Главные вкладки

    Творческий проект "Огонь: враг или друг"
    проект (подготовительная группа) по теме

    Елена Валериевна Шкредова

    сформировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tvorcheskiy_proekt.doc235 КБ

    Предварительный просмотр:

    Творческий проект.

     Тема: «Огонь: враг или друг».

    Автор проекта: Шкредова Елена Валериевна, воспитатель.

    Тип проекта: исследовательско-творческий.

    Срок реализации: апрель 2014 года.

    Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.

    Цель: сформировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

    ЗАДАЧИ:

    1. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
    2. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
    3. Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
    4. Развивать творческие способности дошкольников

    I этап: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    1. Выставка литературы по теме.
    2. Беседа с детьми «Это спичка - невеличка». (Приложение 1)
    3. Чтение произведения С.Я. Маршака «Пожар».
    4. Анкетирование родителей по теме. (Приложение 2)

    (1 неделя апреля; ответственный - воспитатель)

    II этап: ОСНОВНОЙ

    1. Дидактическая игра: «Огнеопасные предметы». (Приложение 3)
    2. Игра «Причины пожара». (Приложение 4)
    3. Познавательная деятельность «Огонь – наш друг» (Приложение 5)
    4. Познавательная деятельность «Чтобы не было беды» (Приложение 6)
    5. Игры-соревнования (Приложение 7)
    6. Конкурс стихотворений на тему «Спички детям не игрушка».
    7. Экскурсия в пожарную часть.
    8. Выпуск газеты «В гостях у огнеборцев».
    9. Статья на сайт ДОУ «В гостях у огнеборцев». (Приложение 8)

     (2, 3 неделя апреля; ответственные – воспитатель, родители.)

    III этап: РЕЗУЛЬТАТ

    1. Выставка детских работ «Не играй с огнем».

    (4 неделя апреля; ответственные – воспитатель и родители)

    Приложение 1.

    БЕСЕДА «ЭТА СПИЧКА -  НЕВЕЛИЧКА».

    Цель: Рассказать детям, для чего люди используют спички, разъяснить их опасность. Помочь понять, что спички для детей не игрушка. Через чтение произведений и рассматривание иллюстраций показать, какой вред приносит неосторожное обращение с огнём.

    Пособия: коробок со спичками,   картинка с изображением пожара.

     Ход беседы.

    Воспитатель. Дети, вы видели когда – нибудь пожар?

    В последнее время участились пожары, и мы с вами знаем, какую опасность для людей они представляют. Мы знаем, что огонь приносит бедствия, он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные поля.

    Воспитатель: -От чего происходят пожары?
    Дети: - От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.

    Воспитатель:  - Посмотрите на  эту картинку. Что вы на ней видите?
    Дети: -  Пожар. Горит лес.
    Воспитатель: - А по каким причинам мог загореться лес? (Ответы детей)
    Воспитатель:  -  А могли ли дети играть спичками? (Ответы детей)

    Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.

    Воспитатель: - Почему убежали дети? Как в этом случае им  нужно было поступить? (Ответы детей)

     Воспитатель:  - Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете? (Ответы детей)
    Воспитатель: - И пожар был бы потушен, не причинив, дереву большого вреда.

    Приложение 2.

                                             Анкета для родителей.

       Вопрос

                      Ответ

    1.Ф.И.О.

    2.Оставляете ли вы своего ребёнка одного?

    Если да, то чем он в это время занимается?

    3.Доступны ли в вашем доме для ребёнка спички, электроприборы?

    Где они хранятся?

    4.Использует ли ваш ребёнок спички, испорченные приборы в самостоятельной деятельности?

    5.Какую работу проводите по профилактике пожарной безопасности?

    6.Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад?

    Приложение 3.

      Дидактическая игра « Огнеопасные предметы».

         Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.

          Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.

          Игровые действия: разложить карточки на две группы.

    DSC00171

    Вариант игры.

          Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.

    DSC00176

    Приложение 4.

    Игра «Причины пожара».

    Цель: Закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление.

    Раз, два, три, четыре.

    У кого пожар в    (квартире)

    Дыма столб поднялся вдруг,

    Кто не выключил    (утюг)

    Красный отблеск побежал

    Кто со спичками  (играл)

    Стол и шкаф сгорели разом

    Кто сушил бельё над (газом)

    Столб огня чердак объял

    Кто там спичками  (играл)

    Побежал огонь во двор

    Это кто зажёг (костёр)

    Пламя прыгнуло в траву

    Кто у дома жёг (листву)

    Кто бросал в траву при этом

    Незнакомые   (предметы).

    Дым увидел – не зевай

    И пожарных      (вызывай)

    Помни каждый гражданин,

    Этот номер (0 1).

    Приложение 5.

    Познавательная деятельность

     «Огонь – наш друг».

    Цель: рассказать об открытии человеком огня; как огонь дошёл до наших дней, как он помогает человеку; дать элементарные сведения об электричестве и электроприборах, о правилах обращения с огнём.

    Воспитывать осторожное отношение к огню.

    Воспитатель: Дети, в каждом доме есть огнь. Где его можно взять? (Ответы детей)

    Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

    Д/и: «Какой бывает огонь?».

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей).

    Нет, человек научился добывать огонь.

    Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно.

    Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.

    Что нужно класть в костёр, чтобы он горел? (Ответы детей)

    Д/и: «Что горит, что не горит».

    Воспитатель: Человеку понравилось жить с огнём, и он задумался, как же получается огонь. И как–то человек заметил, что при соприкосновении одного камня с другим получаются искры. Знания древних людей используются и сейчас. Посмотрите на зажигалку, из искры появляется огонь. А камень в зажигалке называется кремень.

    Огонь стал для человека хорошим другом, верным помощником. Для освещения улиц, дорог люди использовали факелы и лучины.

    Огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали друг другу важные новости, предупреждали об опасности. В кузнице при помощи огня раскаляли железо, оно становилось мягким, и из него делали топоры, мечи для воинов, подковы для лошадей.

    Шли годы и люди искали всё новые способы использования огня. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит в движение машину. Космическая ракета взлетает при помощи сгорания ракетного топлива. Огонь варит стекло, из которого мастер – стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия. Люди склоняют головы перед Вечным огнём у памятников героям. А Олимпийский огонь зажигают от лучей солнца. Всё это добрый огонь.

    Прошло много лет. Люди придумали электричество. Сейчас у нас много электрических приборов. Какие электрические приборы есть у вас дома? (ответы детей)  

    Да, теперь в наших домах много электрических приборов. Это - холодильники и светильники, утюги и обогреватели, пылесосы и электрические чайники, телевизоры, магнитофоны, компьютеры и др.

     Нам без доброго огня

    Обойтись нельзя и дня

    Он надёжно дружит с нами,

    Гонит холод, гонит мрак,

    Он приветливое пламя

    Поднимает, будто флаг.

    Всем огонь хороший нужен

    И за что ему почёт,

    Что ребятам греет ужин

    Режет сталь и хлеб печёт.

                                                      (Е.Ильин)

    Воспитатель: Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее. Значительную часть человек проводит свою жизнь в домашних условиях - дома, в квартире. Загляни в любую квартиру: мы найдём десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические приборы (плиты, чайники, утюги, телевизоры). А сколько различной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты. Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы. И напоминайте об этом своим родителям.

    Ленту гладила Анюта

    И увидела подруг.

    Отвлеклась на три минуты

    И забыла про утюг.

    Тут уж дело не до шутки!

    Вот что значит три минутки.

    Ленты нет, кругом угар –

    Чуть не сделался пожар!

                                                        (Б.Миротворцев).

    Воспитатель: А сейчас дети, отгадайте загадки:

    - Красный петушок

    По жердочке бежит     (огонь).

    - На привале нам помог:

    Суп варил, картошку пёк.

    Для похода он хорош

    Да с собой не понесёшь    (огонь).

    - То назад, то вперёд

    Ходит, бродит пароход

    Остановишь – горе!

    Продырявит – море        (утюг).

    - Дом – стеклянный пузырёк,

    А живёт в нём огонёк

    Днём он спит, а как проснётся

    Ярким пламенем зажжётся    (электрическая  лампочка).

    - Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

    Больше греться не хочу

    Крышка громко зазвенела:

    «Пейте чай, вода вскипела!»        (чайник).

    - Он с хоботом резиновым,

    С желудком парусиновым.

    Как загудит его мотор,

    Глотает он и пыль и сор     (пылесос).

    Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем добрый огонь.

    Помните: неосторожное обращение с огнём приводит к пожарам, огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей.

    Человеку друг огонь,

    Только зря его не тронь!

    Если будешь баловать,

    То беды не миновать,

    От огня несдобровать.

    Знайте, в гневе он сердит,

    Ничего не пощадит.

    Уничтожить может школу,

    Поле хлебное, твой дом

    И у дома всё кругом

    И, взметнувшись до небес,

    Перекинуться на лес.

    Гибнут в пламени пожара

    Даже люди иногда,

    Это помните всегда!

    Приложение 6.

    Практическая деятельность

     «Чтобы не было беды».

     «Чтобы не было беды, лучше правила учи».

    Цель: Обучить конкретным навыкам тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма.

    Познакомить детей с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду.

    Способствовать развитию осмотрительности и осторожности, логического мышления и памяти.

    Воспитывать чуткость, отзывчивость, самообладание.

    Ход деятельности.

    Воспитатель. Ребята, в прошлый раз мы с вами узнали, какую пользу приносит человеку огонь. Но огонь является нашим другом только тогда, когда мы правильно с ним обращаемся. Только мы забываем быть осторожными, начинаем играть с огнём, он сразу же становится нашим врагом.

    Отгадайте загадку: Рыжий зверь в печи сидит,

                                     Рыжий зверь на всех сердит

                                      И от злости ест дрова –

                                      Целый час, а может два

                                       Ты его рукой не тронь,

                                        Искусает всю ладонь.

    Дети. Огонь.

    (В группу влетает огонь).

    Огонь. Бушую и злюсь,        Без зубов, а кусаю

                  Воды боюсь.        Всё ем  - не наедаюсь

                 С языком, а не лаю        А попью – умираю.

    Кто я?

    Дети. Огонь.

    Огонь. Я сегодня добрый, но добрым буду до тех пор, пока вы будите соблюдать правила обращения с огнём. Я открою вам свои секреты. Расскажу, как можно сделать меня безопасным. Но сначала скажите мне, по какой причине может возникнуть пожар? (Ответы детей).

    Огонь. Молодцы, знаете, что игра со спичками, зажигалками, неосторожное обращение с газом, оставленные без присмотра включенные электроприборы, неисправная печка – всё это может стать причиной пожара. Сегодня вы будите учиться не допускать пожара, а при необходимости бороться со мною.

    Воспитатель. Посмотрите на картинку и вспомните произведение С.Я.Маршака «Пожар»

    «Только мать сошла с крылечка

    Лена села перед печкой, в щелку красную глядит,

    А в печи огонь гудит

    Приоткрыла дверку Лена –

    Соскочил огонь с полена,

    Перед печкой выжег пол,

    Влез по скатерти на стол,

    Пробежал по стульям с треском,

    Вверх полез по занавескам».

    Правило №1.

    Без взрослых не подходи к затопленной печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскалённые угли или искры и стать причиной пожара.

    А второе правило очень простое, его нужно просто хорошенько запомнить.

    Правило №2

    Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

    Посмотрите на эту картинку и давайте попробуем сами сочинить правило. (На картинке включенный и оставленный без присмотра утюг). Правильно вы сказали, и правило у нас получилось вот такое.

    Правило №3

    Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюг. Уходя из дома, обязательно их выключи.

    Правило №4

    Не трогай газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спички  и не включай свет. Срочно проветри квартиру и позови взрослых.

    Правило №5

    Ни в коем случае не зажигай фейерверки, бенгальские огни, свечи дома без взрослых.

    Огонь. Какие хорошие правила, если дети всегда будут их соблюдать, то мне никогда не придётся быть злым и жестоким.

    Практическая часть.

    1.Запасаемся водою в свободные ёмкости.

    2.Из имеющейся ткани делаем повязку.

    3.Смачиваем водой, дышим через повязку.

    4. Стараемся сидеть, как можно ниже, там дыма меньше.

    Ни в коем случае нельзя прятаться в шкафы, под койки  и другие труднодоступные места.

    После прибытия пожарных слушайте их команду, они лучше знают, как тебя спасти.

    Если пожар случился в детском саду, нужно слушать взрослых – они сделают всё, чтобы вас спасти.

         Сейчас я прочитаю вам памятку, вспомним самые основные действия во время пожара.

    Огонь. А я подарю вам такие памятки, чтобы вы всегда помнили эти правила. Помните, я всегда присутствую в вашей группе – в телевизоре, электрической лампочке, в электрической духовке, в компьютере. Если взрослые и дети не будут нарушать правила, я всегда буду только добрым.

    ПАМЯТКА ДОШКОЛЬНИКУ

    1. Если вдруг рядом с тобой загорелся какой-то предмет, попробуй потушить огонь. Для этого нужно плеснуть на пламя водой или высыпать на него землю (например, из цветочного горшка).

    2. Если огонь потушить не удалось, нужно закрыть форточки, взять мобильный телефон, быстро накинуть на плечи куртку и выбежать из помещения, где есть источник огня.

    3. Если огонь разгорается очень быстро, нужно просто выскочить из помещения.

    4. Если у тебя с собой мобильный телефон, выскочив из дома, срочно позвони родителям, а затем сообщи о пожаре в пожарную охрану — позвони по телефону 01 и сообщи адрес своего дома.

    5. Затем нужно постучаться к соседям или сообщить о возгорании дежурному по подъезду.

    6. Если знакомых взрослых рядом не оказалось, нужно обратиться за помощью к любому встреченному взрослому или в ближайший магазин.    

    Приложение 7.

    «Игры-соревнования»

    1.Игра «На пожар». По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульев, на которых разложена амуниция: каска, перчатки, ремень и т.п. Нужно подготовиться к выезду – надеть снаряжение. Выигрывает тот, кто быстрее оденется.

     2.. Игра «Разведчики» По команде игроки должны преодолеть полосу препятствий, добраться до стульчика с куклой «вынести ее из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру  можно усложнить, предложив «разведчикам» двигаться с завязанными глазами (сильное  задымление). В этом случае полоса препятствий должна быть короткой и не очень сложной.

    3.Игра «Тушение пожара». По условному сигналу игроки черпают воду из большого таза маленьким ведерком и передают его друг другу, выстроившись в цепочку. Последний выливает воду в пустую емкость. Побеждает команда, которая быстрее ее заполнит.

    4.. Игра «После пожара». Игроки садятся на стульчики, берут в руки катушки, к каждой из которых одним концом прикреплен шнур (пожарный рукав). Побеждает тот, кто быстрее намотает шнур на катушку.

     

    Приложение 8.

    «В гостях у огнеборцев»

    19 апреля 2014 года ребята подготовительной к школе группы «Улыбка», ДОУ «Алёнушка», побывали в гостях у настоящих пожарных. Встреча прошла  в рамках запланированной акции «Нет огню!». Целью познавательной акции является: закрепление знаний детей о правилах пожарной безопасности.

            Дошколята посетили пожарную часть № 13 ФГКУ 4 отряд ФПС города Куйбышева. Специально для них пожарные провели интересную экскурсию, которая сопровождалась не менее интересным рассказом и пояснениями.

    Заместитель начальника отряда Овчинников А.В. встретил ребят и рассказал о пожарной части, о мужественных и сильных людях, спасающих от огня, о тяжелой, но нужной работе пожарных.

             Начальник караула Сибирцев Р.А. провел ребят по помещениям части: гараж, место хранения пожарно-технического оборудования, кухня, места для отдыха и психологической разгрузки пожарных.

    Но больше всего мальчишек и девчонок заинтересовал центральный пункт связи, где диспетчер Пуртова Ж.Н. рассказала и показала, как и куда поступают звонки по номеру «01», по рации связалась с бойцами отряда, выехавшими на плановое учение.

     С большим интересом рассматривали дети наглядные стенды и пособия в учебном классе.

            А заместитель начальника по работе с кадрами Шувье В.Л. не только рассказал об устройстве и оснащении пожарных машин, но и разрешил посидеть в кабине, много раз бывавшей на пожаре, машины.

            В завершении экскурсии огнеборцы еще раз напомнили ребятам о правилах пожарной безопасности.

                                                                                   Автор: Шкредова Е.В.

    Воспитатели группы «Улыбка»

     ДОУ «Алёнушка» г. Куйбышев


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе "Огонь враг или друг"

    В МБДОУ №21"Гвоздика" воспитатели Латыпова А.Б. и Загидуллина З.М. провели открытое занятие на неделе "Специалист" по теме "Огонь наш враг или друг"....

    Конспект занятия в средней группе "Огонь - враг, огонь - друг"

    Занятие посвящено правилам обращения с огнём....

    Конспект занятия по ОБЖ на тему: «Огонь – враг, огонь - друг» для детей дошкольного возраста

    Цель: 1. Дать понятие о том, что огонь может быть как другом, так и врагом для человека.2.Формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя пользоваться самостоятельно.3....

    Занятие по ОБЖ в подготовительной группе "Огонь – враг или друг человека?"

    Формировать представления детей о наиболее опасных ситуациях, которые могут случиться в их жизни (пожар) и отрабатывать способы поведения в каждом конкретном случае (при пожаре)....

    Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Огонь наш враг и друг»

    Развлечение для детей старшего дошкольного возраста«Огонь наш враг и друг»...

    Конспект НОД для cтаршего дошкольного возраста "Огонь - враг и друг"

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Огонь-враг и друг".  На этом занятии продолжается знакомство детей с правилами пожарной безопасности; расширяются знания детей об опасных сит...

    Методическая разработка Огонь - враг и друг

    Конспекс  на тему "Огонь - враг и друг"...