ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_korrektsionnoy_raboty.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа» № 953

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила:

Учитель- дефектолог

Кудряшова Н.Н.

Москва

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

I КВАРТАЛ (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1—3-я недели сентября — обследование состояния речи и неречевых психических функций.

Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт.

1-й раздел. Звукопроизношение.

  1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [BL [ф] и их мягких вариантов.
  2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т. д.
  3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

  1. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].
  2. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау], [уа].
  3. Учить выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах, различать слова с начальными ударными [а], [у].-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

  1. Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у].
  2. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау], [уа].
  3. Учить выделять начальные ударные гласные [а], [у] в словах, различать слова с начальными ударными [а], [у].

2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова

  1. Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак - погремушка, кот -велосипед, дом - черепаха).
  2. Учить детей передавать ритмический рисунок слова
  3. Работать над двусложными, а потом над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны).

4-й раздел. Развитие общих речевых навыков

  1. Начать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
  2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Работать над плавностью речи.
  3. Учить детей изменять силу голоса: говорить громко, тихо, шепотом.
  4. Выработать правильный темп речи.
  5. Работать над четкостью дикции.
  6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей.

5-й раздел. Лексика Лексические темы Сентябрь

4-я неделя — «Осень». («Названия деревьев», «Дикие животные осенью».) Октябрь

1-я неделя — «Огород». («Овощи», «Домашние животные осенью».) ..
2-я неделя — «Сад». «Фрукты».
3-я неделя — «Лес». «Грибы и лесные ягоды».
kj        4-я неделя — «Игрушки».' Ноябрь

1-я неделя — «Одежда». 2-я неделя — «Обувь». 3-я неделя — «Квартира», «Мебель». 4-я неделя — «Кухня», «Посуда».

1.        Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено.

Ввести в речь прилагательные хмурый, дождливый.

2.        Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.

Ввести в словарь существительные — названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель.

3.        Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус).

Ввести в словарь существительные — названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

4.        Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, о подготовке зверей к
зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Ввести в словарь существительные — названия животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка; корова, лошадь, кошка, собака.

5.        Закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель.

Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул, кровать, диван.

  1. Ввести в словарь прилагательные — названия цвета: красный, желтый, зеленый. Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение.
  2. Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ — слово»).

6-й раздел. Развитие грамматического строя речи

  1. Учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа — названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели.
  2. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев, мячей).
  3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
  4. Закрепить в речи простые предлоги: на — с, в — из.
  5. Учить детей образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-.

7-й раздел. Обучение связной речи

  1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
  2. Развивать диалогическую речь. Стимулировать речевые реакции. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов: — Кто это? — Это кот. — Что ты видишь? — Я вижу дом. — Где книга? — Книга на столе.
  3. Учить детей составлять простые предложения из 2—3 слов (по демонстрации действия и по картинке).
  4. Учить детей повторять за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2—3 предложений об овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, обуви, посуды, мебели.

8-й раздел. Развитие пространственных и временных представлений

  1. Закрепить навыки счета в пределах пяти с участием слухового и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные в пределах пяти.
  2. Учить детей различать контрастные и смежные части суток, определяя их последовательность. Закрепить в речи названия частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Ввести в речь наречия: вчера, сегодня, завтра.

  1. Учить детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: вверху, внизу, влево, вправо, около, рядом.
  2. Учить детей сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Ввести в словарь сравнительные прилагательные: выше, ниже, шире, длиннее, короче.

II КВАРТАЛ

(декабрь, январь, февраль)

1-й раздел. Звукопроизношение

  1. Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
  2. Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию.

3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], !ф] и их мягких вариантов. 2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова

  1. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.
  2. Работать над односложными словами из закрытого слога. 3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

  1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у].
  2. Учить детей выделять из ряда звуков гласные [о], [и].
  3. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ои], [ио], [ао], [оа], [уо], [оу], [иу], [уи].
  4. Учить детей выделять начальные ударные звуки [у], [о] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и|, [о].

4-й раздел. Развитие общих речевых навыков

  1. Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
  2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.
  3. Закрепить умение изменять силу голоса, учить детей говорить тише, громче.
  4. Продолжить работу над темпом речи.
  5. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  6. Стимулировать, развивать и поддерживать игры, развивающие голос, интонацию. 5-й раздел. Лексика

Лексические темы

Декабрь

1-я неделя — «Зима».

2-я неделя — «Зимующие птицы».

3-я неделя — «Комнатные растения».

4-я неделя — «Новогодний праздник».

Январь

2-я неделя — «Домашние птицы».

3-я неделя — «Домашние животные и их детеныши».

4-я неделя — «Дикие животные и их детеныши».

Февраль

1-я неделя — «Профессии. Продавец».

2-я неделя — «Профессии. Почтальон».

3-я неделя — «Транспорт».

4-я неделя — «Профессии на транспорте».

1.        Обобщить и расширить представления детей о явлениях неживой природы зимой.

Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб. Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый. Закрепить знание белого цвета.

2.        Расширить представления о разнообразии птиц и об их общих признаках.

Ввести в речь существительные — названия зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, снегирь,

синица.

Ввести в словарь существительные — названия домашних птиц: петух, курица, цыплята, гусь,

гусыня, гусята, утка, утята.

3.        Учить различать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, размеру).

Ввести в словарь существительные — названия комнатных растений: толстячка, розан, герань, кактус.

  1. Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Ввести в речь детей глаголы, обозначающие способы передвижения животных: ходят, бегают, прыгают, скачут.
  2. Расширить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка.
  3. Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста.

Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет. 6-й раздел. Развитие грамматического строя речи

  1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
  2. Закрепить в речи простые предлоги: на — с, в — из, по.
  3. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят. 1-й раздел. Обучение связной речи

  1. Заниматься совершенствованием диалогической речи. Закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2—3 слов. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.
  2. Закрепить умение строить предложения из 2—3 слов по демонстрации действий и по картинке.
  3. Закрепить умение повторять рассказ из 2—3 предложений. Упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний о зимующих и домашних птицах, диких и домашних животных.
  4. Учить детей пересказывать тексты из 2—3 простых предложений.

7-й раздел. Грамота

  1. Познакомить детей с гласными буквами А, У, О, И.
  2. Упражнять детей в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, в вырезании их из бумаги, в «рисовании» букв в воздухе.
  3. Дать детям представление о том, чем звук отличается от буквы.
  4. Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ,УИ.

III КВАРТАЛ

(март, апрель, май)

1-й раздел. Звукопроизношение

  1. Завершить работу по подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков.
  2. Завершить процесс автоматизации свистящих звуков в речи у всех детей.
  3. Начать   формирование   правильной  артикуляции   шипящих звуков и звука [р].

2-й раздел. Работа над слоговой структурой слова

  1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.
  2. Работать над двусложными словами с закрытым слогам (бидон, вагон) и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, аист).

3-й раздел. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

  1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными [а], [у], [о], [и].
  2. Упражнять детей в выделении звуков [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков.
  3. Учить выделять конечные, а затем начальные согласные [т], [п], [н], [м], [к] в словах.
  4. Упражнять детей в анализе и синтезе обратных слогов: an, on, уп, ип; am, от, у т, ит; ак, ок, ук, ик и т.д., а затем и прямых слогов: та, то, ту, ти и т. д.
  5. Дать детям представление о гласном и согласном звуках, их различиях.
  6. Учить детей подбирать слова на заданный согласный звук. 4-й раздел. Развитие общих речевых навыков

  1. Продолжать работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
  2. Работать над плавностью речи.
  3. Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи. 5-й раздел. Лексика

Лексические темы

Март

1-я неделя — «Весна».

2-я неделя — «Мамин праздник», «Профессии наших мам».

3-я неделя — «Первые весенние цветы».

4-я неделя — «Цветущие комнатные растения».

Апрель

1-я неделя — «Дикие животные весной».

  1. Закрепить знание детьми гласных букв А, У, О, И; умение читать слияния гласных.
  2. Познакомить детей с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
  3. Упражнять детей в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе.
  4. Упражнять детей сначала в чтении закрытых слогов типа: an, ук, от; потом в чтении открытых слогов типа: пи, ко, та, му, ни.
  5. Учить детей читать слова типа кот, кит, мука
  6. Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающим элементом.
  7. Упражнять   в   нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

метод куклотерапии широко применяется в работе психологов. Я решила применить его в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Методическая разработка перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Требуют особого уважения – Правила Дорожного движения!»

Методическая разработка представлена в форме перспективного планирования образовательной деятельности с детьми старшей группы и  направлена на решение задач по совершенствованию и закреплению зна...

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности

Можно ли рассказать дошкольникам о семейном бюджете, о товарах и услугах, о банке, кредите и бартере. Конечно можно! Ведь у воспитателя есть самый главный и очень действенный инструмент – игра. ...

доклад и опыта работы "Интерактивный стол в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста"

В статье рассказывается о предшествующей и текущей работе на интерактивном столе с  детьми старшего возраста https://disk.yandex.ru/d/OjRU6spkZKXZ7QПредоставляется презентация "Интеракт...