласных букв А, У, О, И; умение читать слияния гласных.
- Познакомить детей с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
- Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.
- Упражнять детей сначала в чтении закрытых слогов типа: an, ук, от; потом в чтении открытых слогов типа: пи, ко, та, му, ни.
- Учить детей читать слова типа кот, кит, мука
- Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающим элементом.
- Упражнять в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Поект учителя-логопеда по работе с родителями в детском саду на базе логопункта....
метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста
метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
Методическая разработка перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Требуют особого уважения – Правила Дорожного движения!»
Методическая разработка представлена в форме перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшей группы и направлена на решение задач по совершенствованию и закреплению зна...
Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...
доклад и опыта работы "Интерактивный стол в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"
В статье рассказывается о предшествующей и текущей работе на интерактивном столе с детьми старшего возраста https://disk.yandex.ru/d/OjRU6spkZKXZ7QПредоставляется презентация "Интеракт...