Анализ использования народной игрушки в вариативных программах.
статья (средняя группа) на тему

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно - прикладному искусству России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Анализ использования народной игрушки в вариативных программах.

Анализ программы «Детство»

Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесённости дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребёнок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны. В программе уделяется большое внимание произведениям устного народного творчества, народным хороводным играм, народной музыке и танцам, декоративно - прикладному искусству России.

Младший дошкольный возраст

В разделе «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей».

Третий год жизни. Первые встречи с изобразительным искусством. Младший дошкольник впервые приобщается к миру искусства.

 Возникает интерес к эстетическому восприятию окружающего. Явления природы, живых объектов, предметов.

Ребенок учится эмоционально откликаться на произведения народного искусства: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская); деревянные матрешки, предметы быта (иллюстрации в детской книге, скульптура малых форм, изображения животных). Он приобретает представления об их назначении (доставлять людям радость, украшать дом) и о том, что к ним следует относиться бережно.

Четвертый год жизни. Знакомство с изобразительным искусством. Выражать интерес к проявлению прекрасного в окружающем. Осваивать представления о выразительных и сенсорных признаках предметов, живых объектов и явлений, узнавать их изображение в художественных картинах, иллюстрациях, скульптуре, декоративно - прикладном искусстве. Проявлять интерес к произведениям русского декоративно - прикладного искусства: глиняным игрушкам дымковская,  филимоновская, тверская; игрушкам из дерева (матрешки, грибки, бочонки). Испытывать радость от их яркости, нарядности.

Средний возраст

Изобразительное искусство. Декоративное искусство.

          Знание некоторых особенностей декоративно - прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду.

Представления о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт.

Представление   о   некоторых   видах   русского   народного   декоративно-прикладного  искусства:   игрушки  из  глины  (дымковская,   каргопольская, филимоновская, тверская), из дерева (богородская,  семеновская, полхов-майданская, мезенская, архангельские птицы из щепы).

Старший возраст

Декоративно - прикладное искусство. Представление о разнообразных произведениях русского народного декоративно - прикладного искусства и искусства других народов - Украины, Белоруссии, Татарстана, Латвии и др. Виды прикладного искусства, его объекты и средства выразительности становятся разнообразнее и сложнее. Это игрушки из папье-маше, из бересты и т.д.

Дети различают виды русского прикладного искусства по основным стилевым знакам.

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально - комфортное состояние  ребенка  в   общении  с  взрослыми   и   сверстниками,  а  также гармонию с предметным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения и детской деятельности, поведения, поступках.

Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого.

Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

В каждом разделе программы линия развития чувств становится обязательной составляющей воспитания и образования дошкольников.

Анализ программы "Обучение и воспитание в детском саду"

Первая младшая группа (от 2-х до 3-х лет)

В разделе художественно - эстетическое воспитание.

Знакомство с искусством.

Знакомство детей с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, Ванькой - встанькой, и др., соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная, и др.) их форму, цветовое оформление, выделять некоторые элементы узора (кружок, колечко, пятнышко).

Вторая младшая группа (от 3-х до 4-х лет)

Готовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различию разных видов искусства через художественный образ.

Средняя группа (от 4-х до 5-ти лет)

Декоративное рисование.

Формирование у детей умения создавать декоративные композиции по мотивам узоров дымковских, филимоновских игрушек. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей.

Старшая группа (от 5-ти до 6-ти лет)

Декоративное рисование.

Продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров, закреплять и углублять знания о дымковской, филимоновской игрушке я их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить ее с цветовым строем и элементами композиции, добиваться тщательности исполнения. Познакомить с росписью полхов-майдана,   включать   городецкую   и   полхов-   майданскую   роспись   в творческую работу детей. Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Подготовительная к школе группа (от 6-ти до 7-и лет)

Декоративное рисование.

Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Реализация эстетического воспитания и художественного образования в разных возрастных группах предусматривает: формирование художественно - образных представлений и мышления, эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

Таким образом, задача художественного воспитания - развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи ребенка, приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно - эстетической культуры личностей.

Анализ программы "Развитие"

Программа "Развитие" является комплексной и рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ А.А. Венгер, О.М. Дьяченко, ЕЛ. Агаева и т.д.

Она разработана для четырех возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.

В программе "Развитие" уделяется большое место игре, которая так важна для полноценной жизни дошкольника "Здесь и теперь" и для его будущего, поскольку она вносит немалый вклад в его умственное и социальное развитие.

По мнению авторов программы, прежде всего, надо учить дошкольников понимать язык изобразительного искусства, выразительными средствами которого являются цвет, линия, цветовой и тональный ритм, и использовать выразительные средства этого языка для создания композиции.

В создании того или иного художественного образа ребенок идет от эмоционального восприятия объекта, от цветового пятна, которое постепенно прорабатывается, совершенствуется, детализируется.

Специального раздела о народной игрушке в программе не выделено.

Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, коррекцию эмоционально - личностных особенностей детей старшего дошкольного и младшего возраста.

Программа теоретически базируется на подходе Е.Л. Яковлевой к развитию творческого потенциала личности, понимаемого как развитие уникальности.

Основные задачи программы:

1 Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств.

2 Осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.

3 Развитие навыков совместной деятельности общения.

При анализе трех программ "Детство", "Развитие", "Воспитание и обучение в детском саду" было выявлено:

В   программах   ''Детство",    «Воспитание   к   обучению  в   детском   саду": знакомство с народной игрушкой представлено во всех возрастных группах.  Эмоциональное   развитие   идет   через   развивающую   среду.   Активное приобщение детей к миру прекрасного.

В программе "Развитие" специальных разделов по народной игрушке не представлено,   а   эмоциональное   развитие   идет   через   изобразительное искусство во всех видах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»

Выступление на тему:«Использование народной игрушки в различных видах деятельности дошкольников»...

Использование народной игрушки в воспитании дошкольника

Исследование "Использование народной игрушки в воспитании дошкольника"...

Использование народной игрушки в средней группе.

Формирование представлений детей средней группы о народной игрушке....

«Работа над словарем и грамматическими категориями с использованием народной игрушки»

Практическое заняте(самостоятельная работа) по развитию речи у старших дошкольников в рамках курса повышения квалификации  «Воспитание культуры речи у дошкольников с использованием игровых т...

Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са

Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько      й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...

Перспективный план работы с детьми по использованию народной игрушки.

Особое место среди изделий  народного искусства принадлежит игрушке. Каждый человек независимо от возраста помнит  игрушку своего детства. Поэтому очен важно, чтобы эти первые жизненные и ку...